СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевого этикета через анализ текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описывается развитие речевого этикета через анализ текста

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевого этикета через анализ текста»

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТА МБОУ «СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ Д.А.САРУХАНОВА» Учитель русского языка и литературы Демина Татьяна Александровна

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТА

МБОУ «СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ Д.А.САРУХАНОВА»

Учитель русского языка и литературы

Демина Татьяна Александровна

ЦЕЛЬ :  - усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете через анализ текста

ЦЕЛЬ :

- усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете через анализ текста

Задачи уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах; составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы; научить правильно вести спор, в том числе со взрослыми; выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);

Задачи

  • уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;
  • составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы;
  • научить правильно вести спор, в том числе со взрослыми;
  • выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);
Требования к результатам освоения учебного курса обучающимися   Личностные результаты:  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные:  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога. Метапредметные:  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами речевого этикета, использование их в своей речевой практике.

Требования к результатам освоения учебного курса обучающимися

  • Личностные результаты:
  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
  • Предметные:
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение разными видами монолога и диалога.
  • Метапредметные:
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами речевого этикета, использование их в своей речевой практике.
« В нашем мире, когда человеку есть что сказать, трудность заключается не в том, чтобы заставить его сказать это, а в том, чтобы не дать ему повторять это слишком часто»  (Б.ШОУ)
  • « В нашем мире, когда человеку есть что сказать, трудность заключается не в том, чтобы заставить его сказать это, а в том, чтобы не дать ему повторять это слишком часто»
  • (Б.ШОУ)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д.Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни.   Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививать истинную любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

  • В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д.Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни.
  • Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививать истинную любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ! Широкое распространение получила система стилистических упражнений, разработанная методистами В. И. Капинос, Н. Н. Сергеевой, М. С. Соловейчик; Г. С. Щеголевой.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

Широкое распространение получила система стилистических упражнений, разработанная методистами В. И. Капинос, Н. Н. Сергеевой, М. С. Соловейчик; Г. С. Щеголевой.

ЗАДАНИЯ Первая группа упражнений  предполагает анализ текста (образцового или негативного) разговорного стиля с целью выявления его признаков. Приведем пример. Фрагмент урока — Прочитайте тексты. Кто рассказчик? К кому, при каких обстоятельствах, с какой целью он обращается? Каковы особенности разговорной речи? 1.  Привет, бабуля! Пишу из зимнего лагеря. Солнце, снег, нехолодно! Утром ходим на лыжах. Обед съедаю до последней крошки. После обеда все спят. Вечером поем, танцуем. Я все фотографирую. Потом покажу. Бабуля, не скучай ,  не болей. Зоя. 2.  Серый }  после уроков айда ко мне.

ЗАДАНИЯ

  • Первая группа упражнений  предполагает анализ текста (образцового или негативного) разговорного стиля с целью выявления его признаков. Приведем пример.
  • Фрагмент урока
  • — Прочитайте тексты. Кто рассказчик? К кому, при каких обстоятельствах, с какой целью он обращается? Каковы особенности разговорной речи?
  • 1.  Привет, бабуля! Пишу из зимнего лагеря. Солнце, снег, нехолодно! Утром ходим на лыжах. Обед съедаю до последней крошки. После обеда все спят. Вечером поем, танцуем. Я все фотографирую. Потом покажу. Бабуля, не скучайне болей. Зоя.
  • 2.  Серый }  после уроков айда ко мне.

ЗАДАНИЯ

  • Вторая группа упражнений  направлена на формирование речевых умений. Школьникам предлагается: сконструировать фрагмент текста из заданных элементов, продолжить высказывание по его началу, выполнить редактирование негативного текста, создать высказывание по точным рекомендациям и др. Приведем примеры упражнений.
  • Упражнения
  • 1. Прочитайте вводную и заключительную части текста. Чем интересна заключительная часть? Составьте основную часть так, чтобы раскрыть смысл пословицы. Подумайте, кто, кому, в какой ситуации, зачем рассказывает эту историю.
  • Было пасмурное воскресенье. Папа читалмама вязала. А Пете что делать?
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • 2. Познакомьтесь с записью разговора двух друзей. Как вы считаете, есть ли в записи беседы друзей неуместные выражения? Какие именно?
  • —  Мой любимый урок — физкультура! Там позволительно бегать. Весело, когда бывают соревнования. Мне нравится побеждать! Игорь, а у тебя какой урок любимый?
  • —  Юрий, я радуюсь, когда бывает природоведение. Целесообразно изучать природу родного края. Интересно узнавать что-либо новое о растениях и животных.
ЗАДАНИЯ Третья группа упражнений  носит творческий характер, предназначена для формирования целого комплекса речевых умений в процессе создания оригинального устного или письменного высказывания. Приведем пример. Упражнение Прочитайте тексты, в которых описаны разговоры жителей леса из книги писателя Н. И. Сладкова «Сорочьи тараторки». О чем разговаривают животные и растения, на что они жалуются? Какие особенности разговорной речи вы подметили? Подумайте, какие учебные вещи могли бы пожаловаться, на что именно, к кому обратились бы. Напишите по аналогии сочинение на тему «Жалобы школьных вещей».

