СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи с помощью пословиц и поговорок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи с помощью пословиц и поговорок»

ТЕМА: Развитие речи с помощью пословиц и поговорок


АННОТАЦИЯ


Данная работа освещает теоретическую и практические стороны развития речи учащихся с помощью пословиц и поговорок в школах с узбекским и другими языками.

В работы освещены такие понятия, как пословицы и поговорки являются отражением народной мудрости, приведены примеры упражнениям и заданиям для развития речи учащихся школ с узбекским языком обучения.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.



















СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение.

2. Основная часть.

2. 1. Пословицы и поговорки- отражение народной мудрости.

2. 2. Упражнения и задания для развития речи с помощью пословиц и поговорок.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

5. Приложение.




























Введение


Развитие речи у учащихся, как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием представляет собой способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

Актуальность темы: развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить учащийся построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Цели и задачи работы: Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться - необходимо каждому.

Пословицы и поговорки живут в народной речи многие века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Возникли они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI-XII вв.: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Лишь со второй половины XVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься.

В настоящее время известны имена таких составителей, как И. М. Снегирев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и другие, но самым известным среди них, труд которого считается непревзойденным, является В. И. Даль (1801-1872). Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц.

Пословицы и поговорки являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь. Как справедливо заметил М. Шолохов, в пословицах и поговорках из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Устное народное творчество своей историей уходит в глубокую древность. Это связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. К малым жанрам устного народного творчества относятся частушки, поговорки, пословицы, дразнилки, небылицы, загадки и прочее.

Для устного народного творчества характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью, что не может не развить, не обогатить речь ребенка. Устное народное творчество доступно для ребенка, он легче входит в окружающий мир, пытается говорить, общаться с людьми, усваивает представление народа о красоте, морали, знакомит с обычаями, нормами поведения, общения, учит быть коммуникабельными. Развивая речь ребенка, оно дает ему новую жизнь, способность приспосабливаться, преодолевать трудности в нелегком пути взросления.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1. Пословицы и поговорки- отражение народной мудрости.

Развитие русской речи учащихся национальной школы решается в процессе преподавания урока русского языка. Особенностями речи  учащихся нерусских школ являются ограниченность и бедность словарного запаса, недостаточная выразительность,  неправильное понимание и неточное использование слов, искажение слов и словосочетаний, нарушение последовательности в высказывании и др.  Поэтому на уроках русского языка в узбекской школе развитию речи уделяется особое внимание. Т. к.,  от того, насколько будет правильно сформирована речь учащихся, зависит и успешность усвоения ими  материала  учебного предмета и степень общего развития, и овладение профессионально-трудовыми навыками, и дальнейшая успешная социализация в обществе.

В учебниках русского языка для узбекских школ для развития речи при подборе речевого материала уделяется особое внимание пословицам и поговоркам.

Пословица – меткое образное высказывание, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный характер. 

Знакомство с пословицами и поговорками  не только пополняет активный словарь учащихся, но и активизирует мыслительные процессы, поддерживает познавательный интерес, помогает воспитывать высокие нравственные качества. Учащиеся нерусских школ, приобщаясь к образцам устной народной речи, учатся понимать красоту слова, осознают современность и непреходящую ценность пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки порицают недостатки, одобряют положительные поступки и качества человека. Уважение к труду и людям труда, любовь к своей Родине и  родителям, чувство товарищества – всему этому учат пословицы. При работе над пословицами следует учитывать степень сложности их содержания. Вначале на занятиях предлагаются пословицы и поговорки, имеющие только прямой смысл. Например: ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА.  Важно, чтобы дети уловили, что в пословицах есть поучение, проверенный народом совет, которому нужно следовать в жизни. Затем, в соответствии с принципом постепенного усложнения материала, можно вводить пословицы, которые имеют прямой и переносный смысл. Сначала разбирается прямой смысл, затем – переносный. Например: СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, А ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.  Прямой смысл: чтобы правильно отрезать, к примеру, ткань и не испортить, нужно несколько раз всё проверить и четко измерить, а потом уже резать. Затем смысл пословицы расширяется другими близкими детям ситуациями. Очень важно для разъяснения переносного смысла пословиц использовать приём перенесения сюжета пословицы в знакомую для учащихся ситуацию. Например: ОТОЛЬЮТСЯ ВОЛКУ ОВЕЧКИНЫ СЛЁЗКИ. Для понимания этой пословицы вопрос: « А были ли у вас в классе случаи, когда кто-то сделал что-то плохое, сначала ходил безнаказанным, а потом понёс заслуженное наказание? Перенесение сюжета пословицы в ситуацию взаимоотношений в классе даёт толчок новому повороту мысли и достигается правильное понимание переносного смысла. То, что было непонятно, когда речь шла о животных, становится ясным,  как только переходит в знакомую житейскую ситуацию.

