СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи у детей с УО на уроках математики, географии, истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи у детей с УО на уроках математики, географии, истории.»

Развитие связной речи  у детей с УО на уроках математики, географии, истории. Подготовили студентки Гр. ЗФ-406-217-5-1 Никитченко Т.Г. Варлакова С.В

Развитие связной речи у детей с УО на уроках математики, географии, истории.

Подготовили студентки

Гр. ЗФ-406-217-5-1

Никитченко Т.Г.

Варлакова С.В

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и её смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это основное средство формирования мысли и форма её выражения. Среди различных проявлений аномального развития психики умственно отсталых детей особое место занимают отклонения в речи. Наряду с игрой, учением, трудом речевое общение является важнейшим видом деятельности. В общей системе подготовки учащихся с ОВЗ к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики. Развитие математической речи у учащихся дело очень сложное, трудоёмкое.

*Правильная математическая речь может развиваться только на уроках математики и только под руководством учителя. 

*Прежде всего, учитель должен своим примером  способствовать развитию математической речи учащихся. 

*Речь учителя должна быть чёткой, ясной, литературно грамотной.

*В своей речи учитель должен использовать математическую фразеологию. 

*Использовать наглядные образы, сравнения.

*Термины должны произноситься чётко с точным ударением.

*Правильно давать формулировки и определения, делая логические ударения.

*Вопросы, которые задаются ученикам, должны быть чётко сформулированы, немногословны. Математика в системе специального обучения обладает мощным коррекционно-развивающим потенциалом всех высших психических функций, в том числе и речи. Если активизировать речевую практику учащихся, побуждать их к речевому общению, то  накапливая и расширяя круг представлений, понятий и впечатлений, ребенок начинает  испытывать  потребность в  словах и речевых  средствах, которыми можно описать свои мысли.

  Если провести анализ каждого метода обучения, применяемого на уроках, то будет видно, что везде задействована и активизирована речевая деятельность учащихся. Например:

                     Объяснительно-иллюстративный метод обучения.  

К приёмам преподавания относятся: беседа, сообщения, разъяснения. Эти приёмы применяются с целью разъяснить, добиться восприятия и понимания. Хорошо видна степень задействованности  речи.

                    Репродуктивный метод обучения.  

Приёмы преподавания здесь такие: устный  опрос ранее изученного материала, игра, решение заданий по образцу, повторение изученного материала. При использовании этого метода учитель опирается на речевую деятельность  детей.

                   Частично-поисковый метод обучения. 

Это  создание проблемной ситуации, разрешение, поиск  проблемной ситуации. Анализ полученного решения, рассказ, сравнение, осмысление учебного материала. В основе всех работ лежит речевая деятельность.

                   Исследовательский метод обучения. 

Приёмы преподавания:  анализ, обобщение, формулировка вывода.

Содержание уроков математики, их целевая установка определяет выбор методов. Это наглядные, практические методы, их цель – всестороннее ознакомление детей  с материалом .

            Из приведённого анализа  видно, что речевая деятельность на уроках математики активно задействована  

Можно выделить основные направления работы по коррекции и развитию речи на своих уроках:

1.Словарно-орфографическая работа: Уточнение и обогащение словаря, работа с математической терминологией. Работа над правильным написанием и произношением математических терминов (запиши слова, вставь пропущенные буквы «нум….рация, выч…..тание, ед….ца, сл…..жение», исправь ошибку «сл а жение, д и литель», упражнения на составление правильных связных высказываний, задания на применение терминов: правильно-неправильно, определи:  верно или неверно данное  высказывание, прочитай выражение используя математические термины, прочитай выражение разными способами. На разных этапах урока работа проводится по- разному. Такой подход обеспечивает и коррекционно-развивающее воздействие на память, внимание, мышление, наблюдательность и как следствие, речевую деятельность.

1.Словарно-орфографическая работа:

Уточнение и обогащение словаря, работа с математической терминологией.

Работа над правильным написанием и произношением математических терминов (запиши слова, вставь пропущенные буквы «нум….рация, выч…..тание, ед….ца, сл…..жение», исправь ошибку «сл а жение, д и литель», упражнения на составление правильных связных высказываний, задания на применение терминов: правильно-неправильно, определи:  верно или неверно данное  высказывание, прочитай выражение используя математические термины, прочитай выражение разными способами. На разных этапах урока работа проводится по- разному. Такой подход обеспечивает и коррекционно-развивающее воздействие на память, внимание, мышление, наблюдательность и как следствие, речевую деятельность.

