Развитие речи с использованием
информационно-коммуникационных технологий
Аннотация
Целью моего выступления является возможности использования ИКТ в организации образовательного процесса. Обосновывается необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. По мнению авторов, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Форма проведения: методическое объединение.
Приоритетным направлением моей работы являемся развитие речи. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель моей работы - развивать у детей чистую, связную, грамматически правильную речь, учить общаться. Ставлю перед собой такие задачи:
Овладение речью как средством общения и культуры
Обогащение активного словаря
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Для достижения этой цели я использую в работе различные формы, приемы, методы и
средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы.
Систематическое использование обучающих компьютерных игр. учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства, обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме образовательной деятельности в целом.
Я хочу поделиться опытом работы в данной области.
Применение компьютера мотивирует наших воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.
С детьми ИКТ использую как в процессе совместной деятельности, на занятиях по развитию речи, в качестве современного наглядного материала, так и свободной деятельности.
Так же компьютерные игры используются для индивидуальных занятий с детьми: опережающими сверстников в интеллектуальном развитии, так же для коррекции детей отстающих.
Использование компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками имеет множество преимуществ:
увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала:
способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем;
использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста;
способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость:
формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;
способствует развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом);
7) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что
является залогом успеха.
В своей работе по развитию речи детей я пользуюсь |следующими направлениями ИКТ:
Мультимедийные презентации
Интерактивный ДВД
Компьютерные игры
Видеофрагменты
Цветные рисунки
Дидактические игры
Компьютерные программы
Наиболее доступным средством для создания компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point - мастер создания презентаций. Мультимедийные презентации мы создаём и подбираем в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В процессе работы нами были созданы презентации с элементами игры «Путешествие по сказкам». «Занимательные рассказы», «Красота русской природы в произведениях художников» (по временам года), «Весёлый огород», «Обитатели нашего леса».
Иллюстрационный материал для создания презентаций подбирается с помощью интернет ресурсов, дополняется интересными фактами, загадками, занимательными заданиями для детей.
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всеми детьми, подгруппами, индивидуально. Использование икт в работе по развитию речи дошкольников.
В своей работе по развитию речи с применением ИКТ я использую следующие варианты:
1. Составление предложений из слов по картинке, подсхеме, опорным словам.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Рассказы по цепочке.
Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови»
5.Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию.
В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно. Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.
Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы при объяснении нового материала, при закреплении и при обобщении материала. Принципиальное новшество использования компьютера — интерактивность, позволяющая развивать активные формы обучения. Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала можно назвать мультимедийную презентацию.
Мультимедиа — отражение объектов действительности во всех возможных формах. Мультимедийная презентация — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование компьютерных презентаций на занятиях имеет множество преимуществ: 1) увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала; 2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем; 3) использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста: 4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость; 5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память: 6) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха . Медиа занятия позволяют формировать у дошкольников речь в достаточно небольшие сроки.
Благодаря организации с ИКТ у детей происходит стимулирование речевой активности увеличение речевой деятельности появление с первых минут интереса к занятию и последующее его удержание до конца занятия. Речь в процессе ИКТ — это средство мыслительных операций, и при этом она формирует самостоятельную творческую деятельность ребенка. Эффективность применения подтверждают данные положительные факторы выраженное формирование у дошкольников устойчивой мотивации и произвольных познавательных интересов у детей увеличивается мотивация к учебе благодаря интересным мультимедийным эффектам: звуку, движениям, мультипликациям в памяти на длительный срок остаются полученные знания, их становится легче применить на практике после краткого повторения происходит более тесное взаимодействие с родителями, многие из них пользуются диском с презентациями для занятий с детьми дома. Это способствует закреплению знаний, которые были получены детьми на занятиях.
Следовательно, благодаря информационно-коммуникативным средствам обучения происходит увеличение эффективности работы воспитателя по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста. При условии постоянного использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность, моторная. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала - самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологии. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством развития речи ребенка.- слуховая; - зрительная: -В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».
Список литературы
1. Васильева B.C. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников Категория «социального» в современной педагогике и психологии: Материалы 2-й научно-практич. конф. - Ульяновск. 2014. - С. 24-29.
2.Габдулина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград. 2010. 3.. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.
4Легачева E.H. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий / Е.Н. Лёгачева, О.Д. Кочелакова // Молодой ученый. - 2016. -№7.-С. 666-669.
Павлова Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в работе с дошкольниками / Педагогический поиск: творчество, мастерство, качество: Материалы Всерос. научно-практ. конф. - Томск: ТОИПКРО, 2015. - Т. 2. - С. 80-84.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СП Б.: ООО «Издат-во «Детство-Пресс»,2013.
7.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
1