Развитие связной речи. Деление сплошного текста на отдельные предложения
Цель: умение находить и выделять отдельные предложения из сплошного текста.
Задачи:
- научить распознавать в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные предложения;
- развивать зрительное внимание и память;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать связную речь;
- воспитывать интонационную выразительность в устной речи и при чтении.
Оборудование: карточки с предложениями, сигнальные карточки (! . ?), карточки с деформированными предложениями, деформированный текст, карточки с текстом «Найди ошибку!», смайлики, музыкальный фрагмент.
Ход занятия
Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята!
Сообщение темы занятия.
-На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться делить текст на отдельные предложения.
Игра «Покажи знак!»
-Ребята, я вам буду читать предложения, а вы мне показывайте карточки со знаками препинания.
-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложения? (ответы детей)
1. В вашем классе есть ленивые?
2. Мы были в лесу.
3. Кто взял книгу?
4. Прочитайте книгу!
5. Любите родной язык!
6. Кто пойдет в поход?
7. Между стволов сосен промелькнула белка.
8. Куда она скрылась?
9. Где ее домик?
10. Хорошо зимой в лесу!
Работа с предложениями (карточки).
4. Физкультминутка «Музыкальная пауза».
5. Работа с деформированным текстом (работа в парах).
Задание: спишите текст, разделите его на предложения, вставляя пропущенные знаки препинания.
Зимнее утро
Мы идем на утреннюю прогулку как изменилось все в парке над пушистым снежным ковром видно синее небо под ним стоят деревья деревья все в зимнем белом уборе вдруг большая галка слетела с дерева с высокой ели на нас посыпалась снежная пыль раннее солнце еще стояло за деревьями солнце поднялось над нами и осветило все окрестности.
Зимнее утро
Мы идем на утреннюю прогулку. Как изменилось все в парке! Над пушистым снежным ковром видно синее небо. Под ним стоят деревья. Деревья все в зимнем белом уборе. Вдруг большая галка слетела с дерева. С высокой ели на нас посыпалась снежная пыль. Раннее солнце еще стояло за деревьями. Солнце поднялось над нами и осветило все окрестности.
Определение границ предложений.
Прочитать текст. Определить границы предложений. Поставить точки.
Поход в лес.
Однажды второклассники пошли в лес Они хотели набрать много грибов и ягод Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес Он был густой, дремучий Ребята стали кричать друг другу: «Ау!» Лес отвечал им эхом Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах Довольные, дети вернулись домой
- Сколько предложений в этом тексте?
- О чем данный текст. Дать название.
Игра «Стрелочники».
Объяснить значение слова стрелочники.
- В этой игре все участники будут стрелочниками, пропускающими «поезда» - рассказы.
Задание. Прислушаться, сосчитать предложения, определив их границы на слух.
Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер. Моросит мелкий осенний дождик. Птицы собираются в дальний путь. (4)
В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. ЁЖ относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму. (6)
Было жаркое лето. Дети пошли за грибами. В лесу их застигла гроза. Лил сильный дождь. Дети укрылись в шалаш. (5)
Обсуждение:
- Что вы сейчас делали? (Считали предложения.)
- К чему прислушивались? (К паузам, к остановкам.)
- Где я делала паузы? (В конце предложений.)
IV. Итог занятия.
-Чему мы учились на занятии? (ответы учащихся)
(Делить текст на отдельные предложения.)
-Ребята, у вас на партах лежат картинки двух смайликов. Один веселый, другой грустный.
-Если вы довольны своей работой и вам все понятно было на занятии, то выберите веселый смайлик.
–Если у вас остались вопросы и вы недовольны своей работой, то выберите грустный смайлик.
(учащиеся поднимают выбранные смайлики).
Приложение
! ? .
Зимнее утро
Мы идём на утреннюю прогулку как изменилось всё в парке над пушистым снежным ковром видно синее небо под ним стоят деревья деревья все в зимнем белом уборе вдруг большая галка слетела с дерева с высокой ели на нас посыпалась снежная пыль раннее солнце ещё стояло за деревьями солнце поднялось над нами и осветило все окрестности.
Зимнее утро
Мы идём на утреннюю прогулку как изменилось всё в парке над пушистым снежным ковром видно синее небо под ним стоят деревья деревья все в зимнем белом уборе вдруг большая галка слетела с дерева с высокой ели на нас посыпалась снежная пыль раннее солнце ещё стояло за деревьями солнце поднялось над нами и осветило все окрестности.
Зимнее утро
Мы идём на утреннюю прогулку как изменилось всё в парке над пушистым снежным ковром видно синее небо под ним стоят деревья деревья все в зимнем белом уборе вдруг большая галка слетела с дерева с высокой ели на нас посыпалась снежная пыль раннее солнце ещё стояло за деревьями солнце поднялось над нами и осветило все окрестности.
Поход в лес.
Однажды второклассники пошли в лес Они хотели набрать много грибов и ягод Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес Он был густой, дремучий Ребята стали кричать друг другу: «Ау!» Лес отвечал им эхом Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах Довольные, дети вернулись домой
Поход в лес.
Однажды второклассники пошли в лес Они хотели набрать много грибов и ягод Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес Он был густой, дремучий Ребята стали кричать друг другу: «Ау!» Лес отвечал им эхом Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах Довольные, дети вернулись домой
Поход в лес.
Однажды второклассники пошли в лес Они хотели набрать много грибов и ягод Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес Он был густой, дремучий Ребята стали кричать друг другу: «Ау!» Лес отвечал им эхом Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах Довольные, дети вернулись домой