2.Работа с задачами: Уточнение словаря в задачах, анализ содержания задачи, умение формулировать вопросы и ответы, объяснять ход решения задачи, составлять план решения задачи. Умение составлять задачу по краткой записи, картине, таблице, схеме, диаграмме. Если задача составная, в 3,4 действия, желательно записать её краткое условие. Например: На книжной выставке представлены 1376 книг. Из них учебников для младших школьников - 156 экземпляров, для старших школьников в 3 раза больше, чем для младших, а учебников для студентов столько сколько для младших и старших школьников вместе.   Остальные книги для учителей. Сколько книг для учителей представлено на выставке? Сначала  работаем со словарем, слово « экземпляр», каким словом можно заменить? Книга, штука, том. Развиваю устную речь. Затем работаем по содержанию задачи. Потом обращаем внимание на главный  вопрос задачи. Он поможет нам грамотно сформулировать другие вопросы.

2.Работа с задачами:

Уточнение словаря в задачах, анализ содержания задачи, умение формулировать вопросы и ответы, объяснять ход решения задачи, составлять план решения задачи. Умение составлять задачу по краткой записи, картине, таблице, схеме, диаграмме. Если задача составная, в 3,4 действия, желательно записать её краткое условие. Например:

На книжной выставке представлены 1376 книг. Из них учебников для младших школьников - 156 экземпляров, для старших школьников в 3 раза больше, чем для младших, а учебников для студентов столько сколько для младших и старших школьников вместе.   Остальные книги для учителей. Сколько книг для учителей представлено на выставке?

Сначала  работаем со словарем, слово « экземпляр», каким словом можно заменить? Книга, штука, том. Развиваю устную речь. Затем работаем по содержанию задачи. Потом обращаем внимание на главный  вопрос задачи. Он поможет нам грамотно сформулировать другие вопросы.

   ЗАДАЧА: всего-1376 книг                                     Для младших школьников-156 книг Для старших школьников -? в 3 раза больше Для студентов -? столько сколько для младших и старших школьников. Для учителей -  ? остальные книги. Сколько книг для учителей представлено на выставке? На протяжении всего решения задачи мы учим детей формулировать точно грамотно вопросы, отправной точкой для формулировки вопросов и ответов - главный вопрос задачи. Такой подход обеспечивает коррекционно - развивающее воздействие на память, мышление и как следствие, речевую деятельность.

ЗАДАЧА: всего-1376 книг                                    

Для младших школьников-156 книг

Для старших школьников -? в 3 раза больше

Для студентов -? столько сколько для младших и старших школьников.

Для учителей -  ? остальные книги.

Сколько книг для учителей представлено на выставке?

На протяжении всего решения задачи мы учим детей формулировать точно грамотно вопросы, отправной точкой для формулировки вопросов и ответов - главный вопрос задачи. Такой подход обеспечивает коррекционно - развивающее воздействие на память, мышление и как следствие, речевую деятельность.

3.Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью: Ответы на вопросы  учителя, комментирование  выполняемых действий. Например, план ответа «Характеристика целого числа». 1. Прочитай число. 2. Это число (чётное, нечетное). 3. Это число 1, 2 3 значное. 4. В этом числе: единиц….десятков…сотен…. 5. Это число ( простое, составное). 4. Речевая модель ответа: По опорной таблице даётся модель ответа, т.е на поставленный вопрос ученик должен самостоятельно дать ответ. Например: алгоритм нахождение неизвестного слагаемого.

3.Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью:

Ответы на вопросы  учителя, комментирование  выполняемых действий. Например, план ответа «Характеристика целого числа».

1. Прочитай число.

2. Это число (чётное, нечетное).

3. Это число 1, 2 3 значное.

4. В этом числе: единиц….десятков…сотен….

5. Это число ( простое, составное).

4. Речевая модель ответа:

По опорной таблице даётся модель ответа, т.е на поставленный вопрос ученик должен самостоятельно дать ответ. Например: алгоритм нахождение неизвестного слагаемого.

Развивать устную речь у детей необходимо не только при решении задач, но и при решении примеров. Например: 2937х 42=123354 Как  по - другому  можно прочитать пример? Также по - разному читаем примеры на сложение, вычитание, деление. Обязательно добиваемся полных ответов и повторяем, заодно название компонентов всех четырех действий.

Развивать устную речь у детей необходимо не только при решении задач, но и при решении примеров.

Например: 2937х 42=123354

Как  по - другому  можно прочитать пример?

Также по - разному читаем примеры на сложение, вычитание, деление. Обязательно добиваемся полных ответов и повторяем, заодно название компонентов всех четырех действий.

