ДАТА: 11.04.2023 ЛИТЕРАТУРА
КЛАСС: 5-А
ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ № 11: «КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ «ДЕТСТВО – ЭТО ОГРОМНЫЙ КРАЙ, ОТКУДА ПРИХОДИТ КАЖДЫЙ»
Цель: сформировать представление о детстве как особом периоде в жизни человека; развивать у обучающихся навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация опорных знаний.
- Все люди были детьми. Детство – это огромная страна, которой нет на карте, но есть в душе у каждого.
- Мы повзрослеем, и у нас останутся воспоминания о стране чудес, волшебных приключений и фантазий. В чудесной стране детства нет забот. Там живут радость и счастье, звонкий смех и веселье, дружба, игры и бесконечное время. Здесь мы катаемся на качелях, взлетая выше деревьев, объедаемся мороженым, шлёпаем по лужам так, что становимся мокрыми с головы до ног и нам от этого весело, лежим на траве и наблюдаем за бегущими вдаль облаками, любуемся радугой на небе и жалеем, что эта красота так быстро исчезает. Зимой валяемся в сугробах и несёмся с визгом с ледяной горы, ловим ртом снежинки. Взрослые так делать не будут, а нам можно всё. В детстве мы верим в Деда Мороза.
Одним словом, детство – это радостное и беззаботное время, откуда приходит каждый. И у кого, как не у вас, пятиклассников, наилучшее представление о детстве?
IV. Введение в тему урока.
- В детском мире свои игры, свои переживания, чувства, эмоции, свои интересы. Детство останется в памяти любого человека навсегда. Каждый человек в детстве учится общаться, дружить, любить, преодолевать трудности, учится смотреть в будущее без опаски.
- Именно в детстве мы каждый день открываем для себя что-то новое, неизвестное, мечтаем о светлом и бесконечном. Однако, для каждого человека детство имеет свои оттенки. Человек, вырастая, помнит только самое лучшее из детства: сказки или колыбельные на ночь, нетерпеливое ожидание поездки куда-либо, волшебные прогулки по выходным, ласковые руки родителей и др.
- Есть ли у вас воспоминания, которыми вы хотели бы поделиться?
- А может кто-то из вас принёс с собой особый жизненный урок?
- Детство – это время, которое по кирпичику выстраивает нашу жизнь, формирует нас как личность, учит нас.
- И я, ребята, предлагаю вам отмотать время назад, совсем чуть-чуть. Погрузиться в самое яркое воспоминание из прошлого. Ведь тема нашего урока: «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый». Сегодня вы напишите сочинение-рассуждение о детстве.
V. Работа по теме урока.
- Кто напомнит, что же такое сочинение-рассуждение? (Ответы детей)
- Верно, это сочинение, в котором мы раскрываем свои мысли и размышления по поводу той или иной темы.
- Как и любой сочинение, сочинение-рассуждение состоит из трех частей: введение, основная часть, заключение. Но, в отличие от сочинения-повествования или описания, в сочинении-рассуждении у нас ставится проблема (тезис), которую мы должны раскрыть (доказать или опровергнуть).
- С помощью чего мы доказываем свою точку зрения? (Доказательства/ аргументы).
- Правильно. В основной части нашего сочинения должны присутствовать аргументы. Не менее трёх.
- А завершает сочинение-рассуждение – вывод.
VI. Практическая деятельность.
1) Запишем план сочинения:
1. Тезис (Вступление. 2-4 предложения. Размышления о том, что детство – это важный период в жизни каждого человека…)
2. Основная часть (доказательства: нужно поразмышлять хотя бы о 2-ух произведениях, изученных в 5 классе о детстве и одно из своих впечатлений из жизни.).
3. Заключение.
2) Работа по написанию сочинения.
VII. Домашнее задание.
Дописать сочинение на тему «Детство – это огромный край…»