СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный открытый урок посвящен применению инновационных форм работы на уроках сольфеджио.

Просмотр содержимого документа
««Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРЧАТОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ







Открытый урок





по сольфеджио



Тема: «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы»






Преподавателя

теоретических дисциплин

Капуста Ульяны Сергеевн









2018 год







Цель урока: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.


Задачи:
1. Образовательные: Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио, привить детям начальные навыки сольфеджирования. Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями. Закрепить навыки ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.
2. Развивающие: Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию. Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке. Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков. Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность. Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».

3. Воспитательные: Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом. Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов. Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность. Воспитывать в детях любовь к природе. Формировать в детях коммуникативные качества.
Форма урока: мелкогрупповая

Методы обучения:

- проблемный

- импровизационно-вариативный

- стимулирование

- наглядный

- практический (пение упражнений, игра на инструменте).

- сценарно-игровой

Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.

Продолжительность урока: 60 минут


Используемые педагогические технологии

- Личностно - ориентированное обучение

- Информационно - коммуникационные технологии       

- Проектно - исследовательская технология      

- Здоровьесберегающие технологии        

- Игровые технологии


Оборудование и наглядные материалы:

  • Демонстрационный материал - изображение дерева, листочки, птички, цветы);

  • Раздаточный материал: карточки с изображение длительностей;

  • Презентация «Поем тоническое трезвучие»;

  • Презентация «Ритмическое упражнение «Бутерброды»»;

  • Корона королевы Тоники;

  • Шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, металлофон;

  • Фонограммы на внешнем жестком диске.

    Используемая литература для преподавателя:

  1. Боровик, Т. А., Ансамблевое музицирование в классе сольфеджио.

  2. Мелентьева Т.М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио.

  3. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио / М.- Музыка.- 1980.- 295с.

  4. Парфенова Е.М Развитие музыкальности и музыкальных способностей на уроках сольфеджио.

  5. Современные инновационные технологии в школьном образовании.

  6. Филипповская М.Г Навыки точного интонирования на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ и ДШИ.

  7. Шлыкова О.С., Говорова А.В. Инновационные технологии в музыкальном образовании: развитие вокально интонационных навыков на уроках сольфеджио //Фундаментальные исследования, №1 2005


Используемая литература для обучающихся

  1. Калинина Г.Ф. Рабочая тетрадь по сольфеджио. 1 класс.

  2. Фролова Ю.В. Сольфеджио. 1 класс. // Феникс, Ростов Н/Д.- 2005

    1. Цуканова К.А. Теория музыки [Электронный ресурс] // (20.03 2012).



  1. План урока:
    Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).

  2. Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков).

  3. Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).

  1. Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).










































Сольфеджирование:


а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией. Выполнение задания 1, приложение 1.

б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы До мажор. Выполнение задания 2, приложение 1.

в) Определение восьмых и четвертных длительностей. Выполнение задания 3, приложение 1.

г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней. Выполнение задания 4.

д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности До- мажор. Выполнение задания 5, приложение 1.

е) Определение понятия «Тоника». Выполнение задания 6, приложение 1

ж) Определение понятия «Опевание». Выполнение задания 7, приложение 1.

з) Упражнения «Веселые ноты». Выполнение заданий 8 и 9, приложение 1.

  1. Метро - ритмические упражнения.


а) Определение восьмых и четвертных длительностей, ритмических групп с их использованием. Выполнение задания 10, приложение 1.

б) Ритмическая импровизация на примере упражнения «Бутерброды». Выполнение задания 11, приложение 1.

в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато», выполнение задания 12, приложение 1, описание в приложении 3.

г) Закрепление навыков ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра. Выполнение задания 13, приложение 1, приложение 3.

  1. Итоговое обобщение урока.


а) анализ выполненных заданий;

б) повторение и закрепление полученных знаний;

в) создание ситуации успеха и поощрение участников.
Заключение.

Ход урока:

Организационный. Постановка цели урока.

Преподаватель: Добрый день, мои маленькие любители сольфеджио, давайте по нашей традиции поздороваемся по музыкальному?

Дети: Давайте

Исполняется «Музыкальное приветствие»


Доб-рый день, ре-бя-та! Доб-рый день!


Преподаватель: Сегодня у нас последний урок в третьей четверти, мы вспомним, чему вы научились за это время. Только что это у нас сегодня на доске вместо нот?