5. Развитие словесно- логического мышления: Установление логических связей и их объяснение (например, соотношения в задачах: «увеличить на» «уменьшить на», «увеличить в несколько раз, процентные соотношения), работа с чертежами на уроках геометрии, решение задач на движение, вычисление цены, количества, стоимости., использование межпредметных  связей, умение работать с тестами, проведение интегрированных уроков. 6.Письменная речь: Умение  записывать дату, тему урока, умение списывать с доски, умение записывать вопросы, ответ к  решению задачи, писать математические термины умение работать с тестами.

5. Развитие словесно- логического мышления:

Установление логических связей и их объяснение (например, соотношения в задачах: «увеличить на» «уменьшить на», «увеличить в несколько раз, процентные соотношения), работа с чертежами на уроках геометрии, решение задач на движение, вычисление цены, количества, стоимости., использование межпредметных  связей, умение работать с тестами, проведение интегрированных уроков.

6.Письменная речь:

Умение  записывать дату, тему урока, умение списывать с доски, умение записывать вопросы, ответ к  решению задачи, писать математические термины умение работать с тестами.

Развивая математическую речь учащихся, мы развиваем мышление умственно отсталого ребёнка, обогащаем его словарь, осуществляем коррекцию недостатков.

Сходные по смыслу выражения,  плохо различимые слова – сопоставлять в письменном виде.

Требовать от учащихся полных, распространённых ответов.

При выявлении затруднений у учащихся, разработать меры индивидуальной коррекции.

Осуществлять общую и индивидуальную коррекцию на одном и том же учебном материале и  в одно и то же время.

Общую коррекцию проводить фронтально, индивидуальную коррекцию проводить с отдельным учеником или с  небольшой группой.

Однотипному  материалу  на уроке придавать занимательную форму.

Использовать дидактические игры, созданные специально в обучающих целях.

Проводить обобщающие уроки, для систематизации и углубления знаний по предмету.

Не подавлять речевую активность учеников, а наоборот, активизировать речь, поддерживать и тактично исправлять неточности.

Работа по развитию речи должна вестись на протяжении всего урока с обязательным подведением итогов.

Заключение:

Создание условий  для  повышения речевой мотивации – одно из важнейших условий развития речи учащихся на уроках математики. Работа над развитием речи на уроках поможет получить математические представления умственно отсталым школьникам, развив при этом их речь.

Дидактический синквейн 1 строка —тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2 строка —два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3 строка —образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта. 4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.( На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы) 5 строка —одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта. (Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение)

Дидактический синквейн

  • 1 строка —тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • 2 строка —два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • 3 строка —образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
  • 4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.( На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы)
  • 5 строка —одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта. (Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение)
ГЕОГРАФИЯ

ГЕОГРАФИЯ

На уроках географии учитель должен учитывать не толь​ко содержательную сторону высказываний учащихся, но и форму построения фраз. Необходимо обращать внимание на то, как учащиеся поль​зуются речью при ответе на вопросы учителя, составлении связного высказывания, в общении между собой на практических работах, требуя четкости словесных выражений. Работа по развитию связной устной речи подразделяется на формирование диалогической и монологической речи. Диалогическая  речь предполагает умение принимать участие в беседе: отвечать на вопросы, правильно формулировать и задавать вопросы.  Монологическая речь  – самостоятельное изложение школьниками учебного материала с опорой на план, опорные слова, картину, таблицу, карту и т.п.

На уроках географии учитель должен учитывать не толь​ко содержательную сторону высказываний учащихся, но и форму построения фраз. Необходимо обращать внимание на то, как учащиеся поль​зуются речью при ответе на вопросы учителя, составлении связного высказывания, в общении между собой на практических работах, требуя четкости словесных выражений.

Работа по развитию связной устной речи подразделяется на формирование диалогической и монологической речи.

Диалогическая  речь предполагает умение принимать участие в беседе: отвечать на вопросы, правильно формулировать и задавать вопросы. 

Монологическая речь  – самостоятельное изложение школьниками учебного материала с опорой на план, опорные слова, картину, таблицу, карту и т.п.

Формирование диалогической речи .  На каждом уроке естественнонаучного цикла учитель помимо знакомства с географическими понятиями формирует у умственно отсталых школьников умения слушать и понимать обращенную речь, отвечать на вопросы и задавать их. Работа, направленная на развитие связной устной речи, практически на любом уроке начинается с упражнения уча​щихся в диалоге и завершается обобщением темы урока. Здесь основным вербальным методом является беседа учителя с учениками. Ее форма может быть непринужденной, не стеснен​ной строгими рамками полных ответов на вопросы.

