«Развитие речи и готовность к школе».
Развитие речи детей – возникновение понимания речи и её произнесения в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения. Средства речевого развития: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, художественная литература, различные виды искусства.
«…потребность в речевом общении развивается на всём протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития…» Л. С. Выготский.
В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка:
к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;
развивается звуковая сторона речи. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития;
развивается грамматический строй речи;
детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического.
У старших дошкольников должны отслеживаться все признаки связной речи:
Содержательность (хорошее знание предмета или явления о котором говорится);
Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию);
Логичность (последовательное изложение мыслей);
Ясность (понятность для окружающих);
Правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Школьная зрелость (функциональная готовность к обучению в школе) – это необходимый уровень развития у ребёнка к школе некоторых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учёбой в школе.
Речевая готовность дошкольника подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.
Проверка речевой готовности к обучению в школе:
Правильность произношения. До начала обучения грамоте ребёнок должен научиться правильно и чётко произносить все звуки.
Наличие фонематического слуха. Для его оценки предложите ребёнку записать несколько слов — не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове — столько и кружков. Покажите ему картинки, на которых нарисованы животные и записаны схемы их названий в виде кружочков (по количеству звуков в слове). Задача ребёнка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к какому слову.
Умение различать звуки. Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой.
Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображённых на них, различаются только одним проверяемым звуком).
Для исследования словарного запаса применяются следующие приёмы:
название предметов, относящихся к личным группам;
нахождение общих названий для группы однородных предметов;
подбор признаков и название по признакам предмета;
подбор действий к предмету;
кто чем занимается;
подбор предметов к действию;
подбор слов, близких по значению;
подбор слов противоположного значения;
можно проверить понимание ребёнком переносных значений.
Сформированность грамматических систем. Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребёнок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания: «Подбери подходящее по смыслу слово», «Закончи предложения», «Назови детишек», «Образуй прилагательные».
Владение связной речью. Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют чётко и последовательно излагать свои мысли.
С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребёнка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
Состояние словарного запаса. У ребёнка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов). В нём должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.