СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Учимся писать сочинение. 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цикл уроков по развитию речи. Материалы уроков содержат дидактические материалы, комплексные упражнения, которые направлены на формирование у обучающихся умений редактировать, дополнять и востанавливать деформированные тексты.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Учимся писать сочинение. 2 класс»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Помочь ребенку овладеть речью как способом общения, мышления, самовыражения, познания – одна из первоочередных задач современной школы. Одним из путей реализации этой задачи является обучение русскому языку на основе организации языковой деятельности детей.

Систематическая работа по развитию речи младших школьников формирует у детей коммуникативно-языковые умения:

- понимать тему текста и обозначать его границы;

- подбирать и систематизировать материал, соответствующий теме или основной мысли;

- прогнозировать содержание текста по его названию, а также подбирать название, соответствующее содержанию;

- делить текст на части;

- выделять главную мысль и составлять план текста;

- выделять ключевые слова, словосочетания и предложения.

Предлагаемый цикл уроков по развитию речи соответствует программе и требованиям ФГОС для начальной школы. Материалы уроков содержат дидактические материалы, комплексные упражнения, которые направлены на формирование у обучающихся умений редактировать тексты, дополнять и восстанавливать деформированные тексты.






















УРОК № 1

Составление текста – повествования по данным началу и плану

Обозначь границы предложений.


Мы отдыхали. На море плавали, загорали, ловили рыбу.

Дети гуляли. В лесу они собирали грибы.

В селе есть. Речка она глубокая.


Из данных слов составить и записать предложения.

Закончились, школе, занятия, в.


______________________________________________________________________

Солнце, небе, сияет, в, ласковое.


______________________________________________________________________

Отдохнул, летом, хорошо, я.


______________________________________________________________________


Напиши сочинение по данным началу и плану


Мои летние каникулы

Закончились занятия в школе. Начались летние каникулы. Летом я отдыхал….

План

1. Учебный год закончился.

2. Где я провёл лето.

3. Что понравилось и запомнилось.

4. Лето – чудесная пора.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


УРОК № 2

Написание начала и концовки по данной основной части

Обозначить границы предложения


Началась осень лес был пасмурным постоянно шли дожди журавли и аисты давно улетели в тёплые края пусто и скучно в лесу.


Отредактируй. Запиши слова в правильном порядке.

Идёт дедушка лесом. Грибы собирает он.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Напиши начало и конец по данной основной части.

Осенняя композиция

Вова нашёл ветку, которая была очень похожа на сказочного дракона. Оксана собрала осенний букет из гроздей калины и осенних цветов. А Коля долго ходил в лесу. Ему хотелось сделать что-то необычное. И вдруг он нашёл огромный гриб. Мальчик осторожно срезал его начал делать свою осеннюю композицию.


Начало (сообщает о месте или времени действия и её участниках)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Концовка (завершает текст)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











УРОК № 3

Составление текста – повествования по данным началу и плану


Обозначь границы предложений

Вот ёжик он маленький, серенький его тело покрывают густые колючки у ёжика короткие лапки.


Из данных слов составь предложения


Постель, готовит, зимнюю, ёжик, осенью.

______________________________________________________________________


Ягоды, грибы, дети, и, собирали.

______________________________________________________________________


Листочками, клён, шелестит, золотистыми.

______________________________________________________________________


Напиши сочинение по данным началу и плану


Путешествие в осенний лес

Осенью Таня с подружками ходила в лес по грибы и ягоды. Собрали девочки много грибов и сели отдыхать под деревом.

Вдруг…


План

1. В лесу с подружками.

2. Удивительный зверь.

3. Ёжик.

4. Весело смеялись.


Слова для справок: услышали шелест, испугались, маленькое животное, рассказывали друзьям.


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОК № 4

Составление текста – описания по данным вопросам

Подбери по три слова

Котёнок (какой?)_______________________________________________________

Глазки (какие?)_________________________________________________________

Носик (какой?)_________________________________________________________


Отредактируй. Расставь слова в правильном порядке.


У кошки родились котята. Маленькие очень они ещё.

______________________________________________________________________


У бабушки есть кошка. Играться нравится с нею мне.

______________________________________________________________________


Обозначь границы предложения.

Однажды папа принёс с работы котёнка мы назвали его Мурчиком он очень красивый я люблю играться с Мурчиком.


Напиши сочинение по данным вопросам. Озаглавь.

- Где ты видел котёнка?

- Как он выглядит?

- Что любит делать котёнок?

- Тебе нравится это животное?

