ПРЕДИСЛОВИЕ
Помочь ребенку овладеть речью как способом общения, мышления, самовыражения, познания – одна из первоочередных задач современной школы. Одним из путей реализации этой задачи является обучение русскому языку на основе организации языковой деятельности детей.
Систематическая работа по развитию речи младших школьников формирует у детей коммуникативно-языковые умения:
- понимать тему текста и обозначать его границы;
- подбирать и систематизировать материал, соответствующий теме или основной мысли;
- прогнозировать содержание текста по его названию, а также подбирать название, соответствующее содержанию;
- делить текст на части;
- выделять главную мысль и составлять план текста;
- выделять ключевые слова, словосочетания и предложения.
Предлагаемый цикл уроков по развитию речи соответствует программе и требованиям ФГОС для начальной школы. Материалы уроков содержат дидактические материалы, комплексные упражнения, которые направлены на формирование у обучающихся умений редактировать тексты, дополнять и восстанавливать деформированные тексты.
УРОК № 1
Составление текста – повествования по данным началу и плану
Обозначь границы предложений.
Мы отдыхали. На море плавали, загорали, ловили рыбу.
Дети гуляли. В лесу они собирали грибы.
В селе есть. Речка она глубокая.
Из данных слов составить и записать предложения.
Закончились, школе, занятия, в.
______________________________________________________________________
Солнце, небе, сияет, в, ласковое.
______________________________________________________________________
Отдохнул, летом, хорошо, я.
______________________________________________________________________
Напиши сочинение по данным началу и плану
Мои летние каникулы
Закончились занятия в школе. Начались летние каникулы. Летом я отдыхал….
План
1. Учебный год закончился.
2. Где я провёл лето.
3. Что понравилось и запомнилось.
4. Лето – чудесная пора.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОК № 2
Написание начала и концовки по данной основной части
Обозначить границы предложения
Началась осень лес был пасмурным постоянно шли дожди журавли и аисты давно улетели в тёплые края пусто и скучно в лесу.
Отредактируй. Запиши слова в правильном порядке.
Идёт дедушка лесом. Грибы собирает он.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши начало и конец по данной основной части.
Осенняя композиция
Вова нашёл ветку, которая была очень похожа на сказочного дракона. Оксана собрала осенний букет из гроздей калины и осенних цветов. А Коля долго ходил в лесу. Ему хотелось сделать что-то необычное. И вдруг он нашёл огромный гриб. Мальчик осторожно срезал его начал делать свою осеннюю композицию.
Начало (сообщает о месте или времени действия и её участниках)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Концовка (завершает текст)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОК № 3
Составление текста – повествования по данным началу и плану
Обозначь границы предложений
Вот ёжик он маленький, серенький его тело покрывают густые колючки у ёжика короткие лапки.
Из данных слов составь предложения
Постель, готовит, зимнюю, ёжик, осенью.
______________________________________________________________________
Ягоды, грибы, дети, и, собирали.
______________________________________________________________________
Листочками, клён, шелестит, золотистыми.
______________________________________________________________________
Напиши сочинение по данным началу и плану
Путешествие в осенний лес
Осенью Таня с подружками ходила в лес по грибы и ягоды. Собрали девочки много грибов и сели отдыхать под деревом.
Вдруг…
План
1. В лесу с подружками.
2. Удивительный зверь.
3. Ёжик.
4. Весело смеялись.
Слова для справок: услышали шелест, испугались, маленькое животное, рассказывали друзьям.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОК № 4
Составление текста – описания по данным вопросам
Подбери по три слова
Котёнок (какой?)_______________________________________________________
Глазки (какие?)_________________________________________________________
Носик (какой?)_________________________________________________________
Отредактируй. Расставь слова в правильном порядке.
У кошки родились котята. Маленькие очень они ещё.
______________________________________________________________________
У бабушки есть кошка. Играться нравится с нею мне.
______________________________________________________________________
Обозначь границы предложения.
Однажды папа принёс с работы котёнка мы назвали его Мурчиком он очень красивый я люблю играться с Мурчиком.
Напиши сочинение по данным вопросам. Озаглавь.
- Где ты видел котёнка?
- Как он выглядит?
- Что любит делать котёнок?
- Тебе нравится это животное?
НАПОМИНАЛОЧКА! Текст состоит из трёх частей (начало, основная часть, концовка)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок № 5
Составление художественного текста – повествования по данным вопросам и опорным словам
Подбери к словосочетаниям антонимы
Пасмурный день - ______________________________________________________
Плохое настроение - ____________________________________________________
Обозначь границы предложений
Выпал первый снег как красиво в лесу кусты одели снежные шапки зима подобрала сказочное убранство для деревьев.