Для лучшего представления сюжета пословицы можно давать учащимся задания представить себя участником ситуации, описанной в пословице. Например:. ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ - НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ. Пусть дети представят себе ситуацию, когда хотели поймать одного зайца, а  увидев двух, начали метаться от одного к другому. Поймали бы они в результате хотя бы одного зайца? Такой прием наглядного представления сюжета пословицы помогает раскрыть её сущностью. В случае полного непонимания пословицы, учитель дает развернутое объяснение с соответствующими примерами. Можно проиллюстрировать сюжет пословицы подходящими картинками или предложить учащимся самим нарисовать картинку к пословице.

Раскрытие смысла пословиц в дальнейшем позволит определять близкие по смыслу пословицы или определять их общую тему. Все приемы по раскрытию смысла пословиц и поговорок активизируют воображение учащихся, развивают умения рассуждать и сравнивать, расширяют представления о главных жизненных ценностях.

На уроках русского языка я подбираю пословицы в качестве речевого материала для закрепления грамматических тем. Например, Хлеб – всему голова. Терпенье и труд – рядом идут. Ученье – свет, а неученье – тьма. Мир, что огород: всё в нём растёт.  Хлеб питает тело, а книга питает разум. Отец сына не на худо учит. Книга – лучший товарищ. Молчание - золото. Дом без книг – голова без мыслей. Землю солнце красит, а человека – труд. Счастье – дороже богатства. От школьного порога – к знаниям дорога.

Сперва подумай, а потом скажи. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Не оставляй друга в беде. Не ищи правду в других, коли в тебе её нет. Добро помни, а зло забывай. Живи своим трудом, а не чужим добром. Учись доброму, худое на ум не пойдёт. Держи ноги в тепле, а голову - в холоде. Готовь сани летом, а телегу – зимой. Кончил дело – гуляй смело. Родина – мать, умей её защищать. Уважай учителя как родителя.

Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт. Мудрым никто не родился, а научился. Братская любовь крепче каменных стен. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. Доброе дело на век. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Ласковое слово – что весенний день. Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает. Хорошую речь – хорошо и слушать.

Дом построить – не шапку на голову надеть. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Глаза боятся, а руки делают. Любишь кататься, люби и саночки возить. Век живи – век учись. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Кто много читает, тот много знает. Взялся за дело, доведи его до конца. Поспешишь – людей насмешишь. Мир строит, а война разрушает. Кто Родине изменяет, того народ презирает.

Семеро одного не ждут. Одна пчела немного мёду натаскает. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Пословиц и поговорок в русском языке много и тематика их разнообразна. Каждый педагог может подобрать свой материал к любой изучаемой теме в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач к конкретному занятию.

Постоянная и систематическая работа в узбекской школе много даёт учащимся. Они учатся находить народные изречения в учебниках русского языка, классифицировать их по темам, анализировать смысл, понимать их, использовать их в речи по ситуациям. Это обогащает их речь, повышает общий уровень, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, народу, создавшему такие мудрые изречения.

Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа – это судьба языка. Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников.… А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить,  но  к  нему привыкли  и тем самым, очевидно  обесценили. Основной задачей учителя является:  научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Но как?         Педагоги и психологи прошлого считают, что  именно фольклор является богатейшим материалом для развития  речи младшего школьника.

Самый любопытный жанр фольклора – это пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки – это жемчужины народного творчества.  

Системная работа над пословицей   многое  дает учащимся.   Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Пословицы и поговорки - незаменимый  материал  для дикционных упражнений.   По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".


2. 2. Упражнения и задания для развития речи с помощью пословиц и поговорок.

Работа с пословицами и поговорками -  это последовательная, постоянная учебная работа, которую нужно планировать на каждый урок.  Это особенно важно в начальной школе.

