4
МБДОУ при СОШ №2 Д/с№6 «Яблонька»
Города Сорочинска

Образовательная деятельность по развитию связной речи
«Составление описательного рассказа с использованием схемы»
(для детей подготовительной к школе
логопедической группе №14 «Буратино»)
Сорочинск, 2015
Программное содержание:
Формировать умение у детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений.
Формировать умение связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.
Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже, глаголов будущего времени, в подборе слов-действий.
Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; схема для составления описательных рассказов; мяч.
Предшествующая работа:
Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта»
Чтение В.Маяковский «Кем быть?»
Игра «Загадки о профессиях»
Игра «Как сказать иначе»
Игра « Кто, что, для кого?
Игра «Доскажи словечко»
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру “Отгадай загадки, назови профессии”, вы согласны? (БЕСЕДА!)
По мере отгадывания на доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий.
Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Милиционер)
Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем вот в такую игру.
Игра с мячом “Кто и где работает?”
Учитель – в школе; повар – в столовой; строитель – на стройке; доктор – в больнице; портной – в ателье; продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской; пожарный – в пожарной команде.
Воспитатель: Ребята, а вы уже знаете, кем будите, когда вырастите большими. Давайте присядем на ковер, и вы мне расскажите.
4. Игра “Кем ты будешь?”.
Дети отвечают предложением:
– Я буду строителем, построю дома, школы.
– Я буду водить машину, перевозить грузы и т. д.
5. Игра “Кому, что нужно для работы?”
Воспитатель: А теперь пройдите к своим столам, где вас ждут разные предметы, выберите нужные инструменты для своей будущей профессии.
– доктору нужен градусник, бумага, ручка для выписывания рецептов, фонендоскоп;
– учителю нужны книги, указка, доска, мел;
– милиционеру нужна рация, оружие, милицейская машина;
– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен и т.д.
(НА ПОДГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ И РАСКЛАДЫВАЮТ НА КАЖДЫЙ СТОЛ, ВЗАМОПРОВЕРКА!)
6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.
Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи.
7. Самостоятельные рассказы детей.
8. Анализ детьми рассказов своих товарищей.