Развитие речи обучающихся
Развитие связной речи обучающихся – важнейший аспект обучения родному языку. Последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.
По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи.
Цель моей работы – попытаться рассказать об уроках развития речи по русскому языку, раскрывая их основные функции, на примерах своих уроков показать, что я делаю для того. Чтобы уроки развития речи были уроками творчества, на которых проявляется индивидуальность каждого ученика. Развиваются его творческие способности, любознательность.
Но всегда ли нам удается реализовать поставленные задачи на уроках развития речи? Чаще всего урок подготовки к сочинению сводится к такому плану: выделим основную мысль, составим план, посмотрим, как можно начать, как лучше раскрыть тот или иной пункт плана; найдем, определим слова и словосочетания, которые используем в сочинении…
Конечно, такая работа способствует выработке у учащихся определенных навыков. Но творческим данный урок не назовешь. Да и детям н6адоест работать только по такому плану. И поэтому каждый педагог. Создавая условия для успешного обучения на уроках развития речи, ищет свои приемы и средства, зависящие, прежде всего, от личности самого учителя.
Я не могу назвать себя новатором каких-то приемов или средств, но все-таки стараюсь сделать так, чтобы каждый урок по развитию речи имел свою «изюминку», был эмоционально привлекательным для учащихся, чтобы дети заинтересовались самим процессом работы над словом. Считаю очень важным начало каждого урока по развитию речи.
Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой. Использование музыки позволяет активизировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, так как искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, творческую фантазию, воображение.
О связи музыки с развитием воображения и фантазии ребенка неоднократно писал В.А.Сухомлинский: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума».
На первом этапе (5-6 кл.) ребята описывали образ, созданный музыкой, причем, иногда я не называла даже перед прослушиванием ни композитора, ни его произведение. И какой же была радость, когда некоторым учащимся удавалось угадать (часто интуитивно) образ произведения. Потом я, конечно же, называла автора, рассказывала о нем и его произведении.
На заключительном этапе (7-9 кл.) учащимся предлагалось задание абстрактного характера – написать сочинение, передающее содержание музыкальной пьесы. Не спорю, этот вид описания очень труден, так как дети должны уловить и понять, а затем и описать характер музыки, подобрать заголовок к сочинению. Но при постоянном использовании такого задания трудностей не возникает.
Неплохо было бы использовать на уроках такие музыкальные произведения: «Четыре времени года» Вивальди, «Времена года» Глазунова, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Времена года» Чайковского.
Часто в зависимости от обширности темы, от степени подготовленности класса предлагаю сочинения-миниатюры. Например, предстоит написать сочинение на тему «Унылая пора! Очей очарованье!», перед работой даю мини-темы: «Осенний этюд», «Звуки осеннего парка», «Деревья в золоте», «Шум листвы», «Капли на стекле», «Желтые глаза осени», «Шаги по листве»…
«Ложатся листья на асфальт,
По ним иду я как по звездам,
И с безмятежным чувством поздним
Хочу листком упавшим стать.
Хочу хоть несколько минут
Испить из желтого колодца
И маленьким кленовым солнцем
Прохожим в душу заглянуть».
Так пишет курчатовский поэт Олег Романов на тему «Шаги по листве». А вот как написала на эту же тему моя ученица Юркина Елена: «Ах, как красивы осенние листья! Придешь в лес осенью, и кажется, что ты очутился в сказочном мире. Все вокруг так прекрасно! Чувствуешь, на тебя падает «золотой дождь». А это не дождь, это ярко-желтые листья роняет клен. Диву дивишься, идешь по разноцветному ковру, а это оказывается не ковер, чудесные листья с разных деревьев устелили землю. И вот, когда я шла по этому ковру, каждый листочек мне что-то шептал. И я прислушивалась к истории кленового листика, вот что он мне рассказал:
- Весной я был на своем дереве самым первым и красивым, я гордился этим. Видел, как восходит и заходит солнце, слышал все вокруг. Потом на моем дереве появились родные сестры, братья. Во время дождя я со смехом купался, обмывал свой новый зеленый костюм. Когда наступила осень, я смотрел и не узнавал себя, как прекрасен был мой новый наряд! Он сливался и с желтым, и с красным, и с моим бывшим зеленым цветом. А когда подул сильный ветер, моя ножка оторвалась от ветки. Я долго скакал по тропинке и остановился тут. Жду, не дождусь, когда меня кто-нибудь поднимет.
Я подобрала этот листик и принесла домой. Он был самым лучшим листиком из всех, которые я видела».
Приходит зима. И я иду по тому же плану. Главное, заинтересовать детей темами сочинений-миниатюр. И пусть, порой, трудно бывает придумать какую-нибудь оригинальную мини-тему. Зато учащиеся тут же приходят на помощь, их фантазии нет предела. Например, «Узоры на окне», «Снежинки», Сос-улька», «Птичий цирк». Многие работы моих учеников были напечатаны в местной газете «Курчатовское время».