Современные технологии позволяют  использовать различные сборники  иллюстрированных  пословиц и поговорок   на уроках русского языка и на внеклассных мероприятиях. Дети  на этом этапе  с удовольствием рассматривают и легко запоминают их, вспоминают  пословицы и поговорки, с которыми встречались раньше.

     Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, детям можно давать   такие задания:

1. Закончи пословицу.

2. Кто больше.

3. Найди пару.

4. Какая пословица лишняя

5. Собери пословицу.

Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи. Но не стоит каждый раз объяснять детям значение каждой пословицы. Надо преподнести их в конкретном тексте, игре, ситуации, и затеять беседу, размышление. То есть подвести к доступному, в соответствии с возрастом, пониманию.  А глубинный смысл придет позже…    

У детей постепенно формируется умение «замкнуть речь пословицей», а это значит, научились сопоставлять и соотносить их с жизненными фактами и ситуациями. Ведь само слово пословица, если разобрать по составу, говорит о том, что пословица заканчивает речь, приводится вслед за словом. Здесь детям можно предложить следующие задания: ответить на вопрос пословицей или поговоркой.

* Какую пословицу учитель скажет тому, кто первым сделал самостоятельную работу, но допустил ошибки?

*  Если в какой-то трудной ситуации ваш друг не пришел к вам на помощь, какую пословицу вы вспомните?

* Определить, какая пословица изображена на картинке.  

* Сопоставить  пословицы  и поговорки  с художественной литературой.

 Для этого заранее   подобрана  литература. В список литературы входят  не только новые произведения, но и хорошо известные рассказы и сказки. А также любимые детьми басни И. Крылова, рассказы Л.Н.Толстого.   Дети  вспоминают  пословицы, которые подошли бы к героям произведения или к самому произведению. С их помощью дают советы этим героям. Например: Какой басне или русской народной сказке подойдет концовка: «Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй»(«Стрекоза и Муравей»), «На языке медок, а под языком ледок» («Лиса и Ворона»), «Как аукнется, так и откликнется»(«Лиса и Журавль») и др.  Или наоборот: озаглавь сказку пословицей, закончи пословицей.

Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможности его выражения в слове. Поэтому детям нужно предлагать как можно больше  иллюстрировать пословицы и поговорки. Рассказы детей в этом случае становятся выразительными и разнообразными. Можно рисовать схематически.

Постепенно  дети переходят  к развертыванию пословиц в рассказ. Горький говорил, что он много учился думать и писать на пословицах и поговорках, и советовал молодым писателям обращаться к материалу, который научит «сжимать слова, как пальцы в кулак, и  развертывать слова, крепко сжатые другими…».   Составление детьми  развернутых рассказов по пословицам помогают практически овладевать связной речью и ее отдельными элементами.

На каждом этапе работы необходимо проводить специальные «праздники». Это викторины, конкурсы знатоков пословиц и поговорок, КВН, интеллектуальные игры. 

При систематической работе над пословицами и поговорками значительно расширяется  фразеологический запас детей, повышается уровень познавательной и речевой деятельности, повышается и обогащается словарный запас.

Учёные уверены, что фольклор, а именно пословицы и поговорки, эффективно развивают устную речь ребёнка. А так же влияют на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут

Опыт показал, что результат будет значительно выше, если эту  работу с пословицами   начинать уже в  старшем дошкольном возрасте.

В словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой даётся определение «пословица».  «Пословица – краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл». Пословицы широко используются в обучении – как воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самих учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам.

Какой бы краткой ни была пословица, это всё-таки законченное художественное произведение. Оно радует нас не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и запомнить гораздо легче. Ты меня, работушка, не бойся, я тебя, работушка, не трону!

Пословицы можно употребить в самых разных случаях. Так, например, могли говорить крестьяне , угнетаемые господами.

Поговорка о чёрной корове может прозвучать в любых обстоятельствах, при которых внешность не соответствует внутреннему содержанию явления. А пословица о топоре и крепком пне будет когда происходит любое единоборство, любая борьба, любой спор.

Пословицы отличаются устойчивой художественной формой. Нередко они имеют рифму, иногда очень затейливую, многократно повторяющуюся:

Пословицы отличаются от повседневной разговорной речи особым складом, ритмом. Ухо сразу улавливает этот ритм:

Коли впряг и ехать так.