ЗАДАНИЯ

  • Третья группа упражнений  носит творческий характер, предназначена для формирования целого комплекса речевых умений в процессе создания оригинального устного или письменного высказывания. Приведем пример.
  • Упражнение
  • Прочитайте тексты, в которых описаны разговоры жителей леса из книги писателя Н. И. Сладкова «Сорочьи тараторки». О чем разговаривают животные и растения, на что они жалуются? Какие особенности разговорной речи вы подметили? Подумайте, какие учебные вещи могли бы пожаловаться, на что именно, к кому обратились бы. Напишите по аналогии сочинение на тему «Жалобы школьных вещей».
СРАВНИ! ТЕКСТ 1 ТЕКСТ 2  «Дуб и рябина» —  Ой, рябина-рябинушка, что взгрустнула ты? —  Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки. Ни ягод на мне, ни веток! Хоть бы ты меня защитил. —  Что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю-то осень желуди с меня сшибали. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной. Текст 2. «Серые жабы» Оскорбляют словом и действием! Кого обзывают мерзкими тварями? Нас, жаб. Уж мы такие, уж мы сякие! Мы и противные, и скользкие, и ядовитые. Почему у ребят на руках бородавки? Тоже, оказывается, от нас. А раз так — бей жаб! А ведьмы пользу приносим. Поедаем в ваших огородах слизней, гусениц, личинок. И бородавки совсем не от нас. И не такие уж мы уродины: у нас красивые золотистые глаза... Не нравится вид наш, так хоть наши дела уважайте!

СРАВНИ!

ТЕКСТ 1

ТЕКСТ 2

  • «Дуб и рябина»
  • —  Ой, рябина-рябинушка, что взгрустнула ты?
  • —  Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки. Ни ягод на мне, ни веток! Хоть бы ты меня защитил.
  • —  Что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю-то осень желуди с меня сшибали. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной.
  • Текст 2. «Серые жабы»
  • Оскорбляют словом и действием! Кого обзывают мерзкими тварями? Нас, жаб. Уж мы такие, уж мы сякие! Мы и противные, и скользкие, и ядовитые. Почему у ребят на руках бородавки? Тоже, оказывается, от нас. А раз так — бей жаб! А ведьмы пользу приносим. Поедаем в ваших огородах слизней, гусениц, личинок. И бородавки совсем не от нас. И не такие уж мы уродины: у нас красивые золотистые глаза...
  • Не нравится вид наш, так хоть наши дела уважайте!
Как используется данная схема при анализе текста?   Текст анализируется поэтапно: этап: сведения об изобразительно - выразительных средствах русского языка (беседа об особенностях художественных средств в тексте) этап: частичный анализ текста (определение его темы и основной мысли, выделение микротем и опорных слов в них, анализ изобразительных средств, характеризуются опорные слова в микротемах, и выполнение задания: выбор синонимов, антонимов и т. д.); этап: это редактирование, т. е. исправление лексико - стилистических недочётов, связанных с неудачным употреблением изобразительных средств. этап: полный анализ текста, составление плана его пересказа (анализ текста по частям, составление сжатого плана, выполнение заданий на выбор синонимов, антонимов и др.)

Как используется данная схема при анализе текста?

  • Текст анализируется поэтапно:
  • этап: сведения об изобразительно - выразительных средствах русского языка (беседа об особенностях художественных средств в тексте)
  • этап: частичный анализ текста (определение его темы и основной мысли, выделение микротем и опорных слов в них, анализ изобразительных средств, характеризуются опорные слова в микротемах, и выполнение задания: выбор синонимов, антонимов и т. д.);
  • этап: это редактирование, т. е. исправление лексико - стилистических недочётов, связанных с неудачным употреблением изобразительных средств.
  • этап: полный анализ текста, составление плана его пересказа (анализ текста по частям, составление сжатого плана, выполнение заданий на выбор синонимов, антонимов и др.)
ВЫВОД Анализ текста « как готового продукта речи» позволяет увидеть динамику речевой деятельности — от замысла до конкретной « речевой реализации», т. е. проследить процесс формирования мысли автора. Одновременно с осознанием речи формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер, так как находится в внутреннем , мысленном плане». Доказано, что развитие спонтанной речи непосредственно влияет на совершенствование умений самостоятельного создания текстов. « Комплексный анализ текста позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические сведения по русскому языку, но и через анализ предложенного текста выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы « работают» над передачей содержания текста, его смысла» - С. В. Сергушева.

ВЫВОД

  • Анализ текста « как готового продукта речи» позволяет увидеть динамику речевой деятельности — от замысла до конкретной « речевой реализации», т. е. проследить процесс формирования мысли автора. Одновременно с осознанием речи формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер, так как находится в внутреннем , мысленном плане». Доказано, что развитие спонтанной речи непосредственно влияет на совершенствование умений самостоятельного создания текстов.
  • « Комплексный анализ текста позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические сведения по русскому языку, но и через анализ предложенного текста выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы « работают» над передачей содержания текста, его смысла» - С. В. Сергушева.
ВАЖНО! Анализ текста предполагает опору не только на знания, но, прежде всего, на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования речи.

ВАЖНО!

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но, прежде всего, на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования речи.