СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие социокультурной и информационной компетенций учащихся на занятиях по программе «Познаем мир с компьютером»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описаны методы  и приемы развития коммуникативной и информационной компетенций учащихся  в рамках дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы "Познаем мир с компьютером"

Просмотр содержимого документа
«Развитие социокультурной и информационной компетенций учащихся на занятиях по программе «Познаем мир с компьютером»»

Тихова Н. Ю., Ковшова Т. Р.

МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района»

г. Нижний Новгород

Развитие социокультурной и информационной компетенций учащихся на занятиях по программе «Познаем мир с компьютером»

Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умения решать проблемы в ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей;

4) в практической жизни при выполнении социальных ролей

Наиболее часто среди компонентов компетентности выделяют:

  • учебно-познавательную компетенцию или совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

  • информационную компетенцию или способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

  • коммуникативную компетенцию или владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.

Известно, что и коммуникативная и информационная компетенции относятся к ключевым, т. е. необходимым для жизнедеятельности человека в меняющемся мире.

Многие авторы компетентностного подхода указывают, что коммуникативная компетенция предполагает свободное владение языками, в т. ч. иностранными. А это достигается наличием развитой иноязычной коммуникативной компетенции.

Иноязычная коммуникативная компетенция, по мнению Биболетовой, включает 5 элементов. Их вы видите на слайде.

Социокультурная компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и состоит из 4 компонентов:

  1. социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурных традициях, особенностях национального менталитета);

  2. опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры);

  3. личностное отношение к фактам иноязычной культуры (в т. ч. способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении);

  4. владение способами применения языка (правильное употребление социально маркированных языковых единиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различиям между родными и иноязычными социокультурными явлениями)

Обучающие задачи нашей программы включают формирование и развитие иноязычной коммуникативной и информационной компетенций путем межпредметной интеграции Страноведение-ИКТ-английский язык.

В общеобр. школах также формируют иноязычную коммуникативную компетенцию. Однако, при этом ее важная часть – социокультурная компетенция рассматривается фрагментарно и неглубоко. Поэтому в нашей программе развитию этой компетенции мы уделяем больше внимания.

Воспитательные задачи программы направлены на формирование важных личностных качеств.

В реализации нашей программы информационные технологии являются и целью и средством обучения, в т. ч. при формировании социокультурной компетенции.

Содержание каждого раздела учебного плана охватывает 3 области познания: Страноведение-ИКТ-английский язык.

УМК программы включает разнообразные способы формирования компетенций и виды деятельности учащихся. Проиллюстрируем эти методы.

Игры используются на каждом занятии .

  1. Развивающие: направлены на развитие интеллектуальных способностей (память. Внимание, мышление) Напр, Запретные числа ( по – русски и по-английски), «Колпак», «..Определения».

  2. Обучающие игры направлены на закрепление учебного материала (Снежный ком, Встаньте те, кто..., «Отгадай задуманное: Страна, столица, Погода., Достопримечательности, части компьютера)..

  3. Игры-диалоги направлены на совершенствование речевой деятельности

  4. Контролирующие ( Игра-конкурс «Твоя игра», Конкурс «Найди фото по описанию», Заочное путешествие.

Проектная деятельность

Дети имеют возможность выбора темы для своего проекта из нескольких предложенных. Например, Презентация одной из стран Объединенного королевства, Какого – либо города России. Дети сами выбирают и музыкальное сопровождение своей работы. Лучшие презентации являются учебными пособиями.

Для развития компетенций эффективны элементы взаимообучения. Например, взаимопроверка заданий., консультации учащихся друг другу. Особенно важным является взаимооценивание выполненных работ. Ребята оценивают содержание, представление и оформление работы.

Также хорошо мотивирует ребят участие в увлекательном Заочном путешествии по различным континентам, странам и городам. Например, Н Новгород – Петербург_ Лондон.

Ежегодно хорошо успевающие учащиеся создают так называемые учебные презентации. С этими презентациями они выступают в роли педагога перед более младшими детьми.

Современный метод развития компетенций – кейс-технологии. Готовые кейсы по предметам есть в Интернете, но нам они не подходят, т. к рассчитаны на школьную программу. Поэтому мы создаем свои небольшие кейсы, т. е. жизненные ситуации.

С прошлого года мы ввели в программу компьютерные тесты по различным темам: «Страны Объед королевства, Погода, Национальные символы и традиции стран ( Шотландия), Устройство Компьютера, Файлы и папки.

ИКТ – технологии являются и целью и средством обучения. Теоретических знаний – необходимый минимум, максимум – практики. Вот путь развития информационной компетенции в рамках нашей программы. Дети работают с разными способами представления информации: тексты, таблицы, схемы, Диаграммы разных типов, иллюстрации. Особенно нравится ребятам создавать компьютерные открытки к праздникам, в том числе английским. Эти навыки работы с информацией ( текстовой, графической, числовой, звуковой) полезны в жизни и в любой учебной деятельности.

На данном слайде – Электронный УМК программы. Дети создают электронное портфолио своих работ за все время обучения. С удовольствием показывают своим родным.

Оценочный материал позволяет определить уровень информационной и социокультурной компетенций учащихся каждого года обучения. Этот уровень показан на диаграммах ежегодного мониторинга.

Лучшие работы ребят участвуют в дистанционных конкурсах. Мы также публикуем свои материалы в Интернет- сообществах и участвуем в различных профессиональных конкурсах.

Мы считаем, что формирование компетенций имеет и воспитательное значение. Т. К. постоянное прикосновение к другой культуре с помощью ИКТ способствует развитию важных личностных качеств: толерантности, социальной ответственности, информационной культуры. А это – необходимые качества конкурентоспособной личности.