Развитие связной речи у старших дошкольников с использованием мнемотаблиц. в рамках Областного семинара для слушателей курсов повышения квалификации «Построение образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования» ОГБУ ТГПК (10.12.2014 г.);
Учитель-логопед
Жаркова М.А.
МАДОУ № 77
Области по ФГОС
Развитие:
Познавательное
Речевое
Коммуникативно-личностное
Физическое
Художественно-эстетическое
Развивать речь – значит системати-чески, планомерно работать над ее содержанием, последовательностью, образованием строения предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов.
«Осознавать – значит отражать объек-тивную реальность посредством объек-тивированных в слове общественно вы-работанных обобщенных значений».
С.Л. Рубинштейна
«Оперировать не с языком, а над языком».
А.А. Леонтьев
Задача
формирование языковых обобщений и элементарного
осознания явлений языка и речи.
Одна из основных задач речевой
деятельности –
формирование у детей связной речи, т.е. четкого, последовательного изложения своих мыслей.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
У ребенка развиваются предпосылки выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемо́ника ( от греч. искусство запоминания), мнемоте́хника — совокуп-ность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной ин-формации и увеличивающих объём памя-ти путём образования ассоциациативных (связей).
В системах запоминания — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими зна-чимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти
Основные приёмы:
образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации,
рифмизация, нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Вспомогательные средства:
-модели
-мнемотаблицы
Мнемотаблицы, мнемодорожки, коллажи – это дидактический материал.
Его можно использовать:
- • для обогащения словарного запаса;
- • при обучении составлению рассказов;
- • при пересказах художественной литературы;
- • при отгадывании и загадывании загадок;
- • при заучивании стихов.
Этапы работы со схемой - моделью:
1. научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками -
символами;
2. научить зарисовывать предметы и явления природы символами;
3. научить самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему -
модель как план пересказа;
4. закрепить изученный материал путем неоднократного повторения
рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель .
Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц :
у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и вповседневной жизни;
расширился круг знаний об окру-жающем мире и словарный запас;
дети преодолели робость, застенчи-вость, научились свободно держаться
перед аудиторией .
Спасибо за внимание