Дети: Дерево

Преподаватель: Мне кажется, что его кто-то заколдовал, у нас уже весна, а на дереве чего-то на нем не хватает, как вы думаете чего?

Дети: Листочков.

Преподаватель: Хотите помочь дереву стать красивым, может быть него могут появиться цветочки. А может быть даже маленькие жильцы. Для того чтобы произошло чудо вам надо будет делать задания. Поможем дереву, вы согласны?

Дети: Поможем!

Активизация внимания.

Создание ситуации неожиданности.

Сольфеджирование.

Выполнение заданий по методическим пособиям:

1.Спойте распевку «ХИ-ХО-ХА»

Хи-хо-ха, Хи-хо-ха, Хи-хо-ха, Хи-хо-ха, и т.д.

  1. 2. Спойте гамму До мажор нотами, показывая движение мелодии рукой

3. Спойте гамму До мажор

в ритме Гамма До мажор в ритме



4.Спойте гамму До мажор называя ступени и показывая какие из них устойчивые, а какие – не устойчивые.

Задание выполняется стоя. Устойчивые ступени дети показывают, стоя на двух ногах, неустойчивые - стоя на одной ноге.

6. Выберите Королеву Тонику и спойте трезвучие разделившись на 3 голоса.

7. Вспомните, что такое опевание тоники и спойте его в ритме

Метроритмические упражнения.

Выполнение заданий по методическим пособиям:

1.Прохлопайте с названием нот упражнение «Веселые ноты».

Упражнение «Веселые ноты».

2. Спойте «Веселые ноты», поделившись на 3 группы.

3. Поиграем в «Бутерброды»?

4. Выложи карточками ритм своего «бутерброда» и прохлопай его

6. Исполните все вместе «Весеннюю песенку»

(исполнение в шумовом оркестре по партиям)

Развитие двигательных навыков.

Применение полученных навыков на практике



Повторение пройденного материала.

Преподаватель: Посмотрите какое красивое дерево у нас получилось, на нем листочки, цветочки, даже семейство птичек свило гнездышко. И все это благодаря вам, вашим знаниям, сообразительности и хорошему настроению. Давайте вспомним, какие музыкальные слова мы использовали, какие задания выполняли, чтобы наше дерево стало таким красивым?

(Ответы детей)

Чтобы дерево и дальше росло и хорошело, и птичкам было жить на нем тепло и уютно вы должны постоянно заниматься сольфеджио, договорились?

Дети: Да

Преподаватель: Домашнее задание сегодня будет таким: придумать название для нашего замечательного оркестра, постарайтесь, пожалуйста. Детки, вы сегодня очень хорошо занимались, как, впрочем, и всегда, и я хочу подарить вам вот таких весенних бабочек, с адресом моего блога, где есть не только упражнения, которые мы делаем на уроках, но и многие другие, чтобы вы смогли заниматься дома самостоятельно, и много еще всего интересного.

Преподаватель: Наш урок окончен, спасибо за работу и внимание, давайте попрощаемся по музыкальному

Музыкальное прощание
Преподаватель Обучающиеся



До сви-да-ни-я! До сви-да-ни-я!











Звонко капают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели:

Чив-чив-чив- 3 раза

Пришла весна.
Мы вчера нашли подснежник

На проталинке лесной,

Голубой цветочек нежный,

Пахнет он – 3 раза

Солнцем и весной.

Приложение 4.

Игра «Арам - зам- зам».

Ход игры:

1 этап: Дети стоят в кругу, под мелодию песни начинают исполнять фразу ритмического ostinato, проговаривая ритмослоги, прохлопывая восьмые длительности и протопывая четвертные.

и т.д.

Ти-ти та ти-ти та та та та та

2 этап: Дети стоят в кругу, выбирается ведущий, он прохлопывает 1й такт и «передает ритм» рядом стоящему по часовой стрелке, второй участник исполняет 2й такт ритмического ostinato, третий участник- 3й и 4й такты. И так далее.

Далее ритмическое ostinato повторяется по ходу движения в круге по часовой стрелке. Если участник исполнил свой отрывок неритмично, то он выбывает из игры. Игра продолжается пока в круге не останется один игрок, он объявляется победителем

1й участник 2 участник 3 участник