«У человека тысяча граней, каждая из которых вспыхнет, загорится дивной красотой, если только прикоснуться умело и тонко к этой грани шлифовщику – воспитателю. Это мучительно сложно. Синхронность и радость воспитания заключается в том, чтобы у каждого найти именно эту грань.»
В.А. Сухомлинский
Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность, стремление к науке: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению
Н.А. Умов
Г лобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных , методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
П роисходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях , формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения , повседневной жизни.
А кцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах , быть открытым для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть , разглядеть способности ребёнка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.
Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и в последствии, в будущей профессиональной деятельности.
С егодня всё более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки, техники, производства.Как среди миллионов людей найти способных,талантливых,гениев ?
Ч еловек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершая ошибки на своём творческом пути, способен к их исправлению.
С ама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешить возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Г оворя о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности, причем продуктивной. Именно об этом сказал великий учёный Л.С. Выготский, когда написал: «Творчество на деле существует не только там, где создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
- В условиях перехода к личностно-ориентированному образованию особое значение приобретает проблема работы с одаренными учащимися.В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей»Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска,поддержки и сопровождения талантливых детей».
- Необходимо развивать творческую среду для выявления одаренных детей в каждой школе.Любому обществу нужны одаренные люди!
- К большому сожалению,далеко не каждый человек способен развивать свои способности.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта
Д.И. Писарев
Творчество — это деятельность,
результатом которой является
создание новых материальных и
духовных ценностей.
Будучи по своей сущности
культурно-историческим явлением,
творчество имеет
психологический аспект:
личностный и процессуальный.
Оно предполагает наличие
у личности способностей,
мотивов, знаний и умений ,
благодаря которым создается
продукт, отличающийся новизной,
оригинальностью, уникальностью.
Критерии творческой активности учащихся.
Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в виду развитие способностей и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт.
В таком случае уместно задать вопрос:
«Какие же конкретно формы деятельности должны прививать учителя своим
ученикам?».
Этот вопрос вызывает ещё
один:
«Установлены ли такие
виды и формы деятельности,
которые способствуют
созданию «продукта»
признаваемого «творческим »?
1.С высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками; 2. С развитым социальным интеллектом; 3. С познавательной Я – концепцией; 4. С с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения; 5. Обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора; 6. Умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью; 7. Умеющего рисковать; 8. Способного высказывать оригинальные идеи,
изобретать что-то новое; 9. С богатым воображением; 10. С развитой интуицией; 11. Воспринимающего неоднозначность вещей; 12. С высокими эстетическими ценностями.
1. Доброжелателен и чуток. 2. Разбирается в психологии детей, в том
числе одаренных. 3. Имеет высокий уровень интеллекта. 4. Имеет еще одно, кроме педагогического,
образование или хобби. 5. Широкий круг интересов и умений. 6. Имеет живой и активный характер. 7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму. 8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. 9. Имеет творческое мировоззрение. 10. Обладает жизнестойкостью. 11. Имеет позитивную Я – концепцию. 12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью. 13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. 14. Эмоциональная стабильность. 15. Коммуникабельность. 16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
■ реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании;
■ интеграции содержания и подходов;
■ использование новых технологий развивающего обучения;
■ специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении;
■ создании постоянных и проблемных творческих групп для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.
Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
- Интеллектуальные марафоны
- У чебные олимпиады
- Интеллектуальные олимпийские игры
- Творческие интеллектуальные конкурсы
- Семейные интеллектуальные брейн-ринги
- Интеллектуальные проекты
- Д ни открытых дверей
- Интеллектуальные клубы
- Кружки и занятия по интересам учащихся и т.д.
У ченик стал более осведомлённым, раскованным, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано и с тем, что изменился окружающий мир, и с тем, что изменились условия воспитания ребёнка в семье. С емья изначально ставит ребёнка в такие условия, в которых он, несомненно, должен проявить себя. Требования семьи вынуждают ребёнка быть инициативным в учебной деятельности, участвовать в самых разнообразных видах учебных и дополнительных знаний, что, постепенно, приводит к привычке проявлять себя творчески.
- Школьное образование предполагает ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в соответствии с особенностями (интеллектуальными, психологическими, физическими) каждого ученика.
- Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады.
Р азвитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15) лет тесно связано с развитием творческих способностей . П ик интеллектуального развития достигается учеником в 12 лет. Однако, это не значит, что 12-ти годами процесс творчества заканчивается, он только начинается. Именно в этом возрасте начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.
Л.С. Выготский отмечал, что
« Творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста ».
