СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Дидактические игры со словами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Дидактические игры со словами»

Конструкт организации образовательной деятельности

по ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Софрыгиной Ангелины Геннадьевны

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»

Дата: 23.11.21

ДОО:

Группа: старшая группа (5-6 лет)

Воспитатель:

Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна

Методист: Сульженко Наталья Вячеславовна ОЦЕНКА - «4»

Тема: Дидактические игры со словами

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

Вид НОД: развитие речи

Форма НОД: игра-путешествие

Виды деятельности: игровая, коммуникативная

Формы организации: индивидуальная, фронтальная

Планируемый результат:

  • Дети демонстрируют речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов

  • Дети демонстрируют работу рече-двигательного аппарата, проявляют слуховое восприятие, речевой слух,

  • Дети могут управлять органами артикуляции (движениями губ)

  • Дети употребляют существительные с разными суффиксами

  • У детей сформировано доброжелательное взаимоотношений между детьми

  • Дети умеют слушать друг друга, не перебивая

  • Дети вступают в диалог, в процессе беседы.

  • У детей продолжает развиваться диалогическая речь

  • У детей формируется умение отвечать полными предложениями

Цель: Формирование у детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова

Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми

  • Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая

Развивающие:

  • Развивать диалогическую речь, формировать умение отвечать полными предложениями

  • Обогащать и активизировать словарь детей;

  • Развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

  • Развивать моторику рече-двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух.

Обучающие:

  • Формировать диалогическую речь, в процессе беседы.

  • Учить детей использовать существительные с разными суффиксами (пример: Заяц – зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, по – заячьи)

  • учить управлять органами артикуляции (движениями губ);

Побуждать Сашу отвечать полными предложениями


Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

3. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: старшая группа группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. с.58-59

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие

Принципы обучения: Принцип доступности, принцип наглядности, принцип осознанности и активности.

Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения(беседа), Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе(поощрение).

Методы обучения: по источнику получения знаний (словесные, наглядные), эмоционального стимулирования(поощрение), Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (создание проблемной ситуации)

Оборудование: посылка, записка, коробка с играми

Предварительная работа:

Дидактическая игра: Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»

Цель: Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

Ход занятия

На столах перед детьми разложены чистые листы бумаги и кружки из толстого цветного картона или фишки (шайбы).

«Сегодня, дорогие друзья, вы – хоккеисты, а я – комментатор радио и телевидения, – говорит воспитатель. – Есть ко мне вопросы? Кто такие хоккеисты, вы, конечно, знаете. Кстати, за какую хоккейную команду вы болеете? А я болею за… (название команды). И, естественно, за российскую команду на первенстве мира. А кто такой комментатор?

Итак, начинаем игру. Перед каждым из вас белое хоккейное поле и цветная шайба. Удар! И шайба летит в левый верхний угол. (Дети передвигают шайбу.)

Удар! И шайба в левом нижнем углу! Шайба в центре поля. В правом нижнем углу. В левом нижнем углу. В верхнем правом углу. Между левым и правым верхними углами. Между верхним левым и нижним левым углами. Вблизи от центра поля. Ура! Шайба в воротах». И так далее.

На протяжении игры педагог контролирует действия детей, берет на заметку тех, кто часто ошибается, чтобы впоследствии позаниматься с ними индивидуально.

«Устали? – интересуется воспитатель. – Не хотите ли пройти в наше кафе и выпить чашечку кофе? Сегодня есть горячий и холодный кофе, кофе с лимоном, кофе с сахаром, кофе со сливками. Словом, кофе на любой вкус! Кому что приготовить?» – спрашивает педагог, надевая фартук. (На подносе кофейные чашки.)

– Будьте добры, две чашечки кофе, – говорит мальчик (он подготовлен заранее). – Если можно, со сливками.

– Пожалуйста.

– Спасибо. (Большое спасибо.)

Ребенок забирает кофе, возвращается за стол, ставит одну из чашек перед девочкой – своей соседкой. Та благодарит его.

– Чашечку горячего кофе, пожалуйста, – заказывает следующий хоккеист (он тоже подготовлен заранее). – Если можно, с лимоном.

Упражнение повторяется 8–10 раз.

«Продолжаем репортаж с хоккейного поля», – объявляет воспитатель, снимая фартук и занимая «комментаторскую кабину».

Педагог подает несколько команд, используя слова около, между, в центре, верхний левый, нижний правый (углы) и т. п.