Нежданный гость - немытые ложки.

Кот скребет на свой хребет.

Пословица часто имеет двучленное построение:

Тише едешь – дальше будешь.

Много знать – мало спать.

По многим пословицам можно отчётливо проследить, как выражал народ своё независимое мнение по различным житейским вопросам, свои самостоятельные взгляды на жизнь. Люди употребляют поговорки почти также легко и непринуждённо, как слова собственной речи. Но всё – таки пословицы и поговорки не просто слова, не просто разумные фразы или верные жизненные наблюдения.

Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики.

Системная работа над пословицей очень много даёт учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определённой теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувство доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти пословицы.

В словаре С. И. Ожегова даётся определение «поговорка»: «Поговорка– выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения».

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Пословица - это краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи.

Она выражает те мысли, к которым народ пришел в процессе своей общественной практики. Она поучительна, назидательна. В ней всегда есть вывод или нечто такое, что полезно помнить, принять к сведению.

Пословицы отражают силу народного мышления, непосредственно связанного с народной практикой. Пословицы - это свод народной мудрости, стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

Форма пословицы своеобразна, ритмична, имеет особое звуковое оформление и композиционно-синтаксическое строение. За счет этого она совершенствует общие речевые навыки школьника, уточняет, обогащает, активизирует словарь ребенка, развивает грамматически правильную речь, ее точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность при изложении ее смысла. Пословица воспитывает чуткость к смысловым оттенкам слов, различение и понимание простейших случаев многозначности слов, способствует пониманию образных выражений в тексте.

Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово содержательно, точно. Яркую точную характеристику дал сам народ. Он отметил ее меткость: "Старая пословица не в бровь, а прямо в глаз", их мудрость, их правдивость: "Пословица правду всем говорит".

Пословицы - это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение, оформленные синтаксически как предложение, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

Дифференцированными признаками, разграничивающими пословицы и поговорки являются: 1) обобщающий характер содержания пословиц, 2) поучительность и назидательность.

Некоторые ученые в качестве основного признака разграничения пословиц и поговорок выдвигают особенности их синтаксического построения. Пословицы, считают они, всегда законченные предложения, а поговорки - лишь часть их.

Пословица - коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение. Именно эти два признака определяют своеобразие пословицы при сравнении ее с поговоркой, которая лишена и обобщающего смысла, и поучительности. Поговорки ничего не обобщают, никого не поучают. Они заменяют прямую речь окольной, поговорка не договаривает, и иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно на них намекает.

Поговорки тесно примыкают к пословицам. Как и пословицы, поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже еще более кратки, чем пословицы. Подобно пословицам, поговорки не специально исполняются (не поются и не рассказываются), а употребляются в живой разговорной речи, кстати, к случаю. Вместе с тем, поговорки существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и по выполняемым в речи функциям. В пословицах выражаются обобщения и заключения по самым разнообразным жизненным явлениям («Правда светлее солнца», «Каково сеется, таково и веется», «Ученье - свет, а неученье - тьма»). В пословицах выражается народная мудрость, их заключения и выводы имеют силу неписаного закона. Об этом говорят сами пословицы: «На пословицы ни суда нет, ни расправы», «От пословицы не уйдешь».

Подавляющее большинство поговорок представляет собой образно-эмоциональную характеристику людей. Причем эта характеристика очень многогранна, и в речевом контексте она всегда конкретизирована и индивидуализирована. По заключению пословицы, в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка». Художественные функции поговорок довольно многообразны. Прежде всего, посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей. Портретные характеристики могут быть как положительными, так и отрицательными. Примеры положительных портретов: «Красна, как маков цвет», «Кругла, бела, как мытая репка», «Сидит, словно павушка плывет». Отрицательные портреты: «Говорит, что родит», «Ухмыляется, что кобыла, на овес, глядя», «Оборотист, как корова на льду». Однако поговорки рисуют не только внешние черты людей, но и образно говорят о его внутреннем душевном состоянии. Так, о человеке, находящемся в радостном настроении, поговорка говорит: «Ходит именинником», «Козлом прыгает», у него «Сердце петухом запело». О человеке, испытывающем глубокое переживание, страх, раздражение и т. п., поговорка говорит в таких образных выражениях: «Дошел до белого коления», «Волосы на себе рвет», «На стенку лезет» и т. п.

