Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения
Подготовила:
Гущина Людмила
Александровна
Краткая характеристика детей с ЗПР
Динамическое наблюдение показывает, что у детей с ЗПР отсутствует школьный интерес, они не включаются в работу класса, не отвечают на вопросы учителя, как будто не слышат, о чем идет речь. Если же они включатся в работу, то прекращают ее, как только возникают затруднения. Дети не усваивают программного материала, не могут сосредоточиться на задании. Обстановка класса действует на них возбуждающе, и вместе с тем они быстро уто мляются.
Краткая характеристика детей с ЗПР
Дети не могут оценить выполненную работу, не обращают внимание на исправленные в тетради учителем ошибки. У них не вырабатывается осознанное отношение к оценке учителя.
Вместе с тем дети более
усидчивы и
терпеливы в том случае,
когда занимаются
интересующим их делом
(рисуют, лепят,
слушают сказки),
проявляют живой
интерес к игре.
Характеристика речи как одной из центральных психических функций
Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Характеристика речи как одной из центральных психических функций
Условия речевой деятельности:
- Первое условие – потребность детей высказываться;
- второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания;
- третье – создание хорошей речевой среды.
Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание. Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития.
Характеристика речи как одной из центральных психических функций
Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, над предложением и связной речью – это основное содержание уроков по языку.
Характеристика речи детей с ЗПР
Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики,
ясности, выразительности.
Речь таких детей отличается
бедностью словаря и
грамматических конструкций,
у них недостаточно развит
фонематический слух.
Общий педагогический подход к обучению детей с ЗПР
При обучении детей с ЗПР необходимо применять особые коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями . При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами ; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Известно, что дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой . Кроме того, надо разнообразить виды занятий . Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов . Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи . Таким должен быть общий педагогический подход к детям с задержкой психического развития.
Общий педагогический подход к обучению детей с ЗПР
Учитывая особенности речевого развития детей с ЗПР, целесообразно вести работу в нескольких направлениях:
- - работа над звукопроизношением;
- - работа над развитием фонематического слуха;
- - работа по обогащению словарного запаса детей;
- - работа над развитием лексико-грамматического строя речи;
- - работа над предложением и связной речью.
Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха
Развитие фонематического слуха нужно начинать с простейших упражнений типа:
- - “Подними карточку, если услышишь заданный звук”.
- - “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”.
- - “Определи первый звук в слове”.
- - “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
- - “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука И”.
- - “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.
- - “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.
Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха
Постепенно задания усложняются. В дальнейшей работе нужно учитывать возрастные нормативы речевого развития детей. Так, в активном словаре детей 6-7лет должны присутствовать:
- - существительные, обозначающие названия профессий;
- - прилагательные, обозначающие признаки предметов;
- - глаголы, обозначающие трудовые действия;
- - наречия, характеризующие отношения людей к труду;
- - слова, определяющие и называющие местоположение предмета (слева, справа, внизу, вверху, между, около, рядом), время суток;
- - слова, характеризующие состояние и настроение людей;
- - слова со сходным и обобщающим значением.
Работа над развитием лексико-грамматического строя речи
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями. Эти процессы чрезвычайно сложны, особенно для детей с нарушениями речи. Такие дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции.
Работа над развитием лексико-грамматического строя речи
Для обогащения словарного запаса детей используются различные упражнения и дидактические игры:
- “ Закончи предложения и назови слова-неприятели”,
- “ Отгадай, что это за животные?”,
- “ Какой? Какая? Какое? Какие?” ,
- “ Что делает? Что делают?”,
- “ Овощи, фрукты, ягоды” и т.д.
Работа над предложением и связной речью
Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр, и “ситуации письменной речи” - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его, и изготовление книжек, альбома детского творчества и т.д. Полезны также упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме, игры в размытое письмо.
Спасибо за внимание!