СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи дошкольников через речевые игры с движениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке данны примерные стихи - потешки и движения к ним для использования в режимных моментах и совместной деятельности педагога с детьми для развития связной  речи дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи дошкольников через речевые игры с движениями»


Развитие речи дошкольников через речевые игры с движением, на основе фольклора

Потешки, прибаутки задают весёлое настроение, развивают речь детей, звукопроизношение. А, если ещё добавить к словам прибаутки движение, то дети с удовольствием включаются в игру.

Я предлагаю несколько таких речевых игр с движением.

1. Кот на печку пошёл (ходьба на месте)

Горшок каши нашёл. (руки перед собой полукругом)

На печи калачи, (пальчиками показываем круглые калачи)

Как огонь горячи. (боимся обжечься)

Пряники пекутся, (показываем как делаем пряники руками)

Коту в лапки не даются. (прячем руки за спину)

2. Идёт лисичка по мосту, (ходьба на месте)

Несёт вязанку хворосту. (показываем, что за плечами вязанка)

- Зачем ей хворост? (пожимаем плечами)

- Печь топить. (изображаем, как кладём в печь)

- Зачем ей печь? (пожимаем плечами)

- Обед варить. (помешиваем в кастрюле кашу)

- Зачем обед? (пожимаем плечами)

- Гостей кормить. (руки перед собой, как будто что-то подаём)

- А гости кто? (пожимаем плечами)

- Медведь с женой, (показываем движением, переваливаяь с боку на бок)

- Да ёж, да кот, (показываем иголки и ушки)

- да мы с тобой. (показываем на гостей и на себя)

3. Скок-поскок, (подскоки)

Сколочу мосток. (показываем молоточек)

Серебром замощу, (посыпаем пальчиками серебро)

Всех ребят пущу. (руками зазываем гостей)

4. Тук-тук молотком (молоточек кулаками)

Я себе построю дом. (показываем «брёвнышко на брёвнышко»)

Крыша какая? (показываем крышу над головой)

Вот какая!

Окна какие? (показываем руками окошко)

Вот какие!

Тук-тук, целый день. (молоточек кулаками)

Домик строить мне не лень. (показываем крышу над головой)

Позовём мы в дом гостей, (зазываем руками)

Вместе будет веселей! (хлопки в ладоши)

Таким образом, у детей происходит расширение кругозора (знакомство с народным творчеством, развитие речи, звукопроизношения и умения сочетать слова и движение.

Беседа: «Ярмарка слов».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка - ярмарка слов. На ней продавались разные слова - кому какие нужны.

Слов было много, и продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады призывали покупателей:

- Кому, кому иглы?

Иглы нужны многим: ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елкам и, конечно, портным.

Нашло своих покупателей слово «язык». За ним выстроилась большая очередь из людей, животных, птиц. Даже очагу понадобилось это слово, какой же костер без языка пламени?

Слово «нос» был нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек.

Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. За ним сразу выстроилась большая очередь, в конце которой тоже был хвост.

- А вот шляпы! Кому шляпы? - Кричали продавцы.

К ним подбегали женщины, ведь шляпы - неотъемлемая часть их туалета.

Когда женские шляпы были распроданы, к продавцу неуклюже, подпрыгивая на одной ноге, приковыляли грибы и гвозди. Им тоже достались шляпы: грибам - хрупкие, разноцветные, гвоздям - прочные и железные.

- У кого нет рукавов? Немедленно купите! - Советовали зазывалы.

За рукавами выстроились платья, костюмы, пальто, блузки, футболки, другая одежда. А потом ... прибежала река, и от нее во все стороны сразу разбежались журчащие и разговорчивы рукава. А через минуту примчались пожарные: шланги, которыми они пользовались при тушении пожара, так похожие на длинные рукава, которые так и стали называть,

Слово «дворник» очень понравилось человеку, который убирает мусор на улице и во дворе, а также шоферу, которому нужно очищать стекло машины от потоков дождя и капель грязи, ведь устройство на переднем стекле машины, которое выполняет эту работу, называется дворником.

Поля достались крестьянам и фермерам. Где же им выращивать урожаи и пасти скот? Слово «поля», на свою голову, приобрели ученики, и с тех пор на полях их тетрадей строгие учителя отмечают ошибки и ставят оценки.

Без полей не могли обойтись издатели книг, журналов и газет: на их страницах обязательно должны быть чистые места по бокам от напечатанного текста - это и есть поля. Поля понадобились спортсменам, чтобы соревноваться и тренироваться. А еще, поля пригодились шляпам - чтобы защищать нас от солнца. Самолетам и вертолетам тоже понадобились поля - чтобы осуществлять посадку.

- Кому в хозяйстве нужна плитка? - Не унимались продавцы.

Плитка понадобилась многим. Хозяйки готовят на ней обед. Мастера кафельными плитками выкладывают ванную и кухню, чтобы было чисто и красиво. А строители выкладывают дорожки.

За этим, словом пришла и шоколадка. «Хочу, чтобы меня называли плиткой шоколада!» - Сказала она, сжав губки.

- Только у нас и только сейчас - ножки всех размеров и видов, - продолжалась оживленная торговля. За ножками спешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны - одним словом, мебель. Весело пританцовывая, прибежали дети на своих ножках. Охая и вздыхая, приковыляли грибы и цветы, каждому из них нужна была всего одна ножка!

Торговля шла бойко. Одни слова покупали одни покупатели, другие - другие. Вот и получилось, что одно и то же слово мы можем встретить в нескольких местах, но разных по своему значению. Ключ, ручка, язык, коса.


Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец:

Сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то, раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

  • «Рукавичка» от лица рукавички

Задание для группы №2.

  • «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.