Для диалога характерны простые, часто неполные предложения.

Подчас используются мимика, жесты, иногда реплики собеседников стимулируют к продолжению диалога. То есть требование полного ответа является необязательным.

Из практики известно, что если учитель в беседе всегда требует полный ответ, то некоторые умственно отсталые учащиеся пытаются запомнить формулировку самого вопроса, а не думают над его содержательной стороной, как на него ответить. Например, учитель спрашивает: «Какие природные зоны есть на территории России?». Ответ: «На территории России зоны природные есть….», а перечислить их не может.

Во время разъяснительной или обобщающей беседы учитель не должен обрывать ученика, если тот отвечает одним словом, но правильно по содержанию - это снижает речевую мотивацию школьника.

Выделяют 4 группы вопросов, которые чаще всего используются в беседе на уроках географии. 1. Информационные , для ответов на которые требуется знание и воспроизведение конкретных названий (например, столиц государств, , особенностей (климата), свойств (полезных ископаемых), состояний (воды), признаков (времен года), времени происшедших событий (первый полет человека в космос) и т.п. Такие вопросы часто начинаются со слов «какие» , «какой», «какая», «какое», «как называется…»,«перечислите, из чего состоит...», «когда происходило событие»,» назовите фамилии путешественников» и т.п. При ответе на такие вопросы возможно точное, но краткое изложение информации, т.е. педагогу не всегда следует требовать полного ответа, который формально повторяет часть вопроса.  (Какие животные обитают в зоне тундры? Кто руководил первой кругосветной экспедицией (первым кругосветным плаванием)? Где берёт начало река Волга?)

Выделяют 4 группы вопросов, которые чаще всего используются в беседе на уроках географии.

1. Информационные , для ответов на которые требуется знание и воспроизведение конкретных названий (например, столиц государств, , особенностей (климата), свойств (полезных ископаемых), состояний (воды), признаков (времен года), времени происшедших событий (первый полет человека в космос) и т.п. Такие вопросы часто начинаются со слов «какие» , «какой», «какая», «какое», «как называется…»,«перечислите, из чего состоит...», «когда происходило событие»,» назовите фамилии путешественников» и т.п. При ответе на такие вопросы возможно точное, но краткое изложение информации, т.е. педагогу не всегда следует требовать полного ответа, который формально повторяет часть вопроса.  (Какие животные обитают в зоне тундры? Кто руководил первой кругосветной экспедицией (первым кругосветным плаванием)? Где берёт начало река Волга?)

2.Вопросы, в ответах на которые  требуется  у точнение   информации   (Что вы делали на пришкольно-опытном участке?. За кем мы наблюдали на экскурсии? Какие ещё признаки горной реки вы знаете? Как люди используют реки?) 3. Вопросы, требующие ответа  в виде перечисления   последовательности действий   (Благодаря каким наблюдениям был сделан вывод о шарообразности Земли? Как происходит круговорот воды в природе?) 4.​ Вопросы, направленные на  сравнение п риродных объектов (явлений) или  установление причинно-следственных   зависимосте й.  (Чем декоративные рыбки отличаются от морских и речных рыб? Почему горные реки не используются для судоходства? Почему в зоне степей хорошо развито сельское хозяйство?) Вопросы, сгруппированные нами под №№ 2,3,4 , носят большую коррекционную нагрузку и, как правило, требуют полного, развернутого ответа.

2.Вопросы, в ответах на которые  требуется  у точнение   информации   (Что вы делали на пришкольно-опытном участке?. За кем мы наблюдали на экскурсии? Какие ещё признаки горной реки вы знаете? Как люди используют реки?)

3. Вопросы, требующие ответа  в виде перечисления   последовательности действий   (Благодаря каким наблюдениям был сделан вывод о шарообразности Земли? Как происходит круговорот воды в природе?)

4.​ Вопросы, направленные на  сравнение п риродных объектов (явлений) или  установление причинно-следственных   зависимосте й.  (Чем декоративные рыбки отличаются от морских и речных рыб?

Почему горные реки не используются для судоходства? Почему в зоне степей

хорошо развито сельское хозяйство?)

Вопросы, сгруппированные нами под №№ 2,3,4 , носят большую коррекционную нагрузку и, как правило, требуют полного, развернутого ответа.

Для поддержания внимания учащихся разные части беседы (начало, основная часть и её завершение) должны быть построены методически разнообразно.

