Калимбетова Мария Викторовна
МАДОУ «Гамовский детский сад «Мозаика»
с.Гамово, Пермский район
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ. РИСОВАНИЕ НА ПЕНЕ.
На сегодняшний день все дошкольные образовательные учреждения направлено на реализацию федерального государственного образовательного стандарта( далее ФГОС). В концепции ФГОС в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОУ одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.
Каждый педагог индивидуально подбирает формы и методы для реализации данного направления с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.
Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.
Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).
При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и нетрадиционное рисованием.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Наблюдение за детьми дошкольного возраста показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.
Цель представленной работы: изучение развития художественно-творческих способностей в процессе рисования нетрадиционными техниками.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;
2. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования;
3. Разработка путей развития творческих способностей в области нетрадиционного рисования;
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других.
Понятие «продуктивная деятельность» введено И. Кантом. Дальнейшее развитие понятие получило в работах Фихте И.Г., который описывал продуктивный процесс как перевод некоторой неопределенности в определенность, а полученный результат – продукт является рефлексией созданного образа.
К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности (рисование, лепка, конструирование).
В словарной статье Б.Г. Мещеряков [1; 139] определил понятие продуктивной деятельности (детской) как деятельности ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность.
Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.
Большое внимание уделил разработке проблемы способностей С.Л. Рубинштейн в своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и сознание». С.Л. Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённой деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения. В основе способностей, по С.Л. Рубинштейну, лежат «наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков». Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека «Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как предпосылка».
Очень ценной является мысль С.Л. Рубинштейна о том, что способность представляет собой сложное синтетическое образование личности.
Н.С. Лейтес справедливо подчёркивает, что «чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности». Н.С. Лейтесу принадлежит также глава о способностях в учебнике «Психология». В ней в основном воспроизводятся способности как условия успешного выполнения деятельности, сочетания способностей, обеспечивающие успешность, способности людей как продукт истории, развитие способностей в процессе деятельности, отношения способностей и задатков и т.п.
Как доказывают современные исследования: Никитина А.В., Давыдова Г.Н., нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Комарова Т.С., писала, что изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе. Особое значение имеет рисование, как вид графической деятельности и основа изобразительного искусства, архитектуры, дизайна [6; 3].
В процессе рисования у детей совершенствуется наблюдательность, чувственно - двигательная координация, дети знакомятся с новыми материалами (краски, мелки, карандаш, бумага) и способами их использования, в ходе занятия у детей воспитываются нравственно - волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другу, преодолевать трудности и т.п. Во время занятия по рисованию дети обследуют предметы, выделяют их свойства (форму, цвет, величину), что способствует развитию чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства, а также рассматривают иллюстрации, репродукции картин, что положительно влияет на развитие связной речи.
Т.С. Комарова писала, что основная цель обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений [5; 5].
Нетрадиционные техники рисования способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, они становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что всё получится, и что получится красиво.
В детском саду значительное время уделяется рисованию как средству обучения изобразительному искусству. Рисование делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.
Предметное рисование
Г.Г. Григорьева писала, что в дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования [2; 159].
Во второй младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы и явления, усваивают способы изображения предметов округлой и прямоугольной формы.
Сюжетное рисование
Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Основная цель в сюжетном рисовании - сформировать у ребенка умение передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.
Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.
Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.
Декоративное рисование
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
В декоративном рисовании важно развивать у ребят умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения [4; 3].
Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных способов привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаге, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой, оттисками и др.), соединение различных способов рисования (красками и мелками, красками и свечкой, пластилином, использование трафаретов).
Как писалось ранее, традиционное рисование имеет огромное влияние на всестороннее развитие личности.
Как же нетрадиционные техники рисования способствуют развитию ребенка?
Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции.
Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования.
В-третьих, у детей развивается координация движений.
Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.
Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных способов привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаге, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой, оттисками и др.), соединение различных способов рисования (красками и мелками, красками и свечкой, пластилином, использование трафаретов).
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
При использовании кляксографии с трубочкой у ребенка незаметно для него, развиваются мышцы губ, что способствует правильному произношению некоторых звуков.
Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные техники рисования, так же как и классические техники, оказывают значение на развитие дошкольников.
Я использовала такие нетрадиционные техники как пластилинография, монотипия, граттаж и т.п. Так как я всегда нахожусь в поиске чего-то нового и интересного для детей я нашла интересную, новую технику, которую я назвала «пластилино-граттаж». Это соединение двух техник, таких как платилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе и граттаж - это способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью.
Пластилино-граттаж – это техника, принцип которой заключается в создании картины на пластилиновой основе и процарапывания по поверхности пластина рисунка с помощью стеки или скребка.
Положительные стороны: данная техника удобна тем, что она не такая маркая, как граттаж, и не требует длительной подготовки, что она способствует к получению быстрого результата. Так же стоит отметить, что в процессе деятельности у ребенка есть возможность откорректировать рисунок.