Подбери по три слова
Снег (какой?)__________________________________________________________
Мороз (какой?)_________________________________________________________
День (какой?)__________________________________________________________
ЗАПОМНИ!
Заголовок должен отвечать содержанию текста
Напиши сочинение по данным вопросам и опорным словам
Начало
- Какая пора года началась?
Основная часть
- Чем зима украла землю?
- Как волшебница украсила деревья?
- Чем пахнет в воздухе?
- Что делают деревья и кусты?
Концовка
- Чем нравится тебе зима?
Опорные слова: белым ковром, серебристый иней, сказочное убранство, пахнет морозом, деревья дремлют, отдыхают до весны.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок № 6
Написание основной части текста по данным началу и концовке
Из данных слов составить предложения
Дерево, на, дети, повесили, кормушку.
______________________________________________________________________
Покрылись, инеем, деревья, блестящим.
______________________________________________________________________
Мы, дятла, лесу, в, увидели.
______________________________________________________________________
Напиши названия птиц, которым зимой необходима помощь
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай начало и концовку.
Всё кругом укрыла зима снежным ковром. Тяжело теперь птицам найти себе еду. Денис решил помочь пернатым друзьям.
Теперь птицы каждый день прилетают к Денискиной кормушке.
- Про кого рассказывается в зачине и концовке?
- Почему птицам тяжело найти себе еду?
- Как Денис помог птицам?
- Чем можно кормить птиц?
- Как можно назвать наш рассказ?
Напиши основную часть текста по данным началу и концовке.
Опорные слова: кормушка, повесил, на дереве, зёрна, ягоды, крошки сухого хлеба, прилетели, покачались, клевать.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок № 7
Написание текста – описания по данным вопросам
Подбери по 3 слова
Лисица (какая?)__________________________________________________
Хвост (какой?)___________________________________________________
Из данных слов составь предложения.
Лисица, у, слух, нюх, хороший, и.
________________________________________________________________
Пушистый, она, длинный, имеет, хвост.
________________________________________________________________
ЗАПОМНИ!
Текст – описание отвечает на вопрос какой?
(описывает предмет).
Текст – повествование отвечает на вопрос что случилось?
(рассказывает о том, что случилось с предметом).
Напиши сочинение по данным вопросам.
-Видели ли вы лисицу?
-Где она живёт?
-Какая у неё шубка?
-Какие ушки и носик?
-Какие лапки и хвост?
-Чем питается лиса?
-Нравится ли тебе это животное?
_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок № 8
Написание текста – повествования по данным началу и вопросам.
Обозначь границы предложения.
Женя – меленький. Мальчик он любит кататься на лыжах.
Солнце стоит низко. Над землёй небо покрыли тёмные тучи.
Лютует мороз всё кругом. В белом убранстве.
Из данных слов составь предложение.
Хоккей, в, играют, мальчишки.
____________________________________________________________________
Санках, Танюша, катается, на.
____________________________________________________________________
Купили, новые, мне, коньки.
____________________________________________________________________
ЗАПОМНИ!
Зачин готовит к восприятию содержания текста: сообщает о героях, месте или времени событий.
Напиши сочинение по данным началу и вопросам.
Наконец – то началась зима. В нашем дворе появился каток.
-Кто приходит на каток?
-Тяжело научиться кататься?
-Как катаются девочки?
-В какую игру играют мальчики?
-Почему детям нравится ходить на каток?
___________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОК № 9
Составление художественного текста – описания по данным вопросам и опорным словам
Из данных слов составь предложения
Скворцы, тёплых, из, стран, возвращаются.
______________________________________________________________________
Зимнего, лес, сна, от, просыпается.
______________________________________________________________________
Зелёные, листочки, деревьях, появляются, на.
______________________________________________________________________
Напиши сочинение по данным вопросам и опорным словам.
Весна
Зачин
- Какое время года начинается?
Основная часть
- Что происходит со снегом?
- Каким стало небо?
- Как греет солнце?
- Что появляется на ветках деревьев и кустов?
- Кто возвращается из тёплых стран?
Концовка
- Нравятся тебе изменения в природе?