Большое значение для обогащения словаря естествоведческой лексикой и развития связной устной речи имеют практические работы и наблюдения, проводимые как на уроке, так и в естественных условиях - на экскурсии. Наблюдая за природными объектами, школьники учатся анализировать, выделять их признаки, свойства, сравнивают объекты между собой, классифицируют их, устанавливают причинно-следственные отношения, учатся на доступном и конкретном материале делать простейшие выводы.

После экскурсий или практических работ следует проводить обоб​щающие беседы. Содержанием та​ких бесед должны быть закрепление и повторение новых тер​минов, а также развернутые, достаточно полные, мотивирован​ные и разнообразные по форме высказывания учащихся. Орга​низованная таким образом беседа проходит оживленно, школь​ники говорят «своими словами», приводят конкретные приме​ры из увиденного, т. е. обобщающая беседа способствует орга​низации активной речевой деятельности учащихся.

В процессе преподавания географии также важно специально учить детей не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов самими учениками — одна из форм выражения их речевой активности. Таким образом, правильно организованные вводные, разъяснительные, обобщающие беседы и беседы, сопровождающие предметно-практическую деятельность способствуют развитию диалогической речи умственно отсталых школьников.

Формирование монологической речи

Монолог – более сложный вид речевой деятельности, нежели диалог. Чтобы стать понятным слушающим, он должен быть цельным по смыслу, логичным, последовательным, связным по форме. Включение в устное речевое сообщение разных лексико-грамматических средств объединяет произнесенные предложения, делает их взаимозависимыми, связанными друг с другом.

А.К Аксенова отмечала, что нарушения монологической речи у умственно отсталых детей проявляются более рез​ко, чем диалогической. Для них характерно: « искажение логики и последовательно​сти высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи и др.»

От младших к старшим классам связная речь учащихся с нарушением интеллекта улучшается, но этого явно недостаточно Чтобы она стала полноценным средством общения, требуется проведение целенаправленной систематической специальной работы, в том числе и на уроках естественнонаучного цикла.

На уроках географии с целью развития связной устной речи большое значение следует предавать пересказу прочитанного текста и составлению устных описательно-повествовательных рассказов.

Например, план к пересказу статьи «Части реки. Равнинные и горные реки» 1​ Где начинается река? 2​ Как называется начало реки? 3) Как называют место впадения реки в море, озеро или другую реку? 4) Как называют углубление, по которому течет река? 5) Что такое притоки? 6) Как люди используют реки?

Например, план к пересказу статьи

«Части реки. Равнинные и горные реки»

1​ Где начинается река?

2​ Как называется начало реки?

3) Как называют место впадения реки в море, озеро или другую реку?

4) Как называют углубление, по которому течет река?

5) Что такое притоки?

6) Как люди используют реки?

На уроках географии также используются и другие  приёмы, направленные на развитие связной устной речи:

1 .Описание наблюдаемого объекта  (т.е. рассказ с опорой на наглядность)   Учитель, вместо вопросов, молча по​казывает на клюв, перья, ноги птицы или на корни, стебель, ли​стья растения, а учащиеся дают описание натурального объекта, чучела птицы, гербарного растения и т.п., то есть, наблюдаемого объекта.

2. Составление рассказа по картине (или серии сюжетных картин), по географической карте . Ученики рассматривают картину и описывают её по плану. Он может быть следующим:

Что изображено на переднем плане?

Что находится в центре?

Разбор составных частей главного объекта или предмета.

Что ёще изображено на картине? Слева? Справа? Вдали?

Как можно назвать картину?

Также можно предложить школьникам самостоятельно подобрать картинки или зарисовки к каждому пункту плана, а затем пересказать в соответствии с подобранными иллюстрациями.

В старших классах используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картине («В тундре», «На ферме» ), повествовательный рассказ по серии кар​тин («Река в разные времена года»,), рассказ по картине или серии картин, где требуется не простое пере​числение происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой («Открытие Колумбом Америки», «Первое кругосветное плавание»). В таком случае можно широко использовать составление коллективного рассказа: начало составляет учитель, заканчивает ученик или начинает один, другой ученик продолжает, третий заканчивает рассказ.