Далее воспитатель передает свою роль ребенку, затем второму, третьему (дети отвечают с места).

Следит за использованием детьми слов, обозначающих пространственные отношения.

Индивидуальная работа: дидактическая игра Закончи предложение.

ЦЕЛЬ: употребление сложноподчиненных предложений.

Ход ИГРЫ:

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

-Ребята, я сейчас буду читать вам предложения, а вы его закончите. Слушайте внимательно
Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.
Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.
Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.
Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетчицу.
Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.
Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.
Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.
Мы поедем завтра в лес. Если будет хорошая погода.
Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.
Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.

-Ребята, вы такие молодцы! Так хорошо закончили предложения!!

Ход совместной образовательной деятельности


Этапы


Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат


1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

смотивировать детей на совместную образовательную деятельность

Эмоциональное стимулирование,

Беседа

Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Воспитатель заносит в группу посылку.

-Ребята, смотрите к нам пришел гость. Как вы думаете, кто это?

Ответы детей

-Правильно, это зайчик?

Ответы детей

-Зайка «Ребята, я с друзьями играл в хоккей и пропусти объявление от Снегурочки. А что бы узнать его нужно добраться до Новогодней Елки для зверят».

-Ребята, мы поможем Зайке добраться до Новогодней Елки для зверят?

Ответы детей

Дети участвуют в беседе.


Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность

Речевая разминка (на дыхание)

«Снегопад»
Задачи:
развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Показ, упражнение, беседа

Воспитатель проходят к этапу
-Ребята, посмотрите сколько снега намело, он мешает нам Зайку проводить к Елке. Давайте сдуем с нашего пути снежинки!
Воспитатель раздает снежинки из ваты (рыхлые комочки)
-Положите «снежинку» на ладошку, и подуем на снежинку.
-Мы набираем в легкие воздух и сдувая снежинку произносим звук «ф». Вот так..
Воспитатель показывает как нужно сдувать снежинку
Дети выполняют упражнение 2-3 раза
-Ребята, вы такие молодцы!!!! Вы помогли зайчику пройти дальше

Дети выполняют упражнение на речевое дыхание.

Дети демонстрируют речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Речевая разминка (Артикуляционная гимнастика, дикция)

Задача:

Развивать моторику рече-двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух. учить управлять органами артикуляции (движениями губ);

объяснение, упражнение, вопросы

Воспитатель проходят к следующему этапу
-Ребята, смотрите!!! Зайчик то замерз!!! На улице мороз!
«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
«Лошадка на санях детей катает» Поцокать широким язычком.
«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).

-Ребята, мы помогли согреться Зайке, теперь ему тепло!!!

Дети слушают и повторяют за воспитателем

Дети демонстрируют работу рече-двигательного аппарата, проявляют слуховое восприятие, речевой слух,

Дети могут управлять органами артикуляции (движениями губ)

2. Основная часть

2.1. Игра «Подбери слова-родственники»

Задача:

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми


Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая


Учить детей использовать существительные с разными суффиксами

Игра

Прием привлечения внимания

Иллюстрации


Воспитатель проходят к следующему этапу.

-Ребята, а ведь у нас много зверей пойдут на Елку. Давайте узнаем всех зверей и подберем к ним слова-родственники. Например: Заяц – зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий,