НАПОМИНАЛОЧКА! Текст состоит из трёх частей (начало, основная часть, концовка)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 5

Составление художественного текста – повествования по данным вопросам и опорным словам


Подбери к словосочетаниям антонимы

Пасмурный день - ______________________________________________________

Плохое настроение - ____________________________________________________


Обозначь границы предложений

Выпал первый снег как красиво в лесу кусты одели снежные шапки зима подобрала сказочное убранство для деревьев.


Подбери по три слова

Снег (какой?)__________________________________________________________

Мороз (какой?)_________________________________________________________

День (какой?)__________________________________________________________

ЗАПОМНИ!

Заголовок должен отвечать содержанию текста

Напиши сочинение по данным вопросам и опорным словам

Начало

- Какая пора года началась?

Основная часть

- Чем зима украла землю?

- Как волшебница украсила деревья?

- Чем пахнет в воздухе?

- Что делают деревья и кусты?

Концовка

- Чем нравится тебе зима?

Опорные слова: белым ковром, серебристый иней, сказочное убранство, пахнет морозом, деревья дремлют, отдыхают до весны.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 6

Написание основной части текста по данным началу и концовке


Из данных слов составить предложения

Дерево, на, дети, повесили, кормушку.

______________________________________________________________________


Покрылись, инеем, деревья, блестящим.

______________________________________________________________________


Мы, дятла, лесу, в, увидели.

______________________________________________________________________


Напиши названия птиц, которым зимой необходима помощь

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прочитай начало и концовку.

Всё кругом укрыла зима снежным ковром. Тяжело теперь птицам найти себе еду. Денис решил помочь пернатым друзьям.

Теперь птицы каждый день прилетают к Денискиной кормушке.


- Про кого рассказывается в зачине и концовке?

- Почему птицам тяжело найти себе еду?

- Как Денис помог птицам?

- Чем можно кормить птиц?

- Как можно назвать наш рассказ?


Напиши основную часть текста по данным началу и концовке.

Опорные слова: кормушка, повесил, на дереве, зёрна, ягоды, крошки сухого хлеба, прилетели, покачались, клевать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 7

Написание текста – описания по данным вопросам


Подбери по 3 слова


Лисица (какая?)__________________________________________________

Хвост (какой?)___________________________________________________


Из данных слов составь предложения.


Лисица, у, слух, нюх, хороший, и.

________________________________________________________________


Пушистый, она, длинный, имеет, хвост.

________________________________________________________________

ЗАПОМНИ!

Текст – описание отвечает на вопрос какой?

(описывает предмет).

Текст – повествование отвечает на вопрос что случилось?

(рассказывает о том, что случилось с предметом).


Напиши сочинение по данным вопросам.


-Видели ли вы лисицу?

-Где она живёт?

-Какая у неё шубка?

-Какие ушки и носик?

-Какие лапки и хвост?

-Чем питается лиса?

-Нравится ли тебе это животное?

_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 8

Написание текста – повествования по данным началу и вопросам.


Обозначь границы предложения.


Женя – меленький. Мальчик он любит кататься на лыжах.

Солнце стоит низко. Над землёй небо покрыли тёмные тучи.

Лютует мороз всё кругом. В белом убранстве.


Из данных слов составь предложение.

Хоккей, в, играют, мальчишки.

____________________________________________________________________

Санках, Танюша, катается, на.

____________________________________________________________________

Купили, новые, мне, коньки.

____________________________________________________________________


ЗАПОМНИ!

Зачин готовит к восприятию содержания текста: сообщает о героях, месте или времени событий.


Напиши сочинение по данным началу и вопросам.


Наконец – то началась зима. В нашем дворе появился каток.

-Кто приходит на каток?

-Тяжело научиться кататься?

-Как катаются девочки?

-В какую игру играют мальчики?

-Почему детям нравится ходить на каток?

___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОК № 9

Составление художественного текста – описания по данным вопросам и опорным словам

Из данных слов составь предложения


Скворцы, тёплых, из, стран, возвращаются.

______________________________________________________________________


Зимнего, лес, сна, от, просыпается.

______________________________________________________________________


Зелёные, листочки, деревьях, появляются, на.

______________________________________________________________________


Напиши сочинение по данным вопросам и опорным словам.

Весна

Зачин

- Какое время года начинается?

Основная часть

- Что происходит со снегом?

- Каким стало небо?

- Как греет солнце?

- Что появляется на ветках деревьев и кустов?

- Кто возвращается из тёплых стран?

Концовка

- Нравятся тебе изменения в природе?


