Развитие системы образования в Нижегородской губернии в первой половине XIX в.
9класс.
Выполнила: Ляпина И.И.
МБОУ Школа№ 5
г.Сарова
2019г.
1. Реформа системы государственного образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии.
Правительство Александра I уделяло пристальное внимание
36 развитию образования в империи. Чем была вызвана необходимость развития отечественного образования в начале ХIХ века? Согласно реформе 1802 года, инициированной Министерством народного просвещения, создавались четыре ступени учебных заведений: одногодичные приходские училища, двухгодичные уездные училища и четырехгодичные гимназии и университеты, взаимосвязанные между собой. Вся территория страны разделялась на шесть учебных округов с университетом в центре каждого.
Главные народные училища преобразовывались в гимназии. Они провозглашались всесословными учебными заведениями. Выпускники гимназий могли поступать в университет, либо работать учителями в уездных, приходских и других начальных школах. Нижегородская губерния вошла в состав Казанского учебного округа. Главное народное училище преобразовалось в Нижегородскую всесословную гимназию, которая торжественно открылась 12 марта 1808 года. Она размещалась в каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по сторонам дома на Благовещенской площади. В центральном корпусе ее располагались классы и актовый зал, а в зданиях, расположенных по бокам от него (во флигелях), общежития гимназистов и квартиры педагогов
Первым ее директором стал один из талантливых учителей бывшего училища Иван Иванович Кужелев. Преподаватели гимназии были весьма образованными людьми для своего времени. Один из учителей Нижегородской мужской гимназии А. Щепин стал известен тем, что в конце 1834 года начал проводить первые метеорологические наблюдения в Нижнем Новгороде. В гимназию принимались дети из всех сословий. Согласно учебному плану 1819 года, гимназисты изучали следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, математику, историю, географию, латинский, греческий, французский, немецкий языки, естественную историю, технологию, древности, мифологию, чистописание. В 1828 году, согласно новому гимназическому уставу, Нижегородская гимназия перешла на семиклассную структуру обучения. Гимназическое образование разделялось на общее (3 года) и специальное (4 года) с углубленным изучением части предметов и специальных курсов. Для повышения качества гимназического образования были введены должности инспектора и почетного попечителя гимназии.
Первым почетным попечителем Нижегородской всесословной гимназии в 1834 году стал Н. В. Шереметев бывший член Северного общества декабристов, участник Кавказской войны, завершивший военную службу в чине штабс-капитана
Была в гимназии принята и система исправительных мер в отношении тех или иных проступков учеников. В гимназическом уставе они перечисляются в следующем порядке: 1) выговор, 2) пристыжение, 3) лишение высшего места в классе, 4) выставление имени виновного ученика на черной доске, 5) заключение в запертом классе (карцере), 6) наказание розгами (для трех младших классов) или исключение из гимназии (для четырех старших классов). За что гимназист мог быть подвергнут наказанию розгами? Например, за учиненную драку, во время которой ученик, «бросивши камень» в своего обидчика, «попал в голову ученику того же класса и до крови просек кожу». Или за то, что ученик «бросил из-за двери свернутою в ком бумагою в законоучителя гимназии». Устав поясняет, что три низшие меры исправления могли быть приняты учителем или инспектором, 4 и 5-я только директором, а 6-я исключительно советом гимназии. За исполнением наказания надзирал инспектор
2. Создание уездных училищ и приходских школ .
Одновременно с открытием гимназии создается вторая ступень образования двухгодичные уездные училища. В Нижегородской губернии они были отрыты в начале XIX века в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Балахне и Горбатове (1808). Позднее уездные училища были созданы и во всех остальных уездных городах, кроме Княгинино. Здесь обучались дети купцов, мещан, мелких чиновников.
По уставу 1828 года срок обучения в училищах возрос до трех лет. Помимо основных общеобразовательных предметов в уездном училище учащиеся получали основы начального профессионального образования (по канцелярской части, по торговой части и пр.) Лучшие выпускники его поступали в Нижегородскую гимназию.
Низшей ступенью образования были приходские училища (школы), которые действовали при церковных приходах. Первые из них были открыты в Нижнем Новгороде Благовещенское и Канавинское, а позднее в уездных городах. Так, 7 октября 1811 года приехавший в Балахну директор Нижегородской гимназии И. И. Кужелев объявил об открытии двух приходских училищ Покровского и Спасо-Преображенского. Но помещений для них не было. В 1815 году городской голова Павел Федорович Минин подарил Покровскому училищу свой просторный в восемь окон светлый дом на Покровской улице. К этому времени в Покровском училище обучалось 59 детей, среди них и будущий дед М. Горького Василий Каширин. В Спасо-Преображенском училище, которое обрело свое здание только в 1818 году, числилось 18 учеников. Каждый год училища подвергались инспектированию и различным проверкам на разных уровнях.
В Балахну чаще всего прибывали инспектора Казанского учебного округа, но бывали и исключения. Так, 20 июня 1834 года балахнинские училища инспектировал сам губернатор генерал-майор М. П. Бутурлин. В ходе проверки он непосредственно наблюдал за чистописанием и правописанием учащихся, устроил им испытание по Закону Божию, российской истории и географии, осмотрел библиотеку, интересовался ходом учебного процесса, учительскими нагрузками, отметил порядок в училищных зданиях и стопроцентную явку.
3. Учреждение Александровского дворянского института.
0 августа 1844 года в Нижнем Новгороде в честь цесаревича Александра был открыт Александровский дворянский институт среднее общеобразовательное мужское заведение для подготовки дворянских детей к поступлению в российские университеты. Создан он был на основе ранее существовавшего благородного пансиона при Нижегородской гимназии.
Первым директором учебного заведения стал Михаил Флорович Грацинский выпускник Санкт-Петербургского педагогического института, профессор греческой словесности Казанского университета. До прихода в Александровский институт он работал директором Нижегородской гимназии. В первом учебном году в институт были приняты 76 студентов. Они изучали Закон Божий, русскую грамматику и словесность, логику, латинский и иностранные языки, математику, физику,
естественную историю, сельское хозяйство, российское законоведение и судопроизводство, географию и статистику, историю и другие предметы. Кроме того, обязательными были танцы, музыка, гимнастика.
Впоследствии институт стал одним из лучших в России учебных заведений. Многие его выпускники принесли славу не только Нижнему Новгороду, но и России, среди них поэты и писатели И. Рукавишников, В. Садовский, А. Звенигородский, А. Мариенгоф, композитор М. Балакирев, историк К. Бестужев-Рюмин, скульптор В. Кикин, актер В. Яхонтов и многие другие.
Литература:
- 1.« История Нижегородского края 19-начала 20 века.». Учебное пособие для учащихся, под ред. В.К. Романовского ,Нижний Новгород 2019г.
- 2. Фото сайта «Яндекс. Картинки.»