Развитие речевых способностей детей с общим недоразвитием речи через приобщение дошкольника к миру художественной литературы
21 век – век компьютерных технологий. У детей все есть для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры. Но почему-то с каждым годом растет количество дошкольников, имеющих речевые отклонения. У некоторых детей дошкольного возраста даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне (звуковой, лексико-грамматической, семантической), при нормальном слухе и интеллекте. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Речевая активность таких детей снижена, речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна окружающим. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений и общей моторики. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи.
Поэтому важно, как можно раньше начать коррекционную работу с такими воспитанниками. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
Одной из перспектив развития речевых способностей детей с ОНР является постоянное общение с книгой, формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы. Через чтение мы приучаем ребенка любить книгу, тянутся к ней, воспринимать общение с книгой как праздник.
Художественная литература позволяет восполнить и расширить кругозор детей с ОНР, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования грамматически правильной речи. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет, приобщая его к фольклору: потешкам, прибауткам, колыбельным песням, сказкам. На примере такого репертуара с малых лет малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы. Дети дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. И главная задача педагогов – сделать общение с ней таким образом, чтобы ребенок эмоционально реагировал на услышанное произведение, улавливал и различал разнообразные интонации, узнавал любимых литературных героев, сопереживал им. Развитие речевого творчества детей с ОНР через приобщение дошкольника к миру художественной литературы является одним из путей совершенствования личности ребенка, что предполагает развитие разнообразных способностей, положительного отношения к миру, нравственных ценностей, разнообразных умений.
Среди методов и приемов работы по формированию интереса к чтению у дошкольников с ОНР, наиболее интересными, на наш взгляд, являются следующие:
- оформление книжного уголка в группе по возрасту детей;
- проведение литературных праздников, литературных викторин;
- ежедневная организация «минуток чтения»;
- игра «книжкина больница»;
- игры-драматизации по прочитанному произведению;
- экскурсии в ближайшую библиотеку;
- игра в библиотеку;
- чтение с продолжением (длинное произведение или разные произведения одной тематики);
- беседа после чтения, анализ произведения;
- создание иллюстраций к книгам, книжек-малышек, книжек-игрушек;
- заучивание наизусть стихотворений и отрывков сказок в стихах;
- придумывание сказок на новый лад;
- проведение литературных вечеров, посвященных детским писателям;
- слушание аудиозаписей детских произведений.
Исходя из психологических особенностей и уровня интеллектуального развития детей с ОНР, в работе следует использовать разные типы книг. Подбирать книжки так, чтобы их внешний вид был привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. Книжки-игрушки, книжки-картинки использовать для усвоения новых понятий, слов, так как у детей-дошкольников зрительный образ преобладает над словесным. Детская природа требует наглядности. Использовать книжки-вырубки (обложка книжки вырезана по контору того предмета, о котором идет речь в тексте), которые способствуют привлечению ребенка к знакомству с окружающим. Очень интересны и любимы детьми книжки-панорамы (снабжены движущимися фигурками). Действие в ней, как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя этими фигурами, ребенок проживает происходящее вместе с героями. Энциклопедии способствуют расширению знаний об окружающем мире.
Формирование интереса к чтению у детей с ОНР, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:
• выбирать произведения с учетом степени их доступности и близости содержания жизненному опыту детей;
• предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заключительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмысления причинно-следственной зависимости;
• подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;
• организовывать драматизации, инсценировки;
• демонстрировать действия по картине с применением подвижных фигур;
• проводить словарную работу;
• адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития;
• следует предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к прочитанному тексту, пересказать его, придумать окончание.
Все это способствует пониманию и осмыслению содержания произведения.
Работа с книгой дает детям с ОНР возможность реализовать свои творческие возможности, т.к. здесь он сочиняет, фантазирует, думает, развивает логическое мышление; в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения – свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать; у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации. Выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение педагога должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка, а небольшое по объёму произведение способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух дошкольникам обязательно, так как у детей наглядно-образное мышление. Иллюстрирование дошкольниками художественных произведений детской литературы способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения. Использование кукольного театра помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия. Литературная игра - оказывает огромное значение на развитие интереса к книге у детей с ОНР, является одним из эффективных приёмов, проверки и корректировки знаний по художественной литературе; тренирует память, способствует развитию речи, чувства юмора; благоприятно влияет на формирование детского коллектива.
При чтении произведений педагог, выделяет ритмичность, делает паузы, должен подчеркивать образные выражения, развивать у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя за педагогом текст, дети в начале подражают его выразительности, потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим своё отношение к произведению, свои чувства и настроение.
Коррекционные задачи воспитателя по данному разделу образовательной программы состоят в следующем: систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий; формирование навыков речевого общения детей; обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану; формирование правильного лексического и грамматического оформления речевых высказываний; обучение анализу текста, оформлению самостоятельных речевых высказываний; развитие самоконтроля детей с ОНР за собственной речью.
Речь – одна из центральных и важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения в школе. Дети, получившие «книжную прививку» в дошкольном детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Поэтому так важно педагогам использовать работу с книгой для развития речевых способностей детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.
Литература
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2004
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Анталекс, 2002. 3. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. - М.: Юнити, 2001.
4. Спирова Л. Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием. - М.: Оникс, 2004.