Воспитатель показывает изображение зверей

-Оля, кто у изображен на картинке? (на картинке изображен Олень) Назови его пожалуйста слова-родственники
Ответ ребенка: Олень – олений, олененок, олениха.
-
Молодец Оля!
-А теперь Ксюша, скажи кто изображен на этой картинке? (на картинке изображен Рысь) Правильно! Назови его слова-родственники, пожалуйста.
Ответ ребенка: Рысь – рысиха, рысенок, рысий
-Умничка Ксюша!
-Саша, назови пожалуйста, кто изображен на картинке? (на картинке изображен Лось) Правильно! Назови, пожалуйста, его слова-родственники
Ответ ребенка: Лось – лосенок, лосята, лосиха, лосиный
-Молодец Саша, ты правильно назвала слова-родственники.
-Настя, скажи пожалуйста, кого ты видишь на картинке? (на картинке изображен Медведь) Молодец Настя! Назови, пожалуйста, слова-родственники.
Ответ ребенка: Медведь – медведица, медвежата, медвежонок, медвежьи
-Даша, посмотри и скажи, кто изображен на картинке? (на картинке изображен Ёж)
Правильно! Назови, пожалуйста, его слова-родственники.
Ответ ребенка: Ёж – ежонок, ежата, ежиная, ежиха, ежик, съёжиться
- Молодец Даша, ты правильно назвала слова-родственники..
- Егор, скажи, пожалуйста, кого ты видишь на картинке? (на картинке изображена Лиса)
Молодец Егор! Назови, пожалуйста, слова-родственники.
Ответ ребенка: Лиса – лисица, лисенок, лисята, лисий, лис, лисичка, лисонька.
-Умница Егор! Ты правильно назвал слова-родственники.
- Лиза, скажи, пожалуйста, кого ты видишь на картинке? (на картинке изображена Белка) Назови, пожалуйста, слова-родственники.
Ответ ребенка: Белка – бельчонок, бельчата, беличий, белочка.
-Молодец Лиза!
-Максим, скажи, пожалуйста, кого ты видишь на картинке? (на картинке изображена Бобр) Назови, пожалуйста, слова-родственники.
Ответ ребенка: Бобр – бобрята, бобренок, бобер, бобриха, бобровый.
-Молодец Максим!
-Ребята, мы с вами узнали какие звери будут присутствовать на Новогодней Елке

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Классифицируют карточки по противоположному значению, объясняют свой выбор

Дети употребляют существительные с разными суффиксами

У детей сформировано доброжелательное взаимоотношений между детьми


Дети умеют слушать друг друга, не перебивая


Физминутка

Задача:

снять мышечное напряжение

Объяснение

Показ

Упражнение


-Ребята, Давайте мы станем с вами зайчиками!

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки. Движения по тексту стихотворения.

-Какие замечательные у нас зайки!
-А теперь мы снова ребята!

Дети повторяют за воспитателем

Дети расслаблены, отдохнули.

2.2. Игра «Доскажи словечко»

Задача:

Обогащать и активизировать словарь детей;

Формировать диалогическую речь, в процессе беседы.

Развивать диалогическую речь, формировать умение отвечать полными предложениями

Игра

Прием привлечения внимания

Иллюстрации


-Ребята, у Зайчика здесь есть еще одна игра и называется она «Доскажи словечко» («Подбери рифму»)

-Слушайте их внимательно
Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Есть еще игра…»:
-На дворе снежок идет,
Скоро праздник…
– Новый год.
-Давайте теперь вместе проговорим
На дворе снежок идет,
Скоро праздник…
– Новый год.
-Молодцы, слушайте следующее
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
– Елки!
-А теперь вместе с Сашей мы вместе повторим медленно
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
– Елки!
-Молодец Саша!
-Ветки слабо шелестят,
Бусы яркие…
– Блестят.
(«А может, искрят? Шипят?»)
-Витя, давай вместе с тобой повторим.
Ветки слабо шелестят,
Бусы яркие…
– Блестят.
-Даша, а теперь тебе стишок
Белоус и краснонос,
Под ветвями Дед…
– Мороз!
-Давай вместе повторим
-Ребята, вы все большие молодцы!!!

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Подбирают признаки для слов.



Дети вступают в диалог, в процессе беседы.

У детей продолжает развиваться диалогическая речь, формируется умение отвечать полными предложениями

3. Подведение итогов ОД

Задача:

Развивать умение оценивать достижение игровой цели;

подводить итог

Беседа

-Ребята, а что мы сегодня делали?

-А кто нам пришел?

- С какой проблемой пришел к нам Зайчик?

-Да ребята, он пропустил объявление Снегурочки.

-Мы прибыли на Новогоднюю Елку зверей! А объявление от Снегурочки было такое: «Все-все-все! Звери леса приходите на Новогоднюю Елку Зверей, которую я сегодня организую»

-Ребята, мы помогли зайчику добраться до Новогодней Елки Зверей, и он нам очень благодарен!

З: -Спасибо вам ребята, за то что помогли мне добраться до сюда! До свидания!

Дети взаимодействуют с педагогом, отвечают на вопросы. Подводят итоги деятельности.

Дети совместными усилиями подвели итоги совместной деятельности.

4. Открытость.

Задача:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Эмоциональное стимулирование.

-Ребята, сегодня вечером я предлагаю посмотреть вам мультфильм «Новый Год!».

Дети слушают педагога, готовы к дальнейшей деятельности.

Дети соориентрованы на предстоящую деятельность в режимных моментах
















5