СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи через картинно-графические схемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с приёмом картиннография.   Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.   Развитие памяти, через рассказывание стихов с элементами драматизации

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи через картинно-графические схемы»

Развитие связной речи через картинно-графические схемы

Выступление на семинаре руководителей ДОУ Алагирского района

Подготовила воспитатель старшей группы Уртаева И.Г.

(2015 г.)

Я,Уртаева Ирина Георги евна воспитатель в старшей группе. Основываясь на результатах НОД (непоср.образов.деят.) диагностики, наблюдений. игр мной было выявлено, что дети мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски. В связи с этим, возникло противоречие, приведшее к возникновению проблемы.

Проблема: не сформированность связной речи у детей дошкольного возраста.

Актуальность формирования связной речи в дошкольном возрастесреди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.

Мной был быбран и доработан проект, который довольно ярко отражает модель общения с воспитанниками

Проект “Картиннография в развитии связной речи детей”

Цели работы:

  • Знакомство детей с приёмом картиннография.

  • Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.

  • Развитие памяти, через рассказывание стихов с элементами драматизации.

  • Развитие и поддержки интереса к проекту у родителей и других членов семьи.

Средства для реализации поставленных целей: – это занятия по развитию связной речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

Этапы работы:

I этап: Ознакомительный.

Разработка картинно-графических схем для составления описательных, повествовательных рассказов, а так же для разучивания стихов.

Описательные рассказы.

Представляю картинно-графические схемы:

Знакомство детей с приёмом картиннография с постепенным усложнением материала.

Описательный рассказ.

  • Знакомство детей со значением символов.

  • Составление детьми отдельных предложений по каждому символу.

  • Составление целого связного рассказа.

Повествовательный рассказ.

  • Беседа по прочитанному произведению.

  • Выбор предметных картинок и составление на графическом панно из них рассказа цепной организации предложений.

  • Итоговое рассказывание по картинно-графической схеме.

Для усложнения рассказа распространенными предложениями, вводятся модели “красивые слова” - употребление детьми качественных прилагательных; “слова действия” - глаголов.

Незаменимое место отводиться моделям “настроения”, с помощью которых дети во время пересказа вносят в рассказ эмоциональные нотки грусти, радости и т.д.

Заучивание стихов.

  • Чтение стихотворения взрослым, акцентируя внимания детей на картинно-графическую схему.

  • Повторное чтение по схеме совместно с детьми.

  • Чтение стихотворения по схеме с добавлением двигательных образов.

  • Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми, взрослый оказывает подсказку только двигательными образами.

Азы грамоты.

В старшем дошкольном возрасте, у детей формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Будущих школьников необходимо знакомить с такими понятиями, как звуки гласные, согласные, звонки, глухие, твёрдые и мягкие. А как же можно составить полную характеристику о звуке и букве. Да в этом поможет уже знакомый приём картиннография.

Разработка и создание картинно-графических схем “Волшебные домики”, по изучению звуков

и букв родного языка. Данные схемы облегчат детям усвоить материал по грамоте, помогут в игровой форме охарактеризовать изучаемый звук, как по артикуляционным признакам, так и по акустическим.

Проведение занятий по обучению грамоте с “Волшебным домиком”.

Домик состоит из четырёх этажей и крыши. На протяжении занятия дети постепенно открывают этаж за этажом, и при этом составляют короткие мини рассказы об изучаемом звуке.

1 этаж:  где и от кого можно, услышать данный звук.

2 этаж:  дети, на основе символа артикуляционного аппарата дают характеристику звука по артикуляторным признакам.

3 этаж: дети дают характеристику звуку по акустическим признакам: графическое изображение буквы “С” - помогает детям вспомнит, что звук согласный, а “Г” - гласный; колокольчик – значит звук звонкий, а если колокольчик зачёркнутый – звук глухой; синий кружок с карандашом – звук твёрдый, как карандаш; зелёный кружок и травка – звук мягкий, как травка.

4 этаж: изображение самой буквы печатной и прописной, а так же на, что буква походит.

Крыша домика: итог - это конечно изучаемая буква - хозяйка домика.

Привожу фрагмент занятия по обучению грамоте с использованием картинно-графического домика.

Волшебный домик для звука и буквы “К”

1 этаж домика: Символ звука “К и К`”

- Идет сильный дождик: ККК.

- Идет мелкий дождик К` К` К`/

2 этаж домика: Характеристика звука “К” по артикуляционным признакам (работа детей по зеркалам).

- губки свободны;

- кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

- горлышко “ не работает”.

3 этаж домика: Характеристика звука “К” по акустическим признакам

- звук “К” согласный, потому его нельзя петь (язык создаёт преграду свободному прохождению воздуха).

- звук “К” глухой, потому что в горлышке не работают голосовые связки.

- звук “К” бывает твёрдый, как карандаш - живёт под синей крышей и мягкий, как травка - живёт под зелёной крышей.

4 этаж домика: Буква “К”: знакомство с буквой “К”.

- припоминание правила о буквах и звуках:

Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.

- на что похожа буква “К”?

Клюв раскрыла буква “К” -
Хочет скушать паука.

Про букву “К” скажу вам смело - 
На стену бабочка присела.

В.Ковшиков

И. Бломкина

- школьная письменная буква “К” (мельком познакомить).

Вывод: Результатом реализации поставленных целей стало:

- проявление у детей глубокого интереса к занятиям по формированию связной речи

- значительное расширение активного словаря;

- усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;

- улучшение монологической и диалогической речи.