Развитие речи во 2 младшей группе
Тема: Звуковая культура речи: звуки «б», «бь».
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).
Программное содержание. Образовательные задачи
- упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков(изолированных, в звукосочетаниях, словах);
-упражнять детей в четкой артикуляции звука;
-побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию);
- развивать голосовой аппарат;
-учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.
Образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная.
Оборудование: куб с картинками (ведро, барабан, колокол, ванна с водой, автомобиль); барашек Бяша; кроватка игрушечная, мешочек для куба
Ход занятия
Приветсвие:
Утро настало, солнышко встало. (ладони скрещены, пальцы раскрыты – «солнышко с лучами»).
- Эй, братец Федя, разбуди скорей соседей! (кулак правой руки жмет большой палец, совершает круговые движения).
- Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И, Крошка-Митрошка!
(большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой, начиная с большого).
Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.
(щелчок в центр ладони, руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро меняются).
Дети сидят на ковре в кругу.
Артикуляционная гимнастика для губ и языка.
Улыбка.
Тянем губы мы к углам
Улыбнёмся малышам,
А теперь сжимаем губы
Словно дуем, дуем в трубы.
Заборчик.
Из зубов заборчик строй-
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Качели.
Эх раз! Ещё раз!
Мы качаемся сейчас
Вверх, вниз мы летим
Тормозить мы не хотим.
1. Сюрпризный момент.
В: К нам в гости пришел Бяша и принес волшебный мешочек. Давайте его откроем и посмотрим, что в нем?
Воспитатель достает из чудесного мешочка куб с картинками, и показывает его детям
2. Знакомство с новым звуком
В: Это волшебный куб и в нем спрятаны удивительные звуки
Крутит куб, напоминая присказку:
«Крутись, вертись на бочок ложись».
На картинке колокол.
Воспитатель: Что изображено на картинке? Ответы детей.
Как поет большой колокол? (громко, звонко)
Дети: бам – бом, бам – бом.
Воспитатель: Давайте встанем и покажем как. (покачивание телом) Садитесь.
«Крутись, вертись на бочок ложись».
Воспитатель: На картинке ванна с водой.
Воспитатель: Как звучит водичка, когда вы плещетесь в ванной?
Дети: буль-буль, буль-буль.
Воспитатель: Ребята, скажите, водичка плещется громко или тихо? А вы, (назвать несколько имен детей), как думаете?
Ответы детей.
«Крутись, вертись на бочок ложись».
Воспитатель: Что на картине? (автомобиль)
Воспитатель: Какие звуки издает автомобиль?
Дети: бип – би – бип.
Воспитатель: Саша, скажи, автомобиль сигналит громко или тихо. Давайте все вместе посигналим как автомобили. (руками руль и сигналим)
«Крутись, вертись на бочок ложись».
На картине ведро.
Воспитатель: Дети, а какие звуки может издавать ведро? Как гремит покатившееся по ступенькам ведро?
Дети: бам – бам – бам. (встать и руками показать «вертолет»)
«Крутись, вертись на бочок ложись».
На картине барабан.
Воспитатель: А здесь что нарисовано? Да барабан. Как он звучит?
Дети: «Бум-бум-бум»
Воспитатель: Давайте тихо повторим…
Дети: «Бум-бум-бум»
Воспитатель: Давайте хором громко повторим.
Дети: бум– бу - бу – бу, бум– бу- бу – бу.
«Крутись, вертись на бочок ложись».
На картинке пыхтит кастрюля
Воспитатель: Что здесь нарисовано? Как пыхтит кастрюля? Давайте покажем стоя? (чуть приседая)
3.Физкультминутка «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
4. Отгадывание загадок
Дети садятся на стульчики. Воспитатель достаёт карточки с загадками.
Воспитатель:
У маленькой Катюши
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка -
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет.
Дети: Бабочка
Воспитатель: Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
Дети: Белочка.
Воспитатель: Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки,
И мычит бедняга
"Му! Шаг я сделать не могу!"
Дети: Бычок.
Воспитатель: Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и я сам весь кудрявый,
Даже завитком рога.
Дети: Баран.
5. Режим смены динамических поз .
Дети встают со стульчиков. Занятие продолжается стоя.
Воспитатель: Т.к. барашек еще маленький, ему пора отдохнуть. Он хочет, чтобы мы спели ему колыбельную.
Дети по группам качают Бяшу и поют: «Баю – баю – баю, Бяшу я качаю»
Воспитатель: Бяшя хочет, чтобы вы все спели ему песню. Давайте тихонечко ее споем?
Дети: «Баю – баю – баю, Бяшу я качаю»
Дети укладывают Бяшу в кроватку.
6. Итоги
Воспитатель: ребята, вы, сегодня ваши язычки научились четко и правильно произносить звук б и бь: бум, бам, бип.
-Какие звуки были тихими?
-Какие звуки были громкими?
Воспитатель: Кто сегодня приходил к нам в гости? Только давайте тише, чтоб не разбудить Бяшу
Дети: барашек Бяша.
Воспитатель: А чем мы еще с вами занимались?
Дети: Загадывали загадки.
Воспитатель: Какую песенку мы сегодня пели?
Дети: «Баю – баю – баю, Бяшу я качаю»