Поговорки образно передают те или иные качества человека, особенности его характера. О человеке открытом: «Душа нараспашку». Наоборот, о человеке скрытном и лицемерном: «На лице медок, а на сердце ледок». О человеке душевном, мягком: «Мягок, как воск». И наоборот, о человеке черством и бездушном: «Не душа, а только ручка от ковша». Об умном: «В голове ума палата»; о глупом: «В голове реденько засеяно»; о несговорчивом: «Ты ему слово, а он тебе десять»; о непостоянном; «Семь пятниц на неделе» и т. д. В поговорках образно характеризуются различные действия людей: «Уехал верхом на палочке» (т. е. ушел пешком); «Едет, как горшки везет» (очень медленно); «Сваха ходит собачьей тропой» (тайно).

К общим обязательным признакам пословиц и поговорок относятся:

а) краткость (лаконичность)

б) устойчивость (способность к воспроизведению);

в) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании

существуют только в речи);

г) принадлежность к искусству слова;

д) широкая употребляемость.

Поговорки дают эмоциональную оценку различным действиям и поступкам людей: «Не в бровь, а прямо в глаз» (о метком высказывании); «Переливать из пустого в порожнее» (о пустых разговорах); «Метил в ворону, а попал в корову» ( о неумелом), «Читает книгу, а видит фигу» (о непонятливом) и т. д. В поговорках мы находим социальную характеристику представителей различных классов и сословий. Народ говорит о богатом человеке: «У него денег куры не клюют»; о деревенском кулаке: «Мужик богатый, что бык рогатый»; о народных разорителях - начальстве и духовенстве: «Выбуют из сапог в лапти». Правдивую образную характеристику получила в поговорках бедная жизнь крестьян: «Гол, как осиновый кол», «Ни забора, ни подворотенки», «В семи дворах один топор» и т. п. Художественная форма поговорок. В языковом отношении поговорки относятся к фразеологизмам (устойчивым, несвободным сочетаниям слов).


Заключение


Краткое образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщённого поучительного смысла. Фонд пословиц и поговорок всё время обновляется. И в прошлом и в настоящие дни постоянно рождаются новые меткие и художественно отточенные изречения. Какую-то небольшую часть их давала литература… Некоторые пословицы и поговорки иногда приходят в нашу речь из песен, из частушек, из сказок. Например, Стань передо мной, как лист перед травой! Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и более глубокому изучению русского языка, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках русского языка.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.


Список использованной литературы:


  1. Развитие речи учащихся с помощью пословиц и поговорок на уроках русского языка. Автор Овчинникова Е. В. г. Пермь

2. Полная хрестоматия для 1-4 классов. Москва 2007

3. Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества.

4. Методическое пособие для учителя. Ташкент 2008







Разработка урока во 2 классе на тему «Какого цвета? Какой? Какая? Какое? Какие?»

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, дети!

Ученики: Здравствуйте! Добро пожаловать на наш урок!

Учитель: Спасибо. Ребята, давайте урок начнём с речевой разминки.

Ученики поют песню «Карандаш, тетрадь, перо…»

Карандаш, тетрадь, перо,

Парту, доску, стол, окно.

Книгу, сумку береги,

Не ломай, не мни, не рви.

В ранце у меня лежат

Ручка, книжка и тетрадь.

Карандаш, альбом, резинка

Для работы над картинкой.

Учитель: Ребята, что мы делаем на уроке русского языка?

Ученики: На уроке русского языка мы читаем, пишем, говорим по-русски и поём.

  1. Повторение пройденного материала.

Учащиеся работают в парах у доски. Пишут слова на букву М.

Проверка домашнего задания: чтение учащимися по учебнику звуков, звукосочетаний и слов на букву М.

  1. Введение нового материала

Учитель: Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Вы сейчас их увидите.

В класс входят крокодил Гена, курочка Ряба. Они здороваются с учениками: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня пришли к вам в гости.

Вы рады нашему приходу?

Ученики: Да, добро пожаловать крокодил Гена и курочка Ряба!