3.Составление рассказа по опорным словам  В зависимости от особенностей интеллектуального и речевого развития учащихся стимульный материал может быть сжатым, тогда в нем перечисляются только основные понятия. Например , «Составь рассказ по опорным словам: Реки, бытовые нужды, судоходство, сельское хозяйство, промышленность, рыболовство» .или развернутым, в таком случае даются все слова, необходимые для ответа. Школьники должны составить из них несколько предложений, использовать вербальную опору в необходимом падеже, числе, склонении. Например, «Составь рассказ по опорным словам: люди, используют реки, бытовые нужды, пути сообщения (судоходство), отдых, сельское хозяйство, полив, орошение, сплав леса, получение электроэнергии, промышленность, рыболовство, охрана Сходным видом работы является и восстановление деформированного текста. Ученикам можно предложить прочитать рассказ и расставить предложения в нужной последовательности. 

3.Составление рассказа по опорным словам 

В зависимости от особенностей интеллектуального и речевого развития учащихся стимульный материал может быть сжатым, тогда в нем перечисляются только основные понятия. Например , «Составь рассказ по опорным словам: Реки, бытовые нужды, судоходство, сельское хозяйство, промышленность, рыболовство»

.или развернутым, в таком случае даются все слова, необходимые для ответа. Школьники должны составить из них несколько предложений, использовать вербальную опору в необходимом падеже, числе, склонении. Например, «Составь рассказ по опорным словам: люди, используют реки, бытовые нужды, пути сообщения (судоходство), отдых, сельское хозяйство, полив, орошение, сплав леса, получение электроэнергии, промышленность, рыболовство, охрана

Сходным видом работы является и восстановление деформированного текста. Ученикам можно предложить прочитать рассказ и расставить предложения в нужной последовательности. 

4.Описание планируемой или проведенной практической работы, посещённой экскурсии. Широкие возможности для преодоления речевой замкнутости и развития у школьников с нарушениями интеллекта как уст​ной, так и письменной речи дают практические работы. Учащимся можно предложить рассказать о том, как они будут выполнять задание, спланировать ход его выполнения, назвать, каким инвентарем (инструментами) они будут пользоваться, каков будет конечный результат.   5.Составление рассказа на заданную тему.  Учащимся предлагается составить рассказ, используя материал, изученный на уроке или опираясь на личный опыт . Например. Расскажи, как надо ухаживать за рыбками в аквариуме .  Подобные виды рассказов можно предложить школьникам в качестве домашнего задания. Чтобы избежать однообразия в работе по составлению рассказа учитель географии может использовать различные виды планов, которые записывает на доске (индивидуальной карточке) или проецирует на экран.

4.Описание планируемой или проведенной практической работы, посещённой экскурсии.

Широкие возможности для преодоления речевой замкнутости и развития у школьников с нарушениями интеллекта как уст​ной, так и письменной речи дают практические работы. Учащимся можно предложить рассказать о том, как они будут выполнять задание, спланировать ход его выполнения, назвать, каким инвентарем (инструментами) они будут пользоваться, каков будет конечный результат. 

5.Составление рассказа на заданную тему.  Учащимся предлагается составить рассказ, используя материал, изученный на уроке или опираясь на личный опыт . Например. Расскажи, как надо ухаживать за рыбками в аквариуме .  Подобные виды рассказов можно предложить школьникам в качестве домашнего задания.

Чтобы избежать однообразия в работе по составлению рассказа учитель географии может использовать различные виды планов, которые записывает на доске (индивидуальной карточке) или проецирует на экран.

Составление рассказа по словесному плану в виде назывных или вопросительных предложений 1.Географическое положение 2.Климат 3.Растительный мир 4.Животный мир. 5.Основные занятия населения Или 1. Какой климат в зоне тундры? 2.Какие животные обитают в зоне тундры? 3.Как приспособились звери к суровому климату? 4. Как приспособились птицы к климату тундры? Составление рассказа по плану в виде незаконченных предложений .  Такой вид работы чаще используется для слабого состава класса или при составлении обобщающего рассказа. Например. План по теме «Животные зоны тундры»: В зоне тундры суровый…. Там длинная холодная ……. В тундре обитают …. У всех зверей густой …… У птиц …… и т.д.

Составление рассказа по словесному плану в виде назывных или вопросительных предложений

1.Географическое положение

2.Климат

3.Растительный мир

4.Животный мир.

5.Основные занятия населения

Или

1. Какой климат в зоне тундры?

2.Какие животные обитают в зоне тундры?

3.Как приспособились звери к суровому климату?

4. Как приспособились птицы к климату тундры?

Составление рассказа по плану в виде незаконченных предложений .  Такой вид работы чаще используется для слабого состава класса или при составлении обобщающего рассказа.

Например. План по теме «Животные зоны тундры»:

В зоне тундры суровый…. Там длинная холодная ……. В тундре обитают …. У всех зверей густой …… У птиц …… и т.д.

