СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи с элементами развивающего обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи с элементами развивающего обучения»

Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.



Речь человека является отражением его культуры и образованности. По ней можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.

Развивая в школе речь ребенка, мы развиваем его ​​интеллект. Только через развитие речи возможно развитие мышления, воображения. Поэтому особое внимание развитию речи ребенка уделяется на уроках русского языка и литературного чтения. Это неотделимо от любой языковой работы.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас - является необходимым условием не только для обеспечения развития речи и языка, но и для создания условий лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков. Не забывая об образовательных задачах на уроках литературного чтения и русского языка, я побуждала детей жить вместе с героями произведений, радоваться и горевать с ними, высказать свое мнение о событиях и персонажей прочитанных произведений, приводить примеры из жизни класса.

Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования. Так как слово неотделимо от мышления и является одной из форм выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего, развитие мышления. Наиболее распространенным типом связной речи на уроках литературного чтения является пересказ.

Для такой серьезной работы, как близкий к тексту и краткий пересказ, ученики нуждаются в такой подготовке, как: систематическое обучение связной речи, постепенное наращивание в самостоятельности учащихся и обучение их новым методам работы.

Пересказ должен стать активным средством нравственного воспитания и развития ума и речи учащихся.

На занятия по развитию речи основными направлениями становятся - рассказывание историй и пересказ.

Особое место на уроках развития речи отводится обучению связной речи при помощи специальных упражнений для дальнейшего знакомства школьников с особенностями строения согласованной речи.

Любое сообщение имеет характерные, присущие ему особенности. С 1 класса проводятся различные виды работы, цель которых - помочь учащимся понять основные особенности текста, такие как наличие заголовка, завершенность, тематическое единство и информативность.

Главной особенностью связного текста является единство содержания, соотнося название текста с его содержанием и озаглавливая несколько предложений или часть текста, учащиеся устанавливают, что название текста соответствует содержанию и охватывает все содержимое.

Читая разрозненные предложения, ученики устанавливают, что все они объединены общим смыслом и, следовательно, могут быть озаглавлены, и поэтому из них можно сформировать связный текст.

Еще одним признаком текста является связность изложения, которое осознается в работе с деформированным или неполным текстом. Сравнивая упорядоченный текст с деформированным или неполным, учащиеся устанавливают, что в связном тексте все предложения являются частью текста, которые располагаются в определенном порядке и взаимосвязаны. Используя знания этой особенности, дети понимают, что от перестановки предложений в тексте смысл нарушается или становится непонятен.

Задача обучения связной речи во 2 классе продолжается через понимание и сознательное построение согласованной речи разных типов.

Решение этой задачи осуществляется через систему занятий самостоятельного и обучающего характера во взаимосвязи с работой по устной и письменной речи.

Также, как в 1 классе, ставится задача - привить у учащихся желание и способность говорить перед классом. В этой задаче, существенное место отводилось повествованию. Ученики готовят устные рассказы дома, потом эти рассказы в классе обсуждают, с акцентом на положительные стороны. Устные рассказы детей о событиях жизни, о своем опыте и наблюдениях, описания любимых игрушек, предметов, животных прослушиваются учителем совместно с классом. За рассказ ставится только положительная оценка или в устной форме высказывается похвала ученику.

Задача обучения связной речи в 3-м классе - это дальнейшее формирование навыков строить устные и письменные рассказы различных типов. Помимо устного повествования о своих личных наблюдениях и впечатлениях добавлять повествование о том, что читал и слышал. Определение основного, важного в тексте - обязательное условие понимание читаемого. Для запоминания и пересказа самое главное- удержать в голове прочитанное.

В 3-м классе средством логического анализа текста может служить краткий пересказ. Выделение основных идей текста по логическим вопросам большинство учеников производили самостоятельно. Читая или слушая текст, дети кратко передавали его содержание, демонстрируя, как хорошо они поняли смысл. На основе краткого пересказа, школьники с большей уверенностью переходят к вычислению смысловых единиц в тексте.

В сложном умении составления плана завершающим действием является подбор и формулировка заголовков. Эту работа связывается с составлением словесных картин и подписи к ним, с выбором названия плана из текста, и т.д. Рекомендуется учащимся следовать требованиям, которые должны соответствовать формулировке плана:

  1. Пункты плана должны отражать основную идею текста, чтобы было ясно, о ком (о чем) говорится и что в каждой части рассказа.

  2. Пункты плана должны быть связаны по смыслу.

  3. Пункты плана должны быть краткими.

Придается принципиальное значение развитию учащихся, которое играет большую роль в овладении ими навыками чтения, умениями разобрать прочитанное, разнообразными приёмами работами с произведениями художественной литературы.

Таким образом, формирование у каждого ученика прочных умений, от которых зависит самостоятельное усвоение содержания читаемых текстов, пересказ их, относится к числу важнейших задач уроков литературного чтения и русского языка и играет важную роль в начальных классах для формирования правильной и четкой речи у школьников.