Урок №
Тема: Р/Р Определение научного понятия. Научное рассуждение.
Цель: развивать понятие о научном стиле речи, его особенностях
Задачи
Обучения: закреплять умение определять стиль речи, доказывая свою точку зрения, формировать умение анализировать структуру научных понятий.
Развития: закрепление умения читать и понимать тексты на лингвистические темы; развивать умение воспроизводить научные определения, польщуясь средствами выражения их компонентов; развивать умение составлять рассуждение-доказательство.
Воспитания: прививать внимательность, усидчивость, интерес к изучению предмета.
Ход урока:
Орг. Момент. Лингвистическая пятиминутка.
Пользуясь карточкой (вывести через проектор), определить, о какмо стиле речи говорится:
задача речи – сообщение и объяснение;
используется в объявлениях и заявлениях;
речевая обстанувка 1 -1, неофициальная;
этим стилем написан учебник по математике;
в тексте этого стиля обилие сущ-х и прилагательных, члов с обобщенным и отвлеченным значением;
в текстах этого стлия обилие слов в переносном значении, эмоциональных слов;
задача этого стиля речи – общение;
в текстах этого стиля встречаются понятия родовые и видовые.
1, 5, 8 – научный стиль; 2 – деловой; 4 – научно-деловой; 3, 7 – разговорный, 6 – художественный.
Анализ контрольных изложений, разбор наиболее частых ошибок.
Изучение нового материала.
Актуализация знаний. В первном тексте упр. 358, котрорый написан научным стилем, найдите научнй термин, который объясняется в определении («ождь – жидкие атмосферные осадки…»). Прочитайте информацию №3 на стр. 87, объясните, как построено это логическое определение. Запишите его, подчеркнув по образцу.
- Зачем знать признаки понятии и уметь строить эти понятии? Зачитайте и перескажите ответ.
Тренировочные упр-я.
Упр. 362. один из примеров – самостоятельно.
Упр. 363. с одним из понятий составьте предложение, например, Фонетика – раздел науки о языке, которая изучает звуки речи.
Упр. 371. групповая работа по 4 чел.
Задание: отредактировать примеры из упр. Объяснить, что вызвало ошибки: 1 не сообщен отличительный (видовой) признак; 2 – не указано родовое понятие.
Например,
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Квадрат – геометрическая фигура, в которой все стороны и углы равны.
Работа с теоретическим материалом.
Прочитать задания к тексту, расположенные после него. (порядок выполнения – 3, 2, 1, 4 задания).
Чтение вслух.
Определение стиля (научный), типа речи (рассуждение), объяснить почему.
Подчеркнуть определение понятия, прочитать его.
Составить план. Обсудить и записать план.
Д/З: 365, 366, устно упр. 375 (через 4 урока).