Замечательная нестандартная техника рисования – пластилино-граттаж, интересна всем детям, независимо от возраста, разница лишь в том, что малышам готовят исходный материал, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего два этапа.
Все перечисленные нетрадиционные техники интересны, разнообразны и используются в работе, но современное общество не стоит на месте, и каждый день появляется что-то новое. Я бы хотела рассказать о совершенно новой нетрадиционной технике – рисование пеной. Это завораживающий процесс превращения обычной пены для бритья в яркие, забавные и, безумно радующие детей, рисунки. Вариации использования пены различны. Это может быть рисование красками на пене и оттиск «пенного» рисунка на бумаге, смешивание гуаши и пены для создания разных цветов, рисование цветной пеной. В работе могут быть использованы шаблоны с контурами
животных, цветов, различных предметов, а так же чистые листы, где ребенок может нарисовать, что ему захочется.
Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.
На самом деле вариантов работы с пеной множество. Как использовать эту технику педагог может решить самостоятельно. Работу с пеной можно использовать как фрагмент НОД по познавательному развитию, как отдельную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию, а также как опытно-экспериментальную работу по смешиванию красок. Говоря о последнем, восторг будет не только у детей, но и у педагогов ДОУ.
Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!
Пена для бритья создает неповторимую базу для рисования. Детям очень нравится эта нетрадиционная техника рисования. Этот способ позволяет развивать фантазию, творчество и воображение.
С детьми группы мы работали в данной технике и первая наша работа это создания детского шедевра: «Монотипия»:
Слово «монотипия» происходит от двух греческих слов — «моно» — один, и «типос» — отпечаток. То есть — это такой вид нетрадиционной техники рисования, при котором получается всего один уникальный отпечаток. Разновидностей монотипии очень много.
Хочется отметить плюсы рисования на пене во первых рисунок можно повторить, и не надо наносить его снова. Сама текстура пены очень нравиться детям тут можно и исследовать и рисовать. Например перед рисованием можно предложить ребенку поиграть с пеной – прикасаться к ней ладошкой и убирать, пропустить ее между пальцами, набрать в ладошку и сжимать и разжимать кулачок. Расслабление пальчиков и ладошек, необычные приятные ощущения , полезные для сенсорного развития ребенка обеспечены. Так же можно и попросить рассказать про ощущения вот вам и развития речи, когда ребенок начнет рассказывать свои впечатления.
На самом деле вариантов работы с пеной множество, я предложила базовые. Как использовать эту технику педагог может решить самостоятельно. Работу с пеной можно использовать как фрагмент НОД по познавательному развитию, как отдельную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию, а также как опытно-экспериментальную работу по смешиванию красок. Говоря о последнем, восторг будет не только у детей, но и у педагогов ДОУ.
Нетрадиционная техника – рисование пеной, направлена на развитие и обогащение активного и пассивного словаря детей, способствует связной речи, развивает мышление и воображение, помогает в развитии мелкой моторики, формирует эстетический вкус.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что результат работы детей зависит от творческого воображения и креативности самого воспитателя, от его знаний, и личного стремления к саморазвитию. Покажите детям, что вам это нравится, зажгите в них познавательный интерес, и вы получите продукт, который удовлетворит всех участников процесса!
Нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников. Необычные методы воспитания, например, в рисовании заставляют детей мыслить, не стандартно тем самым развивают, у дошкольников нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом развивают интеллект. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребёнок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение. Творчество дошкольников основано на подражании и служит одним из главных факторов развития индивидуальных умений ребёнка. Оно является средством, умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития дошкольника. Творческие способности оказывают большое влияние на развитие ребенка. Нетрадиционные материалы привлекают ребенка. Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними будет работать. Связанные с комбинациями разных материалов у детей появляются новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить. В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник. Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 672с.
2. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г.Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 272 с.
3. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
4. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2016. – 688 с.
5. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1976. – 158 с.: с ил.
6. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. вкл.
7. Комарова, Т.С., Езикеева, Е.В., Лебедева Е.В. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся педагогических училищ – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.: с ил.
8. Косминская, В.Б., Васильева, Е.И., Халезова Н.С. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Электронный ресурс]/ В.Б.Косминская. – М.: Просвещение, 1997. - 253 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 10.05.2016).
9. Михалюта, И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru - (Дата обращения 16. 05. 2016).
10. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с. + 16с. цв. вкл.
11. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Электронный ресурс]/ А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. - 510 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 15. 04. 2016).
12. Погодина, С. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. - 53 - 62 с.
13. Прокопова, И.П. Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида [Электронный ресурс]. – 7 с. – Режим доступа: http://sch875.mskobr.ru prokopova_001.pdf - (Дата обращения 11. 04.2016).
14. Розанова, В.В. Краткий толковый словарь русского языка – 5-е изд., исп. и доп. / В.В.Розанова. – М.: Русский язык, 1988. – 255 с.: с ил.
15. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведения [Электронный ресурс]/ Г.А. Урунтаева– 5-е изд., перераб. и доп. / Г.А.Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru - (Дата обращения 16. 04. 2016).