СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Развитие речи детей сЗПР"

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения»

Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения   Подготовила:  Гущина Людмила  Александровна

Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения

Подготовила:

Гущина Людмила

Александровна

Краткая характеристика детей с ЗПР   Динамическое наблюдение показывает, что у детей с ЗПР отсутствует школьный интерес, они не включаются в работу класса, не отвечают на вопросы учителя, как будто не слышат, о чем идет речь. Если же они включатся в работу, то прекращают ее, как только возникают затруднения. Дети не усваивают программного материала, не могут сосредоточиться на задании. Обстановка класса действует на них возбуждающе, и вместе с тем они быстро уто мляются.

Краткая характеристика детей с ЗПР

Динамическое наблюдение показывает, что у детей с ЗПР отсутствует школьный интерес, они не включаются в работу класса, не отвечают на вопросы учителя, как будто не слышат, о чем идет речь. Если же они включатся в работу, то прекращают ее, как только возникают затруднения. Дети не усваивают программного материала, не могут сосредоточиться на задании. Обстановка класса действует на них возбуждающе, и вместе с тем они быстро уто мляются.

Краткая характеристика детей с ЗПР Дети не могут оценить выполненную работу, не обращают внимание на исправленные в тетради учителем ошибки. У них не вырабатывается осознанное отношение к оценке учителя. Вместе с тем дети более  усидчивы и  терпеливы в том случае,  когда занимаются  интересующим их делом  (рисуют, лепят, слушают сказки), проявляют живой  интерес к игре.

Краткая характеристика детей с ЗПР

Дети не могут оценить выполненную работу, не обращают внимание на исправленные в тетради учителем ошибки. У них не вырабатывается осознанное отношение к оценке учителя.

Вместе с тем дети более

усидчивы и

терпеливы в том случае,

когда занимаются

интересующим их делом

(рисуют, лепят,

слушают сказки),

проявляют живой

интерес к игре.

Характеристика речи как одной из центральных психических функций Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Характеристика речи как одной из центральных психических функций

Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Характеристика речи как одной из центральных психических функций Условия речевой деятельности: Первое условие – потребность детей высказываться;  второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание. Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития.

Характеристика речи как одной из центральных психических функций

Условия речевой деятельности:

  • Первое условие – потребность детей высказываться;
  • второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания;
  • третье – создание хорошей речевой среды.

Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание. Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития.

Характеристика речи как одной из центральных психических функций Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, над предложением и связной речью – это основное содержание уроков по языку.

Характеристика речи как одной из центральных психических функций

Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, над предложением и связной речью – это основное содержание уроков по языку.

Характеристика речи детей с ЗПР   Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики,  ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и  грамматических конструкций,  у них недостаточно развит  фонематический слух. 

Характеристика речи детей с ЗПР

Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики,

ясности, выразительности.

Речь таких детей отличается

бедностью словаря и

грамматических конструкций,

у них недостаточно развит

фонематический слух. 

Общий педагогический подход к обучению детей с ЗПР

При обучении детей с ЗПР необходимо применять  особые коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями . При этом нужно осуществлять  индивидуальный подход с  учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами ; его  усложнение  следует осуществлять  постепенно.  Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Известно, что дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их целесообразно  переключать с   одного вида деятельности на другой . Кроме того, надо  разнообразить виды занятий . Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась  с интересом и эмоциональным   подъёмом.  Этому способствует использование на уроках  красочного дидактического материала  и  игровых моментов . Очень важно говорить с ребёнком  мягким, доброжелательным   тоном и поощрять его за малейшие успехи . Таким должен быть  общий педагогический подход  к детям с задержкой психического развития.

Общий педагогический подход к обучению детей с ЗПР   Учитывая особенности речевого развития детей с ЗПР, целесообразно вести работу в нескольких направлениях: - работа над звукопроизношением; - работа над развитием фонематического слуха; - работа по обогащению словарного запаса детей; - работа над развитием лексико-грамматического строя речи; - работа над предложением и связной речью.

Общий педагогический подход к обучению детей с ЗПР

Учитывая особенности речевого развития детей с ЗПР, целесообразно вести работу в нескольких направлениях:

  • - работа над звукопроизношением;
  • - работа над развитием фонематического слуха;
  • - работа по обогащению словарного запаса детей;
  • - работа над развитием лексико-грамматического строя речи;
  • - работа над предложением и связной речью.
Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха   Развитие  фонематического слуха нужно начинать с простейших упражнений типа: - “Подними карточку, если услышишь заданный звук”. - “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”. - “Определи первый звук в слове”. - “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук. - “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука И”. - “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой. - “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.

Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха

Развитие  фонематического слуха нужно начинать с простейших упражнений типа:

  • - “Подними карточку, если услышишь заданный звук”.
  • - “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”.
  • - “Определи первый звук в слове”.
  • - “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
  • - “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука И”.
  • - “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.
  • - “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.
Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха   Постепенно задания усложняются. В дальнейшей работе нужно учитывать  возрастные нормативы речевого развития детей. Так, в активном словаре детей 6-7лет должны присутствовать: - существительные, обозначающие названия профессий; - прилагательные, обозначающие признаки предметов; - глаголы, обозначающие трудовые действия; - наречия, характеризующие отношения людей к труду; - слова, определяющие и называющие местоположение предмета (слева, справа, внизу, вверху, между, около, рядом), время суток; - слова, характеризующие состояние и настроение людей; - слова со сходным и обобщающим значением.

Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха

Постепенно задания усложняются. В дальнейшей работе нужно учитывать  возрастные нормативы речевого развития детей. Так, в активном словаре детей 6-7лет должны присутствовать:

  • - существительные, обозначающие названия профессий;
  • - прилагательные, обозначающие признаки предметов;
  • - глаголы, обозначающие трудовые действия;
  • - наречия, характеризующие отношения людей к труду;
  • - слова, определяющие и называющие местоположение предмета (слева, справа, внизу, вверху, между, около, рядом), время суток;
  • - слова, характеризующие состояние и настроение людей;
  • - слова со сходным и обобщающим значением.
Работа над развитием лексико-грамматического строя речи    Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями. Эти процессы чрезвычайно сложны, особенно для детей с нарушениями речи. Такие дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции.

Работа над развитием лексико-грамматического строя речи

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями. Эти процессы чрезвычайно сложны, особенно для детей с нарушениями речи. Такие дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции.

Работа над развитием лексико-грамматического строя речи Для  обогащения словарного запаса детей   используются различные упражнения и дидактические игры:   “ Закончи предложения и назови слова-неприятели”,   “ Отгадай, что это за животные?”, “ Какой? Какая? Какое? Какие?” ,  “ Что делает? Что делают?”,   “ Овощи, фрукты, ягоды” и т.д.

Работа над развитием лексико-грамматического строя речи

Для  обогащения словарного запаса детей   используются различные упражнения и дидактические игры:

  •   Закончи предложения и назови слова-неприятели”,  
  • Отгадай, что это за животные?”,
  • Какой? Какая? Какое? Какие?”
  • Что делает? Что делают?”,  
  • Овощи, фрукты, ягоды” и т.д.
Работа над предложением и связной речью   Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр, и “ситуации письменной речи” - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его, и изготовление книжек, альбома детского творчества и т.д. Полезны также упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме, игры в размытое письмо.

Работа над предложением и связной речью

Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр, и “ситуации письменной речи” - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его, и изготовление книжек, альбома детского творчества и т.д. Полезны также упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме, игры в размытое письмо.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!