Составление рассказа схематическому (символическому) плану В педагогической практике с целью обучения школьников составлению рассказов используются разные виды схем. Это схемы, которые графически изображают изучаемые объекты (схема вулкана, схема реки,), и схемы, содержащие краткую информацию или план ответа. Схемы второго вида включают природоведческие термины и обслуживающую лексику, входящие в устойчивые словосочетания. Ученик, опираясь на схему, рассказывает об изученном предмете или явлении. называется ____________ Река берёт начало___________ протекает по___________ впадает в ______________ 6.Составление рассказа по заданному началу Учитель может записать на доске или на индивидуальных карточках начало рассказа и предложить школьникам его продолжить.  Например, В солнечный майский день 5-классники пошли на экскурсию в лес. Коля и Тёма нарвали букетик ярких весенних цветов для учительницы. Но она …

Составление рассказа схематическому (символическому) плану

В педагогической практике с целью обучения школьников составлению рассказов используются разные виды схем. Это схемы, которые графически изображают изучаемые объекты (схема вулкана, схема реки,), и схемы, содержащие краткую информацию или план ответа. Схемы второго вида включают природоведческие термины и обслуживающую лексику, входящие в устойчивые словосочетания. Ученик, опираясь на схему, рассказывает об изученном предмете или явлении.

называется ____________

Река берёт начало___________

протекает по___________

впадает в ______________

6.Составление рассказа по заданному началу

Учитель может записать на доске или на индивидуальных карточках начало рассказа и предложить школьникам его продолжить.  Например, В солнечный майский день 5-классники пошли на экскурсию в лес. Коля и Тёма нарвали букетик ярких весенних цветов для учительницы. Но она …

7. Коллективное составление рассказа  с помощью вопросов – это методический приём, который тоже используется на уроках географии. Педагог задаёт вопросы разной степени сложности, предполагающие участие в данном виде деятельности всех учащихся. Затем рассказать об изученном предмете или явлении может один из учеников. Например: Что дают растения человеку? Какое значение имеют растения для животных? Что произойдёт, если человек вырубит все деревья в лесу? Что случится, если человек будет собирать редкие растения, рвать цветы для букетов? Вывод: Итак, кроме формирования широкого круга знаний о России и других государствах, воспитании положительных качеств личности школьника, учитель географии должен методически грамотно работать над повышением речевой мотивации старшеклассников, развивать лексическую и грамматическую стороны их речи, учить связному высказыванию на материале изучаемых тем.

7. Коллективное составление рассказа  с помощью вопросов – это методический приём, который тоже используется на уроках географии. Педагог задаёт вопросы разной степени сложности, предполагающие участие в данном виде деятельности всех учащихся. Затем рассказать об изученном предмете или явлении может один из учеников.

Например: Что дают растения человеку? Какое значение имеют растения для животных? Что произойдёт, если человек вырубит все деревья в лесу? Что случится, если человек будет собирать редкие растения, рвать цветы для букетов?

Вывод:

Итак, кроме формирования широкого круга знаний о России и других государствах, воспитании положительных качеств личности школьника, учитель географии должен методически грамотно работать над повышением речевой мотивации старшеклассников, развивать лексическую и грамматическую стороны их речи, учить связному высказыванию на материале изучаемых тем.

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

Обогащение словарного запаса учащихся, обучение связной речи и развитие ее выразительности – это задачи, которые стоят перед учителем истории.

Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида, затрудняются самостоятельно последовательно излагать свои мысли, справляются с этим значительно лучше, когда учитель задают им вопросы.

Требования к вопросам беседы в специальной школе следующие:

  • Вопросы должны быть доступными, т.е. такими на которые могут ответить на основании имеющихся у них знаний, а не путем случайной догадки. ( Нельзя задавать вопросы такого типа : Кто, когда, и куда например повел народ?»,  подразумевая ответ : « Поп Гапон  9 января 1905 г. призвал народ отправиться к Зимнему дворцу»).
  •   Вопросы должны быть точными и определенными. Например, вместо вопроса: «Что вы знаете об Октябрьской революции?»  Следует спросить: « Как  партия руководила подготовкой восстания?», «Какие силы участвовали в штурме Зимнего дворца?».
  • Вопросы должны касаться существенных сторон изучаемых явлений. Например, в беседе о партизанской войне 1812 г. едва ли целесообразно ставить вопрос: «Сколько гусаров и сколько казаков было первоначально в отряде Д. Давыдова?».
  • Вопрос должен быть дидактически прост, логически однороден, должен ставить перед учащимися только одну задачу. Нельзя ставить сдвоенных и строенных вопросов ( исключение «Когда и где произошло событие?»)
  • Необходимо полностью отказаться от постановки вопросов подсказывающего характера.
  • Каждый последующий вопрос должен быть связан с предыдущим и логически, и хронологически.
  • Вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся. Однако использование вопросов в качестве средства,   облегчающего речевое высказывание ребенка, должно являться ступенью для перехода к изложению материала без них.
Бедность словарного запаса учащихся  и трудности усвоения ими исторических терминов требуют тщательной работы на уроке над словарными словами.  Для того, чтобы   обучающиеся лучше запомнили новые словарные слова и активно и правильно могли ими пользоваться, на этапе «Первичное закрепление материала» им можно предложить выполнить различные задания, например:

