РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.
Манджиев В.Х., преподаватель спецдисциплин
БПОУ РК «Политехнический техникум»
В современном образовательном пространстве возникла необходимость в подготовке профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие. В свою очередь, общество ставит перед человеком всё более усложняющиеся задачи на самоопределение и самореализацию, с которыми под силу справиться только лишь свободной, самостоятельной, социально активной личности.
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В связи с этим всё большее значение приобретает социальная активность личности, проявляющаяся в различной общественно-значимой деятельности. Такая личность сознательно ориентирована на решение задач, стоящих перед обществом, социальной группой, студенческим коллективом.
Следовательно, значимую роль в жизни общества играет студенческая молодёжь, так как она представляет собой ту социальную группу, которая несёт в себе огромные потенциальные возможности будущего.
Социальное воспитание студентов, направленное на развитие социальной активности, проявляющейся в развитии интереса к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами – одна из основных задач воспитательной системы БПОУ РК «Политехнический техникум».
Все мероприятия, которые проводятся внутри техникума и вне его имеют несколько направлений: гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, профессионально-трудовое.
Система гражданско-патриотического воспитания БПОУ РК «Политехнический техникум» основана на согласованном взаимодействии различных органов и учреждений, занимающихся реализацией патриотического воспитания, и представляет собой скоординированную, целенаправленную работу по патриотическому воспитанию обучающихся техникума.
К примеру, в рамках празднования Дня Победы в техникуме ежегодно проводятся, ставшие традиционными, такие мероприятия, как: уроки Мужества «Шагнувшие в бессмертие» в музее техникума, театрализованные представления, в котором задействованы практически все студенты, конкурсы чтецов «Строки, опаленные войной», конкурсы газет, рефератов «Слава тебе, солдат!», научно-исследовательских работ «Никто не забыт, ничто не забыто!» и многие другие мероприятия, посвященные ратному подвигу участников Великой Отечественной войны.
В стенах техникума проходят открытые воспитательные мероприятия по учебным дисциплинам, например, по истории «Калмыкия в Великой Отечественной войне», «Бессмертны ваши подвиги, герои-земляки!», «Дорога Жизни и Победы» о тружениках тыла, строителей железной дороги «Астрахань-Кизляр» и другие, которые несут в себе изучение истории своего родного края, Великой Отечественной Войны и понимание, что их будущая профессия всегда была очень важной и нужной в жизни каждого человека.
Формируя систему духовных ценностей, техникум сотрудничает с районным Центром Молодежи. Наши студенты участвуют во Всероссийских акциях «Георгиевская лента», «Солдатский платок». Участие в общегородском шествии, с возложением цветов к мемориалу «Отстоявшим Отчизну в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», непосредственно направлено на формирование социальной активности и гражданской ответственности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами личности.
Нравственно-эстетическое воспитание реализуется посредством проведения внутритехникумовских праздничных мероприятий, тематических недель, посвященных Международному Дню толерантности, юбилейным датам писателей, поэтов. Среди массовых форм общетехникумовских мероприятий наиболее распространенными являются: концертные и конкурсные программы, театрализованные представления, открытые классные часы.
Традицией стало проведение мероприятий, где присутствует практически весь педагогический коллектив техникума и студенты – торжественная линейка, посвященная Дню Знаний, концертных программ, посвященных Дню учителя, Новому году, Дню Студента, национальных праздников «Зул», «Цаган Сар», «Масленица», 8 Марта, Дню Смеха, торжественное вручение дипломов выпускникам.
Ежегодная подготовка и проведение смотра-конкурса «Посвящение в студенты» помогают первокурсникам адаптироваться к новым условиям, в процессе подготовки выявляются наиболее активные студенты, которые в дальнейшем вовлекаются в различные мероприятия, которые проходят в стенах техникума и вне его.
Открытые воспитательные мероприятия по различным учебным дисциплинам, подготавливаемые преподавателями-предметниками, непосредственно влияют на формирование социальной активности студентов.
Все общетехникумовские мероприятия несут свою смысловую нагрузку, преследуют свои воспитательные цели и решают максимум воспитательных задач: раскрытие творческого потенциала студентов во внеурочное время, предоставление студентам возможности реализовать себя посредством какой-либо деятельности, расширение кругозора в области получаемой специальности, развитие духа соревнования, воспитание эстетического вкуса, развитие чувства юмора, познавательной и социальной активности.
Особую роль в формировании социальной активности студентов в БПОУ РК «Политехнический техникум» осуществляется через взаимодействие с другими организациями. Наши студенты являются постоянными участниками Региональных, Республиканских, а также заочных Всероссийских и Международных научно-практических конференций, конкурсов. Участвуют в различных мероприятиях, проводимых районным Отделом молодежи, районной территориальной избирательной комиссией и т.д.
Нельзя оставлять без внимания проектную деятельность студентов, которая дает максимальную возможность раскрытия их творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания и тем самым выразить свою гражданскую и социальную позицию.
Большое внимание уделяется спортивно-оздоровительному воспитанию. Каждый год в техникуме проводятся мероприятия, посвященные Дню Здоровья. Это различные спортивные мероприятия (например, «Эстафета первокурсников», «Мастер, классный, Я – спортивная семья», «Малая Джангариада» и др.) и социально-значимые акции.
Воспитание у студентов ответственности за собственное здоровье и обучение основам здоровой и безопасной жизнедеятельности осуществляется на открытых общетехникумовских мероприятиях, тематических конференциях, конкурсах плакатов «Мы против курения», «Мир без наркотиков», компьютерных презентаций «Наше здоровье – наше будущее», посвященных Международному дню отказа от курения. Студенты агитбригады «ЭРОН – энергичные ребята особого назначения» ежегодно принимают участие в Республиканской антинаркотической акции «Калмыкия против наркотиков».
Профессионально-трудовое воспитание помогает в формировании трудолюбия (проведение субботников), ответственности к своей будущей профессии, развивает творческие способности и другие качества личности.
Огромное значение в формировании социальной активности имеет студенческое самоуправление. В техникуме действует Студенческий Совет – это инициативная, самостоятельная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта и досуга в техникуме. Ежемесячно проходят активы отделений, 1 раз в два месяца заседания Студсовета техникума. На активах и Студсовете обсуждаются вопросы успеваемости, посещаемости, дисциплины, организации внеклассных мероприятий.
Уровень сформированности социальной активности у студентов политехнического техникума проявляется в выборе профессии, а обобщенным показателем социальной активности будущего специалиста выступает профессиональная готовность к трудовой деятельности.
Список литературы:
1. Андреева М.А. Формирование социальной активности личности студента университета. Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2006. – 180с.
2. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание: филосовско-этические основы. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. – 142с.
2