СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие социально важных навыков как средство социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие социально важных навыков как средство социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»

Просмотр содержимого документа
««Развитие социально важных навыков как средство социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»»

ОТЗЫВ

на консультацию для педагогов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №38 «Золотой петушок» города Димитровграда Ульяновской области»



социального Гурьяновой Юлии Николаевны


по теме «Развитие социально важных навыков как средство социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»


Творческий отчёт представлен социальным педагогом в качестве анализа проведенной работы в рамках деятельности по самообразованию.

Актуальность выбранной темы автор определяет тем, что существующая на сегодняшний день система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья не выполняет задачу по их интеграции в общество, так как система социальной защиты, общего образования зачастую усиливает изоляцию людей с проблемами здоровья - вместо программ социальной адаптации, помогающих детям с инвалидностью стать участниками общественных отношений, им предлагаются различные формы материальной помощи, обучение в учреждениях интернатного типа и дистанционное обучение.

Количество детей-инвалидов, которых психолого-педагогическое сообщество корректно называет детьми с ограниченными возможностями здоровья, растёт неукоснительно. Можно говорить о том, что в последние пять лет государство стало уделять людям с инвалидностью значительное внимание - открываются реабилитационные центры, проблемы инвалидов широко освещаются в СМИ, участие и помощь людям с ограниченными возможностями здоровья является важной имиджевой составляющей при проведении избирательных компаний. Следствием данной социально-направленной политики стало повышенное внимание к социально-психологическому развитию детей с инвалидностью раннего возраста и, как следствие, их определенная интегрированность в общество здоровых сверстников. Вместе с тем, ощущается явный недостаток внимания ученых-исследователей и практиков-реабилитологов к проблемам детей с инвалидностью, находящихся в школьном возрасте, - время для мероприятий по раннему развитию уже упущено, дети привыкли обучаться на дому, не имеют навыков общения со здоровыми сверстниками, при этом для них совсем скоро наступит момент, когда придется определяться с наличием или отсутствием профессии, работы, будущего. Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что дети с инвалидностью с инвалидностью оказываются одной из самых незащищенных категорий среди людей с инвалидностью в целом. Отсутствие социально-важных навыков приводит к социальной дезадаптации в обществе, которое, в свою очередь, получая неприспособленных к жизни в обществе граждан, становится обязанным содержать их в течение всей жизни. Следовательно, система работы по социально-психологической реабилитации детей с инвалидностью школьного возраста является актуальной не только для развития самих детей с инвалидностью, но также и для развития общества в целом.

Автор полагает, что создание единого пространства общения и творческой деятельности детей-инвалидов в рамках работы дошкольной образовательной организации позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья более эффективно развивать социально-важные навыки, и, следовательно, повышать эффективность социально- психологической реабилитации в целом. А применение технологий дополнительного образования позволяет решать круг задач — помочь ребенку поверить в свои возможности, развивать способности и творческие навыки воспитанников, дать возможность проявить свои способности в определенном виде деятельности.

Целью своей деятельности автор определяет выявление наиболее эффективных приёмов, методов, средств и форм социально-психологической реабилитации детей с инвалидностью через создание единого пространства общения и творческой деятельности детей-инвалидов. Проведенная автором входная диагностика уровня развития показателей социально-психологического развития детей с инвалидностью (сентябрь 2017 года) показала недостаточный уровень развития по следующим показателям: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать свое мнение; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Социально-комуникативные навыки развиваются прижизненно и, как любая высшая психическая функция, являются результатом опыта ребенка. Обогащение и развитие этого опыта как раз и являлось целью занятий в рамках решения проблемы развития социально важных навыков как средство социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы.

Данная деятельность осуществлялась в период с сентября 2017 года по май 2018 года. В рамках реализации данной деятельности в каждое занятие по программе включены блоки упражнений и игр, направленные на социальное развитие детей, в программу воспитательных мероприятий - интегрированные (совместно с детьми, не имеющими инвалидности) творческие конкурсы, спортивные соревнования, познавательные мероприятия, мастер-классы. Кроме того, в течение всего периода дети с инвалидностью принимали активное участие в городских («На Олимпе Совершенства», «Открытый занавес», «Лучики надежды», «Мне через сердце виден мир» и др.), областных («Вместе мы сможем больше», «Мы вместе») фестивалях, что также способствовало их успешной интеграции и приобретению социально важных навыков.

Особое внимание в рамках реализации программы занятий уделяется:

- темам самоотношения и самореализации;

- получению навыков эффективного общения; развитию эмоциональной сферы (научить детей понимать свое собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей);

- формированию у детей умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умения находить общие решения в конфликтных ситуациях;

- развитию умения слушать и слышать другого, умения гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- развитию у детей доброжелательного отношения к окружающим;

- обучению детей расслаблению и приемам саморегуляции.

На всем протяжении работы большое внимание уделялось диагностике не только успешности освоения образовательной программы, но и показателей социально-психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. По всем исследуемым показателям за период с 2017 по 2018 г.г. наблюдается положительная динамика, что свидетельствует о результативности реализуемой деятельности.

Важность выбранной темы автор определяет ещё и тем, что происходит качественнее обновление содержания системы работы с детьми за счет включения в программу системы упражнений, игр и мероприятий социально-развивающей направленности.

В своём выступлении педагог отмечает, что особенностью организации деятельности студии является то, что ребёнок выполняет ту творческую и социальную роль, которую он способен выполнить - преодолевается неверие в свои возможности, создаётся ситуация успеха.

Следует отметить качество подготовки творческого отчета и высокий уровень организации и проведения открытых занятий, мастер-классов и крупных городских мероприятий (по проблеме социально-психологической реабилитации детей с инвалидностью) по темам: «Дети так не делятся: инклюзивное образование», «Школа для всех», «Лето для тебя и для меня», фестиваль «Лучики надежды» (2017-2018 г.г.), в которых представлены результаты социально-педагогической деятельности педагога.

Опыт работы социального педагога Гурьяновой Ю.Н. заслуживает высокой оценки, может быть рекомендован для изучения и внедрения педагогическими работниками системы коррекционного образования.



Дата: «______» ____________________ 2018 года.

Руководитель МО МБДОУ №38 _________(______________)

Подпись _____________________заверяю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад №38» ______________(Г.А. Третьякова)

МП