Бедность словарного запаса учащихся  и трудности усвоения ими исторических терминов требуют тщательной работы на уроке над словарными словами.  Для того, чтобы   обучающиеся лучше запомнили новые словарные слова и активно и правильно могли ими пользоваться, на этапе

«Первичное закрепление материала» им можно предложить выполнить различные задания, например:

Соотнесите термины и понятия с объяснениями А) ярлык А) государство, образованное                    на завоеванных русских землях Б) Золотая Орда               Б) господство одного народа над другими В) монголо-татарское иго   В) ханская грамота на право княжения    
  • Соотнесите термины и понятия с объяснениями

А) ярлык

А) государство, образованное                    на завоеванных русских землях

Б) Золотая Орда              

Б) господство одного народа над другими

В) монголо-татарское иго  

В) ханская грамота на право княжения

 

 

Разгадай ребус    100   лица,                           и100рия                         7я
  • Разгадай ребус

 

100   лица,                           и100рия                        

3. Заполните пропуски в предложениях           Самый старый, мудрый и уважаемый член общины это …….            … ..специально обработанная телячья кожа.

3. Заполните пропуски в предложениях

          Самый старый, мудрый и уважаемый член общины это …….

           … ..специально обработанная телячья кожа.

              4. Расшифруй анаграмму эльду                                  

     

        4. Расшифруй анаграмму

эльду                                  

Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания, особенно им нравится разгадывать ребусы и расшифровывать анаграммы.

Так за счет многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный исторический словарь учащихся.

          Для развития речи можно дать и такие задания как – объяснение слов и выражений. Например ( как вы понимаете фразу: « Пуля дурра. Штык молодец!», или «Что такое монголо-татарское иго?»).  Подбирать пословицы и поговорки по теме и просить учащихся их объяснить : «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Можно предложить детям подобрать к историческому термину родственные слова. Например ( к слову «крепостной», «семья», «дружина» и т. д.)

Развитию монологической речи учащихся с нарушением интеллекта помогают иллюстрации, исторические картины и другая наглядность. Внешние опоры можно использовать на разных этапах урока. При изучении нового материала, его закреплении, при повторении пройденного материала. Учащиеся седьмых  классов составляют рассказ по опорным словам, плану, с использованием иллюстративного материала. А вот  девятиклассники должны пытаться составить устный рассказ без наглядной опоры. Необходимо помнить, что чрезмерное использование вспомогательных средств  для речевого развития ребенка может стать тормозом в развитии его мышления и речи

На уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна вестись работа по развитию таких качеств речи учащихся , как :

А) содержательность          (правильное, полное конкретное освещение темы )

Б) логичность                       (последовательность изложения, обобщение                                                    

                                                фактов, формулирование выводов)  

В) богатство речи                  (образное, яркое выражение мыслей, чувств)

Г) правильность                     (соблюдение норм, литературного языка,            

                                                    чистота речи)

Д) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто и т. д.

Необходимо развивать и письменную речь учащихся. Это связано с тем, что на уроках истории они ведут записи в тетрадях (записывают темы, даты, имена исторических деятелей, важные выводы; составляют текстовые таблицы; ведут словарную работу; выполняют небольшие письменные работы).

Работа по развитию  учащихся с нарушением интеллекта – это работа длительная, кропотливая, требующая много сил, умений и терпения.                    

     

Составьте описательный рассказ по портрету Великого князя московского Дмитрия Ивановича (1350–1389), который вошел в русскую историю как победитель Мамая, святой князь Дмитрий Донской, государственный деятель, положивший начало единой и независимой России. 

Составьте описательный рассказ по портрету Великого князя московского Дмитрия Ивановича (1350–1389), который вошел в русскую историю как победитель Мамая, святой князь Дмитрий Донской, государственный деятель, положивший начало единой и независимой России.