областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ 39»
Конспект урока по речевой практике и речь и альтернативной коммуникации
«Нос. Уход за носом»
Класс: 1А/1Б
Учитель: Лецкая Е.Е.
Январь, 2019
Цели: закрепить навыки правильного произношения звуков Н, Н' в слогах, словах и фразах.
- познакомить с акустическими и артикуляторными признаками звуков;
- формировать элементарные представление детей об органах чувств – нос и его функции;
- показать детям, какую роль играет нос в жизни человека;
- развивать способность рассматривать друг друга, умение работать в коллективе;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье;
- закрепление правил ухода за носом
Оборудование: «Незнайка»; пропись с буквой Н, заготовки «платочки» и украшения к ним , набор карточек «Берегите ваши носики».
1 Оргмомент:
В класс к детям приходит Незнайка, у него в руках мешочек.
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Пока я к Вам шел ,нашел мешочек ,а в нем загадки, но сам я их не могу отгадать. Вы мне поможете ?
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет… (нос)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (ответы детей)
Он бывает самым разным:
Маленьким, большим и важным,
Длинным, тонким и горбатым,
Толстым или конопатым. (ответы детей)
2.Оснавная часть
Какой первый звук в слове НОС? Звук Н.
Характеристика звука: когда мы произносим звук Н, рот закрыт, губы не пускают воздух, язык поднят вверх, он тоже не хочет пускать воздух. Но воздух нашел путь, он идет через нос. Нос сердится и "гудит". Значит звук Н согласный.
- Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук Н, дрожит горлышко или нет? Значит звук Н какой звук?
- Да, звонкий. Звук Н мы произносим твердо, сердито, значит звук Н – твердый согласный звук.
-Давайте напишем букву Н.
Незнайка: Ребята, покажите свой нос. Зачем нужен нос? (ответы детей).
Учитель: Правильно, ребята. Носиками мы дышим.
Незнайка: Подумаешь, дышать можно и ртом, а от этого носа одни неприятности – то он чихает, то с горки упадешь и разобьешь его.
Учитель: Что ты, Незнайка, дышать нужно именно носом. Это очень важно - ведь наш носик согревает и очищает воздух, которым мы дышим, от пыли и микробов. К тому же, нос нужен не только для того, чтобы дышать. Ребята, зачем еще нужен нос, мы узнаем из стихотворения Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?».
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке — землянику,
В грядке — спелую клубнику.
В огороде чует нос,
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он, каков
Запах маминых духов.
Незнайка: Ребята, значит, нос помогает нам чувствовать разные запахи.А вы знаете, что запахи бывают полезные и вредные. Как вы думаете, запахи лука и чеснока полезные или вредные? (ответы детей). Правильно, эти запахи полезные – они убивают микробов. А запах сигарет, дыма или газа - полезный или вредный? (ответы детей) Правильно, такие запахи вредные.
Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять!
ходьба на месте
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
остановиться, руки за спину
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
поднять голову
И легко - легко подышим.
дыхание через нос
Незнайка: Молодцы, ребята, скажите, раз нос – это наш важный помощник, значит… (ответы детей) правильно, значит, мы должны его беречь.
Учитель: Давайте, посмотрим на карточки – работа с карточками «Берегите ваши носики» - девочка ковыряет в носу пальцем (карандашом), мальчик засовывает в нос бусинку, мальчик очень сильно сморкается, девочка наклоняется над баночкой с краской, девочка дает подружке свой носовой платок и др.
Незнайка (грустно): Ох-ох-ох. А у меня нет своего носового платка.
Учитель: Не грусти, Незнайка, наши ребята подарят тебе много красивых платочков.
На столе у Вас лежат платочки, но прежде чем подарить их Незнайке, я предлагаю Вам их украсить красными кружочками, синими квадратами и желтыми треугольниками.
Дети дарят Незнайке носовые платочки. Незнайка благодарит детей, прощается с ними, говорит, что еще обязательно к ним придет.
Давайте еще раз вспомним правила гигиены и безопасности
. Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом. Можно повредить слизистую оболочку носа, и тогда пойдёт кровь.
. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
. Во время прогулки надо дышать носом, а не ртом. Через носик поступает тёплый воздух, а через рот- холодный, что приводит к болезням.
. При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
. Нельзя пользоваться чужим носовым платком . А если нет платка, то можно взять одноразовую салфетку, высморкать нос и выкинуть её.
Воспитатель раздаёт салфетки и предлагает высморкать свои носики.
5. Итог урока.
- О какой части лица мы сегодня говорили?
- Как надо беречь свой носик?
. Какой первый звук в слове НОС? Звук Н.