Опорные слова: весна улыбается издалека, сорвала снежный ковёр, бегут ручейки, пригревает ласковое солнышко, почки, зелёные листочки, прозрачные облака, звонко поют пернатые гости.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОК № 10

Составление текста – повествования по данным вопросам и серии рисунков


Полезное дело







Рассмотри рисунки.

-Кого ты видишь на рисунках?

-Дай детям имена?

-Какое дерево сажают дети?

-Почему дети решили посадить дерево?


Напиши сочинение по данным вопросам и рисункам.

Зачин

- Что решили сделать дети?

Основная часть

- Что делала девочка?

- А что мальчик?

- Что дети делали вместе?

Концовка

- Приятно ли детям срывать яблоки?

- Почему наш рассказ имеет такое название?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОК № 11

Составление сказки по данным началу и опорным словам

Обозначь границы предложений.


Мне нравятся сказки раньше мне их читала мама теперь я читаю сам в сказках добро всегда побеждает зло.


Подбери антонимы.


Маленькая - ________________________________________________________

Весёлый - __________________________________________________________

Плакать - __________________________________________________________


Подбери по 3 слова


Облако (какое?) - ___________________________________________________

Солнышко (какое?) - ________________________________________________

Дождь (какой?) - ___________________________________________________


ЗАПОМНИ!

Сказка – это сочинение, в котором все события выдуманы.

В сказках обычно счастливый конец.


Напиши сказку по данным началу и опорным словам.


Пушистая тучка

Жила себе на небе маленькая тучка. Она была белой и пушистой. Плавала в голубом небе. Смотрела на землю, с солнышком дружила.

Шло время, маленькая тучка росла…


Опорные слова: превратилась в большую, закрыла солнышко, темно, испугалась, начала горько плакать, вылилась дождём, засияло, появилась, маленьких тучек.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 12

Составление текста – описания по данным вопросам


Подбери по 3 слова

Цветок (какой?)____________________________________________________

Лепестки (какие?)__________________________________________________

Стебель (какой?)___________________________________________________


Из данных слов составь предложение.

Поляне, лесной, на, появился, подснежник, нежный.

__________________________________________________________________


Трава, выглянула, фиалка, из, синеглазая.

__________________________________________________________________


Звезда, розовая, стебле, на, тонкой, расцвела.

_________________________________________________________________


Выбери весенний цветок, о котором будешь писать сочинение. Напиши название.

__________________________________________________________________


Напиши сочинение по данным вопросам.


Весенний цветок

- Нравится ли мне этот цветок?

- В какое время года он расцветает?

- Какого цвета его лепестки?

- Какой стебель?

- Какой формы листочки?

- Для чего люди выращивают цветы?

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 13

Составление текста – повествования по данным плану и опорным словам

Обозначь границы предложений.


Моя мама работает на ферме она очень рано идёт на работу я всегда помогаю ей я очень люблю и уважаю маму.


Подбери по 3 слова


Мама (какая?)_________________________________________________________

Бабушка (какая?)______________________________________________________

Праздник (какой?)_____________________________________________________


ЗАПОМНИ!

Предложения могут быть повествовательными, вопросительными, побудительными.

Напиши сочинение по данным плану и опорным словам.

Мамин праздник

План

1. Чей сегодня праздник?

2. Какие подарки я приготовил?

3. Кого я поздравил сегодня?

4. Как я помогаю маме и бабушке?

5. После праздника.


Опорные слова: Восьмое марта, женский день, цветы, подарки, самая родная, старенькая, убирать, стирать, мыть посуду, не только в этот день, говорить приятный слова, помогать, уважать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 14

Составление текста – повествования по рисунку и опорным словам


Подбери по 3 слова

Котёнок (какой?)_______________________________________________________

Собака (какая?)________________________________________________________

Мальчик (какой?)______________________________________________________


Напиши рассказ по рисунку и опорным словам












Смелый поступок

Зачин

- Летний день, возвращался из сада.

Основная часть

- Вдруг, услышал грозный лай, увидел, злая собака, к маленькому котёнку, сначала, испугался, защитил.

Концовка

- Смелый поступок.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 15

Составление текста – повествования по данным вопросам и серии рисунков

Над чужой бедой не смейся
















Напиши сочинение по данным вопросам и рисункам.

Зачин

- Куда пошли дети?

Основная часть

- Какой была дорога?

- Что случилось с мальчиком?

- Как повёл себя спутник?

- Что случилось с другим мальчиком?

- Что сделал его товарищ?

Концовка

- Почему другому мальчику стало стыдно?

- Почему наш рассказ имеет такое название?


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2024, 491 10