Опорные слова: весна улыбается издалека, сорвала снежный ковёр, бегут ручейки, пригревает ласковое солнышко, почки, зелёные листочки, прозрачные облака, звонко поют пернатые гости.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОК № 10
Составление текста – повествования по данным вопросам и серии рисунков
Полезное дело
Рассмотри рисунки.
-Кого ты видишь на рисунках?
-Дай детям имена?
-Какое дерево сажают дети?
-Почему дети решили посадить дерево?
Напиши сочинение по данным вопросам и рисункам.
Зачин
- Что решили сделать дети?
Основная часть
- Что делала девочка?
- А что мальчик?
- Что дети делали вместе?
Концовка
- Приятно ли детям срывать яблоки?
- Почему наш рассказ имеет такое название?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОК № 11
Составление сказки по данным началу и опорным словам
Обозначь границы предложений.
Мне нравятся сказки раньше мне их читала мама теперь я читаю сам в сказках добро всегда побеждает зло.
Подбери антонимы.
Маленькая - ________________________________________________________
Весёлый - __________________________________________________________
Плакать - __________________________________________________________
Подбери по 3 слова
Облако (какое?) - ___________________________________________________
Солнышко (какое?) - ________________________________________________
Дождь (какой?) - ___________________________________________________
ЗАПОМНИ!
Сказка – это сочинение, в котором все события выдуманы.
В сказках обычно счастливый конец.
Напиши сказку по данным началу и опорным словам.
Пушистая тучка
Жила себе на небе маленькая тучка. Она была белой и пушистой. Плавала в голубом небе. Смотрела на землю, с солнышком дружила.
Шло время, маленькая тучка росла…
Опорные слова: превратилась в большую, закрыла солнышко, темно, испугалась, начала горько плакать, вылилась дождём, засияло, появилась, маленьких тучек.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок № 12
Составление текста – описания по данным вопросам
Подбери по 3 слова
Цветок (какой?)____________________________________________________
Лепестки (какие?)__________________________________________________
Стебель (какой?)___________________________________________________
Из данных слов составь предложение.
Поляне, лесной, на, появился, подснежник, нежный.
__________________________________________________________________
Трава, выглянула, фиалка, из, синеглазая.
__________________________________________________________________
Звезда, розовая, стебле, на, тонкой, расцвела.
_________________________________________________________________
Выбери весенний цветок, о котором будешь писать сочинение. Напиши название.
__________________________________________________________________
Напиши сочинение по данным вопросам.
Весенний цветок
- Нравится ли мне этот цветок?
- В какое время года он расцветает?
- Какого цвета его лепестки?
- Какой стебель?
- Какой формы листочки?
- Для чего люди выращивают цветы?
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок № 13
Составление текста – повествования по данным плану и опорным словам
Обозначь границы предложений.
Моя мама работает на ферме она очень рано идёт на работу я всегда помогаю ей я очень люблю и уважаю маму.
Подбери по 3 слова
Мама (какая?)_________________________________________________________
Бабушка (какая?)______________________________________________________
Праздник (какой?)_____________________________________________________
ЗАПОМНИ!
Предложения могут быть повествовательными, вопросительными, побудительными.
Напиши сочинение по данным плану и опорным словам.
Мамин праздник
План
1. Чей сегодня праздник?
2. Какие подарки я приготовил?
3. Кого я поздравил сегодня?
4. Как я помогаю маме и бабушке?
5. После праздника.
Опорные слова: Восьмое марта, женский день, цветы, подарки, самая родная, старенькая, убирать, стирать, мыть посуду, не только в этот день, говорить приятный слова, помогать, уважать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок № 14
Составление текста – повествования по рисунку и опорным словам
Подбери по 3 слова
Котёнок (какой?)_______________________________________________________
Собака (какая?)________________________________________________________
Мальчик (какой?)______________________________________________________
Напиши рассказ по рисунку и опорным словам
Смелый поступок
Зачин
- Летний день, возвращался из сада.
Основная часть
- Вдруг, услышал грозный лай, увидел, злая собака, к маленькому котёнку, сначала, испугался, защитил.
Концовка
- Смелый поступок.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок № 15
Составление текста – повествования по данным вопросам и серии рисунков
Над чужой бедой не смейся
Напиши сочинение по данным вопросам и рисункам.
Зачин
- Куда пошли дети?
Основная часть
- Какой была дорога?
- Что случилось с мальчиком?
- Как повёл себя спутник?
- Что случилось с другим мальчиком?
- Что сделал его товарищ?
Концовка
- Почему другому мальчику стало стыдно?
- Почему наш рассказ имеет такое название?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________