Научно-исследовательская работа
работа на тему – «Развитие специальных качеств у юных акробатов средствами СФП».
Тренер-преподаватель Кузьмина Дарья.
Актуальность. На сегодняшний день не все виды спорта в достаточной мере оснащены передовыми технологиями подготовки спортсменов, к их числу можно отнести и спортивную акробатику, где проблема построения многолетнего тренировочного процесса является актуальной.
В настоящее время спортивная акробатика достигла значительных высот в своем развитии, омолодился состав занимающихся, усложнилась соревновательная программа, повысился динамизм и красота упражнений.
В этой связи выбор направления данного исследования является обоснованным.
Тренировочный процесс на этапе начальной спортивной специализации - важная ступень на пути становления мастерства спортсмена, и от того, насколько эффективно он выстроен, во многом будет зависеть реализация намеченной перспективной цели.
Эффективность тренировочного процесса в значительной мере зависит от рационального применения средств и методов спортивной тренировки как в годичном, так и в многолетних циклах. При этом важным требованием является обеспечение должной преемственности в подготовке юных спортсменов.
Объект исследования: процесс развития физических качеств в спортивной акробатике.
Предмет исследования: комплекс упражнений СФП для развития физических качеств в спортивной акробатике.
Цель исследования: практическое изучение процесса развития физических качеств в спортивной акробатике средствами СФП.
Задачи исследования:
Выполнить анализ научно-методических источников по выбранной теме.
Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития физических качеств акробатов.
Подготовить комплексы упражнений СФП для развития физических качеств акробатов.
Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ научно-методических источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование процесса развития физических качеств в спортивной акробатике», представляет собой - анализ научно-методических источников по выбранной теме.
Анализ научно-методической источников показывает, что спортивная акробатика представляет высокие требования к уровню развития физических качеств занимающихся. При этом первостепенное значение приобретает специальная физическая подготовка, в результате которой акробаты должны обладать высокими показателями уровня развития силы, гибкости, ловкости.
Поскольку акробатические упражнения связаны с разнообразными перемещениями и удержаниями собственного тела, для акробатов определяющее значение приобретает специальная выносливость.
Акробатические упражнения выполняют на специальных акробатических дорожках или гимнастических матах. Ими можно заниматься не только в специализированных залах, но и на открытых площадках.
Большое разнообразие акробатических упражнений, высокая эмоциональность, минимальная потребность в специальном оборудовании делают их доступными для занятий с различным контингентом занимающихся и предоставляют педагогу широкие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся.
В настоящее время без хорошей акробатической подготовки невозможно достичь высоких результатов как в спортивной, так и художественной гимнастике. Акробатические упражнения в основном определяют трудность вольных упражнений. Кроме того, двигательные навыки и способности, развиваемые при выполнении акробатических упражнений, оказывают большую помощь в освоении упражнений других видов многоборья, а также в формировании навыков самостраховки.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития физических качеств акробатов средствами СФП» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития физических качеств в спортивной тренировке, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей уровня развития физических качеств, выделить тесты для оценки показателей уровня развития физических качеств, которые доступны для акробатов.
На втором этапе исследовательской деятельности после анализа научно-методической источников была подготовлена следующая батарея тестов, которая даст возможность констатировать уровень развития специальных качеств акробатов.
Для определения уровня развития специальных качеств, занимающихся спортивной акробатикой, были подобраны следующие тесты:
- подтягивание на перекладине;
- бег (30 м);
- запрыгивание на возвышение;
- тест на гибкость - наклон;
- тест на ловкость – падение палки.
(слайд)
На третьем этапе исследовательской деятельности анализ научно-методической источников и изучение опыта тренеров по акробатике помогли подобрать примерные комплексы упражнений для развития специальных качеств акробатов:
Комплекс упражнений СФП № 1.
1. Вперёд на гимнастический мат кувырок вперёд, обратно прыжок в длину (перепрыгнуть мат);
2. Вперёд на гимнастический мат длинный кувырок вперёд, обратно прыжок в длину левой ногой,
3. Кувырок назад в группировку, обратно прыжок в длину правой ногой;
4. Вперёд на гимнастический мат из стойки на руках кувырок вперёд в группировку, обратно из упора лёжа хлопок;
5. Вперёд на гимнастический мат кувырок назад в стойку на руках, обратно рамка без опоры руками.
6. Вперёд на мат из стойки на руках перекат вперёд с прямыми ногами, обратно из положения лёжа на спине складка ноги вместе;
7. Медленный переворот боком, обратно выпрыгивания из упора присев вверх.
8. Вперёд медленный переворот вперёд, далее удержание в упоре на руках угла ноги вместе
9. Медленный переворот назад, далее удержание в упоре на руках угла ноги врозь;
10. Фляг, далее выпрыгивание из упора присев ноги врозь.
Комплекс упражнений СФП № 2.
1. Связка кувырок вперёд и выталкиванием снизу «прыжок на 360»
2. Из упора лёжа отжимания локти всторону 10 раз
3. Медленный переворот боком и «Страдл»
4. Через гимнастическую скамейку прыжки в одно касание 10 раз
5. Медленный переворот вперёд и с наскока «прыжок на 360 в группировку»
6. 10 раз складочка ноги вместе, ноги врозь на пресс
7. Медленный переворот назад в упор лёжа и 10 отжиманий локти назад
8. Через гимнастическую скамейку собираем прыжком ноги в группировку 10 раз
9. Темповой переворот вперёд, с наскока «казак» правой, левой ногой
10. Из упора лёжа хлопки - 10 раз.
Заключение
Анализ научно-методической литературы и выполнение практической части курсовой работы показал, что одно из условий успешного совершенствования спортивного мастерства — количественное определение показателей, характеризующих уровень развития физических качеств.
Постоянная работа в сочетании с хорошо продуманной программой и тренерскими наставлениями позволит демонстрировать постоянный прогресс долгие месяцы и годы.
Выполняя акробатические упражнения спортсмены будут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гибкость и подвижность в суставах, координация движений и способность ориентироваться в пространстве. Акробатическая подготовка сделает спортсмена подвижным и ловким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться при выполнении основных технических элементов, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на полу и в воздухе.
Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро освоить технику избранного вида спорта, в дальнейшем успешно ее совершенствовать и иметь высокий уровень развития специальных физических качеств необходимых акробату.