СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи детей при помощи использования новых пед. технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей при помощи использования новых пед. технологий»

Развитие речи детей при помощи использования новых пед. технологий

Цель работы:

Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Задачи:

-изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

-использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

-создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры)

 

Актуальность: Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Актуальность выбранной темы

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, игровые технологии, ИКТ.

Этапы реализации:

Этап, срок

реализации

Содержание работы

Форма отчета

1. Подготовительный

1.Анкетирование родителей по данной теме.

2.Составление библиографии по теме самообразования.

3. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.

4. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:

деятельности по речевому развитию дошкольников» Сентябрь

Использование мнемотехники

-Использование камешков «Марблс»

-Использование Су-Джок терапии (массажные шарики)

-Использование лэтбука

-Использование «Волшебные кольца Луллия»

-Использование здоровьесберегающих технологии

-Использование элементов ТРИЗ – технологий

-Использование LEGO- технологии

-Использование технологии «Арт – терапия»

5.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка развитию речи)

1. Список библиографии.

2.Оформление папки по самообразованию.

3. Перспективный

план работы с детьми в старшей группе.

4.Зона развития речи детей».

2.Организационно-диагностический

 

  • Внедрение в работу подготовленного материала.

  • Практическое применение наработанных материалов с детьми старшей группы.

  • Промежуточная диагностика детей

  • по данной теме.

  • Реализация перспективного плана по теме самообразования в работе с детьми

  • Реализация перспективного плана по теме самообразования в работе с родителями.

1.Фото

отчеты о проведенных мероприятиях. Консультации для родителей по данной теме;

Консультации;

Папки передвижки.

3.Результативный-итоговый

1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

2.Анкетирование родителей с целью выяснения результативности проведенной работы по теме самообразования

3.Диагностика детей на конец учебного года.

4. Самоанализ педагогической деятельности.

5. Обобщение и распространение

педагогического опыта.

1.Оформление папки по обобщению опыт;

2.Оформление уголка развития речи

Методы и формы работы:

  • беседы;

  • игры;

  • чтение художественной литературы;

  • творческие задания;

  • художественное творчество;

  • трудовая деятельность;

  • работа с родителями;

  • -Консультация для воспитателей

  • -Мастер класс для педагогов ДОУ.

  • -Консультации для родителей.

  • - Мастер класс для родителей

 

Предполагаемые итоги реализации:

Ожидаемые результаты для воспитателя:

совершенствование образовательного процесса;

активизация речевой деятельности дошкольников;

улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Ожидаемые результаты для детей:

- умение владеть навыками выразительной речи;

- умение последовательно высказывать свои мысли при использовании игровых технологий.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.Дать общую характеристику содержания понятия «речевое развитие»

3.Исследовать эффективность использования современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста.

4.Разработать презентацию «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.»

5.Разработать картотеку современных игровых технологий для развития речи детей старшей группы.

 

Методическая работа:

  • Выбор и определение темы самообразования

  • Планирование работы по теме самообразования

  • Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета,

  • Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах

  • Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

  • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста

  • Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов

  • Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме

 

 

Перспективный план по самообразованию

 

Месяц

Название темы

Работа воспитателя

 

работа с детьми

работа с родителями

Сентябрь-Май

Изучение литературы по Теме: «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста».

 

1.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

2.Составление анкеты для родителей, подбор вопросов

3. Составить перспективный план работы по самообразованию.

4. Проведение диагностики детей в начале учебного года.

5.Анализ результатов диагностики.

6.Уточнить средства, методы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи детей

 

Знакомство с различными играми по развитию речи

Презентация «современные игровые технологии в развитии речи детей.»

 

Вводная анкета для родителей

Беседы с родителями о необходимости использование современных игровых технологий в развитии речи детей

Сентябрь

Использование мнемотехники

1.Изготовление мнемотаблиц.

Подготовка и применение дидактического материала

2.Пополнить детскую библиотеку художественной литературой об устном творчестве.

3. Открытое занятие «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

 

1.Составление описательного рассказа по картине «Сбор урожая» - мнемотаблицы

2. Игра "Чудесный мешочек" - «Обведи по точкам, узнай героя сказки»

3.Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.

4. Речевая игра-фантазия «Если бы у меня были Сапоги-скороходы» - мнемотаблицы

Цель: -развитие творческого воображения и речи-фантазии.

- определение овощей и фруктов на ощупь

Совмесное оформление папок передвижек данной тематики

Октябрь

Использование камешков «Марблс»

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Публикация на сайтах.

1. «Недошитое платье» - камушки «Марблс»

2. Изготовление подарков для мам из шариков бумаги - камушки «Марблс»

3. «Моя любимая буква» - камушки «Марбсл».

4.»Гриб» камушки «Марблс»(украшение трафарета пуговицами и бусинами)

Цель:- научить в умении выкладывание букв из различных материалов марблс, палочки, спички, пуговицы

Консультация «Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию»

Ноябрь

Использование Су-Джок терапии (массажные шарики)

«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»- Мастер-класс для педагогов

1.«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок

2.Упражнение «Один-много» Су-Джок

3.Упражнение «Кручу - верчу» с использованием Су-Джок

Цель: - развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Мастер-класс для родителей «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»

 

Декабрь

Использование лэтбука

Изготовление лэтбука «Речевичок» - Презентация на семинаре

1.«Знакомство с волшебной книгой»

2. «Речевичок»

3. «Профессии»

4. «Времена года» Цель:ознакомление детей на занятиях по развитию речи с Лэпбуком по средствам игр, с помощью которых у детей будут закреплены умения составлять пересказы.

Изготовление Лэпбука по развитию речи «Речевичек»

Январь

Использование

«Волшебные кольца Луллия»

Разработать мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Мастер класс на педсовете

1.«Зима».

2.«Зимующие птицы».

3.«Виды транспорта».

4. «Семья»

Цель: -развитие познавательных интересов ребенка,

расширение и активизация словаря. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.

Консультация для родителей «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Февраль

Использование здоровьесберегающих технологий

«Здоровьесберегающие технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Разработать мастер класс для педагогов

1.Зрительная гимнастика Игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена).

2. Логоритмика.

3. Сказкатерапия

4.Артикуляционная гимнастика

Цель:-совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; Повышение резервов дыхательной системы.

Мастер-класс для родителей «Как правильно использовать здоровьесберегающие технологии для речевого развития»

Март

Использование элементов ТРИЗ – технологий

«ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»-консультацию для педагогов

Посещение педсоветов, семинаров, конференций

1.«Волшебные Лего-сказки».

2. «Построй свою историю»

3. «Городские и сельские постройки»

4. «Безопасность»

Стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развивать самостоятельность, способность решать любые задачи творчески.

Консультация для родителей «ТРИЗ – эффективная технология в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Апрель

Использование LEGO- технологии

посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и городского уровня

1.«Волшебные Лего-сказки».

2. «Построй свою историю»

3. «Городские и сельские постройки»

4. «Безопасность»

Стимулировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развивать самостоятельность, способность решать любые задачи творчески.

Совместная деятельность детей и родителей - «Постройка из лего,»

Семейный конкурс «Придумай загадку про свою постройку»

Май

Использование технологии «Арт – терапия»

Отчёт о проделанной работе

по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на

педсовете.

1. Тестопластика.

2.Рисование телом.

Развивать творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества.

Совместное творчество детей и родителей - «Арт – терапия»

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Выставка фотоколлаж о проделанной работе.

Родительское собрание

 

Список литературы

1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.

2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.

3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб

4. Шульгина Е.В., Третьяк Н.Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.

5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.

6. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - О.А. Шорохова.

7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.

8. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00