СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»

(сообщение из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
««Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»»

«Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»

(сообщение из опыта работы)

В настоящее время развитие речи у дошкольников является актуальной проблемой: многие дети даже в старшем дошкольном возрасте не имеют хорошо развитой речи, не выговаривают некоторые буквы, не могут выразить, что они хотели сказать. Поэтому каждый вид занятий по разным направлениям в ДОУ должен быть направлен, в том числе, на устойчивое развитие речевых навыков.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно, главным образом, при непосредственной образовательной деятельности (НОД). В свой работе использую различные методы речевого общения – наглядный, практический и словесный. Работа на занятии идет по 5 видам деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, музицирование, игры.

На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, малыши учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо — громко, медленно — быстро, весело — грустно и т. д. Голос – это инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Пение полезно всем детям. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, рече-слухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Большое внимание уделяется голосу ребенка. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а также улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов. Попевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, педагог развивает у ребѐнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию. Для речевого развития создается эмоционально-положительная среда, основой, которой, может служить музыкальное сопровождение.

Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата, гласные звуки пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенным на умении ребѐнка расслаблять голосовые связки. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не вслух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. Сольное пение – это основа развития монологической речи, а – развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Используя методику «Говорю и делаю» в работе, я, при разучивании танцевальных движений, стараюсь сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, сели-встали». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки», «Раз –присели, два – присели» и т.д. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Игры с пением способствуют развитию фонетика – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира. В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом. То можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

При прослушивании музыкальных произведений, у детей расширяется кругозор, идёт активное обогащение словарного запаса: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных инструментов, имена композиторов, характеризуют музыку: тихая-громкая, плавная-отрывистая, игривая, резкая, отрывистая, тревожная, торжественная, лиричная, чарующая и т.д.

Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом и речью. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. При разучивании текст проговаривается несколько раз, для более точного произношения.

Музыкальные и речевые игры способствуют развитию коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими детьми, договариваться, развивается воображение, способности звукоподражания.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Этому способствуют массаж кистей рук, пальцев рук, а также пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. При этом активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального. Также игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки.

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.