С таршеклассников отличает то, что они открывают для себя свой внутренний мир и определяют его содержание. С одержание внутреннего мира старшеклассника напрямую связанно с тем будущим, к которому он себя готовит. Именно это будущее определяет его пристрастия, интересы, потребности, привязанности. Старшеклассники испытывают потребность в людях, умениям и достижениям которых они хотели бы следовать в свой жизни.
О
Олимпиады
Для меня олимпиада – это возможность самостоятельно решать поставленную проблему. Самостоятельная работа даёт возможность проверить себя, свои способности, умозаключения, выводы. Мне всегда интересно, когда олимпиада даёт возможность планировать своё продвижение вперёд в той или иной теме, когда педагог использует виды работ, которые соответствует моим возможностям и умениям.
Марина К., 17 лет
1.Условия подготовки к олимпиадам:
- 1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету. Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению мат ериала учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Одновременно с выявлением отдельных школьников должно происходить создание творческой группы, команды готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
- 2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение её удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, факультативы, посещение библиотек.
- 3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий. Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.
Принципы при подготовке к олимпиаде:
1 . Максимальная самостоятельность.
2. Активность знаний.
3 . Принцип опережающего уровня сложности.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
5.Индивидуальный подход.
6. Психологический принцип.
Работа на уроке:
- 1.Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока:
- На уроке всегда можно найти место заданиям, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме. Если выполнять действия по порядку, на это потребуется много времени. А время на олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на решение других задач. При решении текстовых задач можно предлагать учащимся задачи, которые были на олимпиадах различного уровня.
- 2.Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке.
- Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера.
- 3.Творческие и олимпиадные домашние задания:
- Один из путей подготовки к олимпиадам - задания на дом типа: составь задачу, аналогичную составленной в классе, придумайте ребусы по теме, составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.), придумайте задачу-сказку по теме и т.п. В качестве домашнего задания можно предложить домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. (Рекомендации учащимся: пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно).
Внеклассная работа:
- Каждый учитель под внеклассной работой понимает необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Можно выделить следующие три вида внеклассной работы.
- Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, в зависимости от способностей и знаний ученика.
- Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся - факультативы, кружки. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их предметных способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.
- Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом: научно - практические конференции, предметные недели, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.
Применение ИКТ в современном учебном процессе:
- Использование информационно коммуникационных технологий во внеклассной работе дает возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения. Использование информационно-компьютерных технологий способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам. При подготовке к олимпиадам необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, а учить учиться. В работе можно опираться на интернет источники, позволяющие разнообразить теоретический материал и практические задания. Учащимся рекомендовать сайты для использования, содержащие теоретический материал по разнообразным темам, олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы.
Н е зря ведь великим Сократом было сказано, « что человек может постичь только то, до чего додумался сам, а поиск истины возможен только в свободном обмене мнениями ».
Рекомендации учителям, работающим над подготовкой одаренных детей к олимпиадам :
1. Необходимо усиливать теоретическую подготовку одаренных детей .
2. При подготовке уделять особое внимание нестандартным задачам.
3. Усилить изучение внепрограммного материала.
4. Создавать индивидуальные траектории подготовки к олимпиадам.
5. Готовить задачи с измененным условием.
6. Развивать мышление одаренных детей.
7 . Формировать навыки исследования .
8 . Использовать склонность одаренных детей к самообучению
Рекомендации участнику олимпиады:
- 1. Внимательно изучи текст предложенных зад аний.
- 2. Приступай к решению т ех зада ний , котор ые каж у тся тебе более доступн ыми .
- 3. Помни: на олимпиаде «лёгких» задач не бывает. Ищи «изюминку»!
- 4. Если задание вызывает трудности, попробуй упростить е го условие, посмотреть частные или предельные случаи.
- 5. Решил задачу - сразу оформляйте её решение. Это поможет тебе проверить логику и освободить мысли для других задач.
- 6. Если задание не получается, оставьте е го на время и переходите к друг ому .
- 7. Зада ние становится проще, если е го окружить родственными вопросами.
Успешное выступление на олимпиаде предполагает:
- а) психологическую подготовку учащегося к выполнению нестандартных заданий;
- б) одарённость;
- в) умение собраться, сконцентрироваться на выполнение нескольких заданий за определённый промежуток времени;
- г) грамотность учащегося, умение строго записать решение задачи;
- д) успешное овладение учеником изучаемых разделов предмета.
- «ЕСЛИ ТЕБЯ НЕ НАГРАДИЛИ, ТО НИ В КОЕЙ МЕРЕ НЕ СЧИТАЙ СЕБЯ «ПОБЕЖДЕННЫМ», - ОЛИМПИАДА НЕ ЗНАЕТ ТАКОГО ТЕРМИНА!