СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельности метода Л.Г.Петерсон»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация 

Просмотр содержимого документа
««Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельности метода Л.Г.Петерсон»»

Консультация для родителей

«Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельности метода Л.Г.Петерсон»

Важное о курсе математики «Игралочка» для детей от 3 до 7 лет Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова • Соответствует ФГОС ДО. • Обеспечивает условия для реализации Концепция развития математического образования на дошкольном уровне. • Построен на уникальной методике обучения математике. • Обеспечивает преемственность с курсом «Учусь учиться» НШ и ОШ. • Имеет полное методическое обучение. • Включает готовые сценарии занятий в технологии «Ситуация». Курс математики «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой предназначен для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, их познавательного, интеллектуального и личностного развития. Непосредственным продолжением данного курса является курс математики «Учусь учиться» для начальной и средней школы авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон и др. Курс «Игралочка» может быть реализован в детских садах, Центрах развития, прогимназиях, школах и других образовательных организациях, имеющих дошкольные образовательные группы (с разной продолжительностью пребывания в них детей в течение суток). Кроме того, данный курс может быть эффективно использован для индивидуальной работы с детьми, в том числе и в условиях семейного образования. В освоение курса «Игралочка» можно включаться на любом этапе дошкольного образования в следующих вариантах: • для детей 3-4 лет и 4-5 лет – начиная с курса «Игралочка»; • для детей 5-6 лет и 6-7 лет – начиная с курса «Игралочка – ступенька к школе». «Игралочка» может использоваться не только как самостоятельный курс математического развития дошкольников (в соответствии с п. 2.11.2. ФГОС дошкольного образования), но и в качестве одного из разделов образовательной области «Познавательное развитие» комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий». В основу курса «Игралочка» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход, представленная в непрерывной образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»). Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих ступеней – начального и среднего образования – заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игре, а не в учебной деятельности. Именно поэтому данный курс по формированию элементарных математических представлений и называется «Игралочка». Он строится на системе дидактических игр и оптимальных для детей дошкольного возраста форм работы с детьми (беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игры с правилами, опыты, моделирование, экспериментирование и др.). Цели и задачи курса «Игралочка» В соответствии с принятым в курсе «Игралочка» методологическим подходом его основной целью становится не столько формирование у детей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни. Задачи математического развития в курсе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка. Так, приоритетными задачами в курсе «Игралочка» являются развитие: • логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях); • мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия); • сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение); • любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.); • находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; • вариативного мышления, воображения, творческих способностей; • мелкой моторики; ознакомление: • с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления); • с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.); формирование опыта: • аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений.

• работы по правилу и образцу; • фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины; • выбора способов преодоления затруднения; • постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих действий; • проверки результатов своих действий, исправления ошибок; воспитание: • нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других); • положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет. Организация образовательного процесса В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой. Большое внимание в курсе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности. Дидактической основой организации работы с детьми в курсе «Игралочка» является система дидактических принципов. Специально организованная деятельность по формированию элементарных математических представлений (непосредственно образовательная деятельность) в курсе «Игралочка» проводится в технологии «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон для дошкольной ступени. Именно поэтому курс математического развития дошкольников «Игралочка» является стержнеобразующим технологическим звеном программы «Мир открытий». В курсе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций: • образовательные ситуации «открытия» нового знания; • образовательные ситуации тренировочного типа; • образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые). Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают следующие способы преодоления затруднения: «Работая по данной программе «Школа 2000...», разработанной российскими педагогами, подкрепленной учебным пособием по математике «Игралочка», главной целью которой является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности, мой опыт показывает, что она помогает не просто научить ребенка считать и выполнять какие-либо математические действия, она формирует у детей познавательный интерес, привычку думать, желание узнать что-то новое. «Игралочка» учит детей выполнять совместную работу с 2-5 детьми и со взрослыми, т.е. воспитывает волевые качества, помогает установить правильные отношения с окружающим миром.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.

Занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Поэтому любое новое задание дети получают не в готовом виде, а постигают самостоятельно. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира, а воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы. Расставляя карандаши в стаканчики, они также устанавливают, что для сравнения предметов по количеству можно составить пары и т.д. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками...

В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Поэтому само пособие получило название - «Игралочка».

Программа «Игралочка» методически обеспечена пособиями:

1) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для школьников 3-4 и 5-6 лет (методические рекомендации). - М. Баласс, 2001.

2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка». - М. Баласс, 2001.

Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми. Их объем, и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.

Желательно, чтобы численность детей на занятии не превышала 5-10 человек. Для этого обычную группу детского сада можно делить на занятия на 2-3 подгруппы. Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одним лишь занятием, а включается в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности: игры, рисование, лепка и т.д. Для индивидуальной работы использую ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире), чего больше на тарелке - яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.

На каждое занятие включаются физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключить активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминутки желательно разучивать заранее. Их используют также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.

Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми. Во время занятий их использование не предполагается - они предназначены для совместной работы детей с родителями после занятий. Предварительно родителям объясняется, как организовать с малышом работу по тетради. Прежде всего, внимание родителей следует обратить на то, что тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определенные задания, которые перестанут быть интересными ребенку, если он предварительно пролистает ее несколько раз. Чтобы избежать этого, из тетради вырезают по одному листу, который и дают ребенку. Занятия по тетради следует начать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать ребенка - каждый ребенок должен работать в своем темпе.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур, допускающие различные варианты решения.

В предшкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организаций занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе Л.С. Выготского в «зоне ближайшего развития» ребенка. Мы убеждены, что все воспитатели и родители должны о нем знать.

Известно, что в любом возрасте у каждого ребенка существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, который он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра дошкольник будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, с мамой, бабушкой...

Таким образом, основной организацией работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

  • новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

  • обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

  • обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности);

Нельзя сразу же объяснить ребенку, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Взрослый говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься». Надо набраться терпения и выслушать даже самые, на первый взгляд абсурдные предложения дошкольника: у него своя логика, и у взрослого нет другой возможности познакомиться с ней, как выслушать все его мысли до конца.