Конспект консультации для родителей «Развитие связной речи у детей с ОВЗ младшего школьного возраста»
Учитель-дефектолог: Шкиль О. П.
Я работаю в общеобразовательной школе учителем-дефектологом. Свою работу выстраиваю в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г.
Большая часть детей, посещающих мои дефектологические занятия, имеют диагноз: лёгкая степень умственной отсталости. У таких детей объём памяти ограничен, коммуникативные навыки снижены, словарный запас ограничен. Именно поэтому ребёнок не может последовательно и в полной мере выразить свои чувства, пересказать услышанный текст или составить логический рассказ по серии картинок. Для того, чтобы стимулировать речевую активность, выразительность речи, расширить словарный запас недостаточно развивающих занятий с обучающимися ОВЗ. Связная речь формируется на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения.
Родители часто посещают коррекционные занятия, которые провожу я с детьми. На этих занятиях использую разнообразный дидактический материал: «Сундучок Речевичок», «Волшебный ларец», сюжетные картинки, сенсорные мнемотаблицы и др. К таким занятиям тщательно готовлюсь, продумывая всё до мелочей. После занятий родители сами спрашивают, как они могут помочь ребёнку в плане коммуникативного общения. На таких консультациях с родителями детей ОВЗ не только рассказываю, привожу примеры, но и подготавливаю материал на печатной основе для родителей. Для большей наглядности какие – то из рекомендаций включаю в занятия, чтобы взрослый мог увидеть, как это нужно применять.
В успехе ребенка играет важную роль тесная взаимосвязь работы учителя-дефектолога и родителя. Так работа, которую начинает специалист, должна продолжатся и дома. Это и есть залог успеха ребенка. Но не все родители идут на контакт со специалистом, а порой не принимают консультативную помощь. Что же делать в этом случае? Лично я использую следующее:
- прошу присутствовать на занятии с ребёнком, в ходе которого он показывает свои успехи;
- во время занятия показываю несколько словесных игр с ребёнком, которые занимают несколько минут. Делаю акцент на то, что ребёнку очень понравилось играть, поэтому дома с мамой можно продолжить;
- задаю домашнее задание, которое требует помощи взрослого (например, взрослый называет предмет, а ребёнок его признак).
Мне, как учителю – дефектологу, необходима помощь в развитии речевых навыков ребёнка в свободном общении с ним, в творческих играх. Кто, как не мама, может этому способствовать?! Нужно всего лишь обращать внимание на то, что нас окружает, объяснять ребёнку то, что ему непонятно. А как это делать, я рассказываю в своей консультации для родителей, используя разнообразные формы и виды деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся с ОВЗ. Какой – то подготовки или навыка от родителей не требуется. Предложенные рекомендации проводятся родителями с ребёнком в словесно – игровой форме (приложение 1).
Основной целью моей консультации является повышение педагогической грамотности родителей для формирования у детей ОВЗ речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение, создание собственных высказываний в устной форме.
В рабочем кабинете на полочке лежит Книга отзывов и предложений на текущий учебный год. В этом учебном году также есть несколько пожеланий и отзывов от родителей детей ОВЗ (приложение 2).
Как показала практика, систематическое проведение таких консультаций с родителями приводит к эффективности и положительной динамике в области коммуникативных навыков детей ОВЗ. При совместной работе эмоциональное состояние ребёнка меняется, улучшается речь и память, появляется логика и последовательность в речи. Они охотнее идут на контакт со взрослыми и детьми.
В своей работе я всегда делюсь опытом. Данная разработка выставлена на сайте мультиурок
Приложение 1
Словесные игры.
Когда вы вместе с ребенком, рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов можно закрепить в следующих вопросно – ответных игровых формах. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?
Само собой разумеется, для развития речи младшего школьника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Научиться пересказывать детям хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: " Жил старик со своею старухой у самого... "а ребенок ее заканчивает: "синего моря"; взрослый: " Приплыла к нему рыбка и спросила:.. " ребенок: " «Чего тебе надобно, старче?»" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил старик в море" - "Золотую рыбку". - "Что потребовала старуха от Золотой рыбки?" и т. д.
Предложите ребёнку для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.
Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
Получаются описания игрушек - можно предложить ребёнку самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик.). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Младшие школьники уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали День рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Всегда под рукой
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках ребёнка рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Лучший друг
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Игра «Предлоги»
Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.
Игра «Кто с какими буквами дружит»
Называем животное, а ребёнок говорит с какой буквой оно дружит. Например, ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Или говорит: "Мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке и т.д.
Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или, когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь ребёнка развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
Семейное ток-шоу
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой. До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например, "Какое у тебя любимое блюдо? А что ты любил есть в детстве? Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.
Измени песню
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке. Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Приложение 2