Развитие речи учащихся на уроках русского языка и
литературы
Одной из задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи, поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы.
Над данной проблемой я работаю в течение нескольких лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков, обобщён опыт работы по избранной теме.
Цель развития речи четко указана Программой (2005г.): обеспечить «коммуникативную компетенцию» учащихся, то есть обучать «связному изложению мыслей в устной и письменной форме, нормам речевого этикета». На развитие речи она выделяет 1/5 часть часов, отводимых на русский язык.
Задача уроков родного языка в средней школе состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки.
Основные формы работы по развитию речи.
1. Сочинение о себе или о своих близких.
2. Описание природы, различных ее уголков.
3. Творческое изложение, где учащийся не только излагает текст, но и рассуждает о нем, делает из него выводы.
4. Сочинения по картине, причем картины могут быть любых жанров, и очень хорошо, если они будут созвучны изучаемому в этот момент литературному материалу.
5. Сочинение публицистического характера.
6. Сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей.
7. Сочинения собственно литературные, то есть посвященные произведениям по внеклассному чтению или изучаемым в классе, со сравнительной характеристикой персонажей.
8. Сочинения с грамматическими заданиями. 1
Особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект. Он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего с живописью. Живопись, как особый вид искусства, знакомит учащихся с действительностью, воспитывает любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и в жизни. Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и , постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.
При работе я рассматриваю:
Основные этапы работы над картиной.
Последовательность анализа произведения живописи, которая зависит от особенностей самой картины, от поставленных целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия.
Систему упражнений, через которую осуществляется работа над картиной. Они формируют
умение определять тему, основную мысль картины, выделить наиболее яркие изобразительные средства;
умение различать картины различных жанров;
развивают мышление детей, эмоциональное отношение к произведениям различных видов искусства;
формируют умения сравнивать и обобщать;
обогащают словарь учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создать собственные суждения;
формируют у учащихся весь комплекс коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины.
При отборе картины учитываю возрастные особенности учащихся. Так, пятиклассникам более понятны картины с ярко выраженным сюжетом. В 6 классе использую репродукции разнообразные по жанрам (бытовые, пейзажи, натюрморты, портрет). Можно на основе единого текста провести свободный диктант по нескольким картинам одного автора, объединённым общностью темы. В 7 классе использую картины всех жанров. 2
Применяю при работе с картинами и свободные диктанты, где можно выделить следующие этапы:
1. Предварительная подготовка учителя (подбор текста и картины, обдумывание вопросов для беседы, выделение опорных слов, употребление которых необходимо для передачи основного содержания текста и картины).
2. Вступительное слово учителя (рассказ о биографии художника, история создания картины, творческий замысел мастера).
3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное её восприятие.
4. Краткая беседа с целью выяснения впечатления от картины.
5. Чтение текста свободного диктанта.
6. Анализ содержания картины и текста.
7. Речевая подготовка и языковой анализ текста.
8. Орфографическая и пунктуационная подготовка.
9. Подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана.
10. Чтение и запись диктанта по абзацам.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. 3
На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, готовят выступления так, чтобы заинтересовать слушателей, донести до них свои мысли образно и понятно.
Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку и помогает разнообразить формы работы по развитию речи.
Использование игр на уроках развития речи.
Игра «Переводчик».
Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
А) Доктор прописал пациенту инъекции.
Б) Разъярённая вьюга замела тропинки.
В) Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Г) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
2. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?
А) При проверке было выявлено немало дефектов.
Б) Он пишет мемуары.
В) Ваши аргументы убедительны.
Г) Мы гордимся нашим голкипером.
Д) В газете появилась информация о футбольном матче.
Е) В сплаве обнаружено мизерное количество меди. 4
Игра «Эрудит».
Угадай слово по толкованию его лексического значения.
А) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос).
Б) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
В) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).
Г) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).
2. Объясни разницу в значении слов: дипломат – дипломант, описка – отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, опечатка – отпечаток, поглотить – проглотить.
3. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?
Игра «Корректор».
1.Найди ошибку в выборе слова.
А) После тёплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
Б) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
В) В центре города построен памятник герою.
2. Кто быстрее и точнее отредактирует текст?
3. Найди лишнее слово.
А) Робинзон ослаб от недоедания пищи.
Б) Многие города были превращены в руины и развалины.
В) Он написал свою автобиографию.
5
Игра «Бумеранг».
1. Найди синоним (или антоним) к слову.
2.Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Берёзка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая); трава зелёная (бархатная, молодая, нежная, ласковая, ); вьюга февральская (злая, сердитая, разбушевавшаяся); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая).
Дидактические игры помогают школьникам быстрее усваивать учебный материал, применять его на практике, развивают речь и повышают её культуру.
Некоторые виды упражнений по развитию речи.
1.Придумайте предложения со следующими синонимами.
Интересный, занимательный, любопытный.
Крепкий, прочный, твердый.
Быстрый, проворный, молниеносный.
Неясный, туманный, невнятный.
Расположите прилагательные по возрастающей силе качества.
Прекрасный, прелестный, красивый, очаровательный.
Маленький, небольшой, крошечный.
Громкий, оглушительный, громовой.
Срочный, неотложный, немедленный.
Скорый, поспешный, стремительный,
Краткий, мгновенный, минутный.
Замените выделенные словосочетания близкими по смыслу.
До дома рукой подать; витать в облаках; выдержать характер; плестись шаг за шагом; делать в час по чайной ложке; плясать под чужую дудку; тянуть канитель; взяться за ум; висеть на волоске; кричать во всю Ивановскую; знать на зубок; не ударить лицом в грязь; быть начеку; смотреть в корень; принять близко к сердцу; взять в оборот; руки не доходят; идти в ногу.
Подумайте и объясните, почему нельзя так сказать.
Леса бывают хвойные и сырые.
Пушкин писал стихи, прозу и повести.
Мой отец раньше жил в старом доме, а теперь живет в новом и каменном.
В колу привезли книги, учебные принадлежности, тетради и другой спортивный инвентарь.
Итак, цель уроков развития речи – сформировать у учащихся способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, бережное с ним обращение, наконец, потребность в разнообразных знаниях, в постоянном их пополнении.
Считаю, что в центре внимания учителя должен быть ученик. Когда пишет, творит каждый, никто никем не подавлен, то каждый в процессе работы почувствует свою силу, а также узнает свои слабости. Кроме того, очень важный фактор для успешной деятельности – взаимодоверие между учителем и учеником. Учитель должен верить в искренность ученика, уважать чужое мнение. Не говоря уже о том, что ученик должен быть уверен – его высказывания не будут использованы против него.
Итак, в сфере развития речи у словесника имеются большие возможности, но и требования к нему велики. ЕГЭ, предстоящий нынешним пятиклассникам через 6 лет (если за это время он не примет какие-то другие формы), как будто отменяет необходимость сочинения. Но ведь мы должны готовить детей не для экзамена, а для жизни. Только сочинение развивает логическую мысль ребенка, формирует его личные убеждения, и учить этому словесник все равно будет.
Каждый урок русского языка – это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся. Следовательно, поиск продолжается. 7