Крокодил Гена: Ребята, мы пришли на ваш урок, чтобы с вами поиграть.

Курочка Ряба: Ребята, посмотрите на меня и скажите, какого я цвета?

Ученики: белого цвета.

Курочка ряба: Молодцы, какого цвета мой платок?

Ученики: Красный.

Курочка Ряба: Правильно. Какого цвета моя юбка?

Ученики: Синяя.

Курочка Ряба: Молодцы. Какого цвета моё полотенце?

Ученики: Жёлтое.

Курочка Ряба: Правильно.

Крокодил Гена: Ребята, скажите, а я какого цвета?

Ученики: зелёного.

Крокодил Гена: Какого цвета мой костюм?

Ученики: Чёрного.

Крокодил Гена: Какого цвета моя кепка?

Ученики: Серая.

Крокодил Гена: Какого цвета мои туфли?

Ученики: Чёрные.

Крокодил Гена: Молодцы, ребята вы все правильно ответили на мои

вопросы. А теперь мы будем готовиться к другой игре. А вы пока поработайте со своей учительницей.

Учитель: Ребята, как вы поняли со слов крокодила Гены, сегодня мы будем проходить тему «Какого цвета? Какой? Какая? Какое? Какие?»

Курочка Ряба: Давайте поиграем в игру «Найди слова на букву К и с буквой К».

Крокодил Гена показывает картинки с изображением игрушек.

Дети называют игрушки: кружки, машина, мячик, кубики, пирамидка,

колесо машины.

Курочка Ряба: Машина какая?

Ученики: Красная. Колёса чёрные.

Курочка Ряба: Кружки какие?

Ученики: Фиолетовые, зелёная.

Курочка Ряба: Этот кубик какой?

Ученики: Синий.

Курочка Ряба: А этот кубик какой?

Ученики: красный.

Крокодил Гена: А теперь посмотрите какая природа здесь изображена?

Ученики: Красивая.

Крокодил Гена: Небо какое?

Ученики: Голубое.

Крокодил Гена: Радуга какая?

Ученики: Синяя, красная, зелёная, жёлтая.

Крокодил Гена: Облака какие?

Ученики: белые.

Крокодил Гена: Земля какая?

Ученики: большая, зелёная, чистая.

Крокодил Гена: Молодцы, ребята. Как вы сами сказали, у нас очень красивая природа. Значит, мы должны её беречь.

Физкульминутка. (разучивание стихотворения «Мячик»)

Учитель: А теперь посмотрите на эту картинку (показывает картинку

с изображением мячика). Мячик какой?

Ученики: красный, голубой, жёлтый.

Учитель читает стихотворение (ученик повторяют хором).

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Учитель пишет на доске букву Кк и просит, чтобы ученики тоже

записали в тетради. Ученики пишут букву Кк.

Затем крокодил Гена показывает картинку с изображением шаров

и спрашивает: Шары какие?

Ученики: красный, голубой, зелёный, жёлтый, синий.

Крокодил Гена: Правильно.

  1. Закрепление темы:

Крокодил Гена и курочка Ряба просят, чтобы два ученика вышли к доске. Два ученика выходят к доске.

Начинается игра. Курочка Ряба показывает картинку с изображением коровы и кошки и спрашивает корова какая? кошка какая?

Первый ученик отвечает: Корова большая, кошка маленькая.

Крокодил Гена показывает картинку с изображением козы и кролика и задаёт те же вопросы. Второй ученик отвечает.

Учитель показывает картинки с изображением крокодила и коалы, коня и кукушки. Так продолжается игра. Выигрывает тот ученик, который быстро и правильно отвечал на вопросы.

Учитель: Дорогие ученики, вы сегодня хорошо участвовали на уроке.

Крокодил Гена и Курочка Ряба очень рады вашим ответам. Они ещё

хотят прийти к нам на урок. Хотите?

Ученики: Да, хотим.

Учитель: Что вы должны сказать нашим гостям?

Ученики: Спасибо вам большое.

Крокодил Гена и Курочка Ряба: Вам тоже спасибо, ребята. До свидания!

Учитель: Ребята, вы сегодня усвоили тему «Какого цвета?» и теперь знаете как отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Учитель оценивает учащихся и даёт домашнее задание.

Д.З. Дописать букву К и придумать слова с буквой К или нарисовать.

20