СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не  читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Консультация будет полезна воспитателям ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

Развитие речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой ( консультация для воспитателей ДОУ)

Описание.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Консультация будет полезна воспитателям ДОУ.

Перед воспитателем стоит сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слу



Вторая младшая группа



В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т. п.

Начиная с младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров.

Воспитатель обязательно должен называть жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)».

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать ее два и даже три раза; можно повторять только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.

Для чтения младшим дошкольниками рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей добрые чувства, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают все стихотворение

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

Отвечая на вопросы по содержанию прочитанного, дети строят свои высказывания только из одного-двух простых предложении, но это уже подготовка к обучению рассказыванию.

Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять их значения. Задача воспитателя - научить детей понимать слова, которые они произносят; показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.



Средняя группа



В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают свое отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства.

Как и в младшей группе, воспитатель называет жанры, изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или «Прочитаю рассказ «Умей обождать» и т. п. Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра. Тематика литературных произведений более разнообразна.

В средней группе можно останавливать внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

Очень важно продумать и правильно поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное: действия основных героев, их взаимоотношения и поступки.

Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки (рассказа или др.), воспитатель выделяет их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественных произведений.

При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчеркивая, образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка.

Обращая внимание детей на четкость и отчетливость произнесения звуков и слов, педагог развивает звуковую культуру детской речи, стремится, чтобы эти навыки были перенесены и в обычную разговорную речь.

В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Как и в младшей, здесь необходимо закреплять слова, усвоенные на занятии.

В средней группе продолжают воспитывать у ребенка способность воспринимать то, что он слышит, не только эмоционально, но и разумом. Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать.



Старшая группа



Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и

метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

После чтения сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогла понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им.

При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев.

Особенно тщательно надо продумывать вопросы о средствах художественной выразительности в рассказах о природе.

Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы надо обращать при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.

Все стихи воспитатель должен читать не по книге, а наизусть, только тогда его слушатели поймут выразительность интонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на запоминание - это отвлекает внимание детей от музыки стиха. Пусть они почувствуют сначала красоту и напевность стихотворения глубже осознают его содержание. После чтения надо провести беседу, выясняющую, правильно ли оно понято.

После беседы воспитатель читает стихотворение еще раз (если длинное, то два раза) и дает установку на запоминание, так как дети уже усвоили его содержание, почувствовали художественную форму, запомнили отдельные слова и выражения.





Подготовительная к школе группа



«Программа воспитания в детском саду» ставит основные задачи: «Воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность чтения; умение чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений»

На каждом занятии в подготовительной к школе группе должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно образно выражать мысли при ответах на вопросы воспитателя, умение владеть и пользоваться синонимическим богатством родного языка.

При первом чтении произведения основная задача воспитателя - довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.

Вопросы к детям после чтения литературного произведения зависят от его жанра, тематики и от задач, которые ставит воспитатель. Вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме: о чем говорится в этом стихотворении (сказке, рассказе)? Что нового и интересного узнали вы из прослушанного рассказа? Что ты можешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действующего лица? Какое главное событие этого рассказа? Что произошло с его героями? За что ты полюбил героев данного произведения? и т. п.

Вопросы, выясняющие понимание детьми средств художественной выразительности, также разнообразны: как автор описывает березу? Какая она? Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились? С чем автор сравнивает снег в своем стихотворении? Какими словами автор назвал в сказке зверей и почему? и т. п.

Эти вопросы вызывают в сознании ребенка различные ассоциативные связи. Отвечая на вопросы, он ярче представляет себе художественный образ описываемого явления.

Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову.

Работа над таким художественным приемом, как сравнение, в методике ознакомления детей с литературным произведением должна стать одним из центральных звеньев.

Великолепным образцом употребления сравнения в художественной речи являются малые формы фольклора. Мы читаем детям потешки и песенки не для развлечения, а для того, чтобы развить их эстетическое восприятие. В младшей группе заучивается много потешек, а в старшем дошкольном возрасте эти малые формы фольклора можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение:

У нас доченька в дому, что оладышек в меду,

Что оладышек в меду, сладко яблочко в саду.

Примеров таких сравнений можно привести много. Если сначала обратить внимание ребенка на сравнения в литературном произведении, а затем привлечь к самостоятельному придумыванию сравнений, это повлияет на эстетическое развитие и подготовит к более глубокому восприятию средств художественной выразительности в литературных произведениях.

Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно в самостоятельной словесной деятельности.

Например, воспитатель дает детям задание: «Подберите слово, близкое

к слову веселый. Какими еще словами можно сказать про веселого человека,

какой он?» (Радостный, счастливый, оживленный, улыбающийся.) Такое же

задание предлагается на другие слова: холодный (студеный, ледяной, морозный, вьюжный, метельный), умный (толковый, мудрый, сообразительный) и.т.

Тем же целям служит и ознакомление с антонимами, которые помогают уяснить противоположное значение слова (веселый - грустный, печальный; холодный - теплый, горячий) и т. п.

Такие противопоставления могут быть связаны с пониманием времени, пространства, качеств и свойств человека, явлений природы. Знакомство с антонимами и подбор их дают понимание эмоциональной контрастности слов.

Такой прием, как изменение слова, помогает детям уловить тонкости смысловых нюансов (ручей - гремучий, прозрачный; ручеек - маленький, звонкий; ручеечек - крошечный, веселый) и т. п.

Теперь рассмотрим задачи и методику занятии по ознакомлению детей с основными жанрами художественной литературы.

На занятиях по разучиванию стихотворений ставятся задачи: научить детей видеть единство содержания стихотворении и его художественной формы, замечать образные слова и выражения, чувствовать музыкальность, ритм и рифму стихотворной речи.

Так, на каждом занятии детей учат выделать художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.

При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.

После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.).

Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.

Для этой же цели (подбора синонимов и антонимов) можно использовать и стихотворения .



Методика заучивания стихотворения



При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии.

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших. Списки произведений, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду», обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбивать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1- 2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогyлок.

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти.



Структура занятия по заучиванию



Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст.1. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. 2.Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения. 3. За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует восприятию произведения, особенностей исполнения. 4. Затем стихотворение читают дети.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.

Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести, любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение и т.д.

Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи.

Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а нескольких. На занятии заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, что читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре).

10