СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Научное определение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока поможет при разборе тем по развитию речи

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Научное определение»

Урок №

Тема: Р/Р Определение научного понятия. Научное рассуждение.

Цель: развивать понятие о научном стиле речи, его особенностях

Задачи

Обучения: закреплять умение определять стиль речи, доказывая свою точку зрения, формировать умение анализировать структуру научных понятий.

Развития: закрепление умения читать и понимать тексты на лингвистические темы; развивать умение воспроизводить научные определения, польщуясь средствами выражения их компонентов; развивать умение составлять рассуждение-доказательство.

Воспитания: прививать внимательность, усидчивость, интерес к изучению предмета.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. Лингвистическая пятиминутка.

Пользуясь карточкой (вывести через проектор), определить, о какмо стиле речи говорится:

  1. задача речи – сообщение и объяснение;

  2. используется в объявлениях и заявлениях;

  3. речевая обстанувка 1 -1, неофициальная;

  4. этим стилем написан учебник по математике;

  5. в тексте этого стиля обилие сущ-х и прилагательных, члов с обобщенным и отвлеченным значением;

  6. в текстах этого стлия обилие слов в переносном значении, эмоциональных слов;

  7. задача этого стиля речи – общение;

  8. в текстах этого стиля встречаются понятия родовые и видовые.


1, 5, 8 – научный стиль; 2 – деловой; 4 – научно-деловой; 3, 7 – разговорный, 6 – художественный.


  1. Анализ контрольных изложений, разбор наиболее частых ошибок.

  2. Изучение нового материала.


  1. Актуализация знаний. В первном тексте упр. 358, котрорый написан научным стилем, найдите научнй термин, который объясняется в определении («ождь – жидкие атмосферные осадки…»). Прочитайте информацию №3 на стр. 87, объясните, как построено это логическое определение. Запишите его, подчеркнув по образцу.


- Зачем знать признаки понятии и уметь строить эти понятии? Зачитайте и перескажите ответ.


  1. Тренировочные упр-я.


Упр. 362. один из примеров – самостоятельно.

Упр. 363. с одним из понятий составьте предложение, например, Фонетика – раздел науки о языке, которая изучает звуки речи.

Упр. 371. групповая работа по 4 чел.

Задание: отредактировать примеры из упр. Объяснить, что вызвало ошибки: 1 не сообщен отличительный (видовой) признак; 2 – не указано родовое понятие.

Например,

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Квадрат – геометрическая фигура, в которой все стороны и углы равны.


  1. Работа с теоретическим материалом.


Прочитать задания к тексту, расположенные после него. (порядок выполнения – 3, 2, 1, 4 задания).

Чтение вслух.

Определение стиля (научный), типа речи (рассуждение), объяснить почему.

Подчеркнуть определение понятия, прочитать его.

Составить план. Обсудить и записать план.


  1. Д/З: 365, 366, устно упр. 375 (через 4 урока).