СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей личности в условиях урочной и внеурочной деятельности. Практические приёмы работы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стнатья представлена из опыта работы в  начальной школе по изобразительному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей личности в условиях урочной и внеурочной деятельности. Практические приёмы работы»






Семинара учителей изобразительного искусства

общеобразовательных организаций

Шпаковского муниципального района







Развитие творческих способностей личности в условиях урочной и внеурочной деятельности.

Практические приёмы работы





Выступление Съединой Н.Н

Учитель ИЗО

МБОУ НОШ № 24













2019 год







Слайд 1

Развитие творческих способностей личности в условиях урочной и внеурочной деятельности.

Практические приёмы работы

Добрый день!

Своё выступление хочу начать с вопроса - Что такое «творчество»?

Слайд 2

Создание чего-то нового, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска. Значит, это новые знания – открытия, изобретения, конструирование, решение мудрёных задач, это искусство - стихи, рассказы, песни, музыка, театр, рисование и живопись, лепка, создание новых игр, новых слов и т. д.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Тема развития творческих способностей обучающихся представлена достаточно широко в педагогической литературе, но чаще всего акцент ставится на внеурочную деятельность по предмету и работу в рамках предметов эстетического цикла. Новизна данной работы состоит в ракурсе рассмотрения и понимания сути развития творческих способностей обучающихся: это процесс системный и непрерывный, направленный на ежедневное и ежеурочное формирование способностей каждого ученика.

Я представляю опыт своей работы в этом направлении .

Я думаю, что развитие ребенка и мотивация к познанию искусства начинается с того как ребенок научится видеть вокруг себя красоту. Красоту звука, красоту цвета и формы. Чтобы усилить воздействие изобразительного искусства на душу ребёнка я интегрирую различные виды искусства: музыку, литературу, театр. Сейчас я постараюсь раскрыть некоторые аспекты моей деятельности.

Целью использования музыкальных произведений на уроке является приобщение к культуре восприятия музыкального произведения, умение сопоставлять музыкальный образ с художественным.

  • Музыкальные произведения я использую на различных этапах урока. Музыка позволяет мне раскрыть образ изучаемой страны, характер народа, красоту природы, усиливает восприятие художественного образа при демонстрации репродукций с картин великих художников. Особенно ярко это просматривается на таких уроках как «Пейзаж родной земли», «Времена года», «Каждый народ художник» -4 класс

2 класс – «Осенний листопад», «Выражение разных состояний в природе»

3 класс – «Музеи мира»

  • Народная музыка дает возможность полнее раскрыть образ народа. Используя музыку я помогаю детям понять его душу, воспитываю в них гордость и уважение к народным обычаям и традициям. Перед детьми возникает целостная картина уклада жизни народов разных стран.

Моим ученикам нравится слушать русские песни, они с удовольствием учатся их понимать. У них значительно возрастает интерес к изучению русского костюма, облика русской деревни и города, когда в классе звучат русские напевы. При изучении темы «Весна. Шум птиц» они с удовольствием запоминают и исполняют заклички.

Слайд 4

Использование произведений художественной литературы позволяет мне приобщить детей к её богатствам, обогащает словарный запас, усиливает воздействие на личность ребёнка.

Каждый свой урок стараюсь наполнить литературными образами, отрывками из художественных произведений, стихами. Мои ученики хотя и малыши, но они легко перевоплощаются в героев сказок и былин. Анализируя литературное произведение, дети отражают его эмоциональное восприятие в цвете и с интересом работают над образами героев литературных произведений. При этом я и мои ученики становимся равноправными собеседниками, наблюдая, сопос­тавляя, рассматривая различные объекты реального и волшебного мира. Такой подход к организации учебной деятельности позволяет мне решать не только проблему эстетического воспитания. Но и развивать творческие способности и творческую личность

Слайд 5

  • Одна из интереснейших тем которая помогает развивать способности – тема театра. Это нетрадиционные уроки: экскурсия в театр, и творческие импровизации на уроке. Они позволяют мне раскрыть творческие способности детей. На этих уроках дети выступают в роли художника, актёра, сценариста, режиссера. Таким образом, они погружаются в мир театра. Для меня важно сблизить ребят. Помогает мне в этом то, что они многие работы выполняют сообща, предлагая порой неожиданные решения. Таким образом, радость творчества усиливается общностью переживаний. Результатом этой работы являются мини-спектакли.

Пожалуй, эти уроки одни из самых эмоциональных уроков 3 класса, где учащиеся раскрывают своё «Я» и овладевают различными навыками которые пригодятся им в дальнейшей жизни ( шитьё, конструирование, украшение предмера бусами, бисером, нитками и т.д первые навыки выступления на сцене – коммуникабельность)


Слайд 6

Каждый человек должен знать обычаи и традиции своего народа, знать его историю.

Одним из направлений моей работы является знакомство с национальными промыслами.

Слайд7

Это выражается в проектной деятельности, изготовлении творческих работ по мотивам русских народных промыслов.

В ходе работы над проектом мои ученики изучают культуру народов мира. Создавая образы дымковских и филимоновских игрушек, изучают историю своей родины. Результатом изучения гжели, хохломы, жостово становятся проекты «Моё ремесло». Познавая народные промыслы дети познают культуру страны ее историю, получают первоначальные навыки в росписи предмета.

Я стремлюсь, чтобы мои ученики на уроках делали открытия из увиденного и услышанного. Это позволяет ребятам раскрепоститься, учит их общаться друг с другом стать духовно богаче, раскрыть способности и показать свои знания. В этом мне помогает интеграция с другими предметами.



С целью развития творческих способностей к изучению своего предмета регулярно знакомлю учеников с раз­личными экспозициями и выставками музеев, дети интересуются историей их создания, биографией художников, дают свою оценку произведениям, рассказывают о своих впечатлениях. Результатом посещения музеев, стали рисунки и сочинения об увиденном в музее.

Глубже чувствовать красоту природы и архитектуры дети учатся чувствовать во время экскурсий, которые мы совершаем по нашему го­роду. Они развивают наблюдательность, вызывают у детей чувство любви к родному городу и гордость за свою малую родину.

Слайд 12

Важное место в развитии школьника занимают творческие игры на уроках. Я представлю вам те игры и упражнения, которые применяю на своих уроках.

Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.

Для тех же, кто с трудом справляется с простыми заданиями, предлагаю таблицы, схемы пошагового выполнения рисунка, карточки- задания.

Например: Задание по теме «Праздничный народный костюм», 4 класс будут выглядеть так:

  1. Обведи фигуру человека по шаблону, нарисуй и распиши национальный костюм по образцу.

  2. Нарисуй людей в национальной одежде, наклей рисунки на картон и вместе с группой составьте панно.

  3. Нарисуй людей в национальных костюмах, танцующих народный танец.

Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получают различные тесты

Предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, я попыталась предать тестам-заданиям по возможности игровую форму.

Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий "Чудесная линия"

Время исполнения заданий – 10 минут:

1. Тест-игра "Закорючка"

.

2. Тест-задание "Что попало в сеть?"

3. Тест-игра "Геометрический человек"

Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии».

Следующую серию заданий я объединила названием "Волшебная клякса"

1. Тест-задание "Дорисуй"

2. Тест "Игра в прятки"

Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной . Бесконечное разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов.

По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая.

1. Тест-задание "Отыщи картинку"

Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки – уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.

Упражнения (тесты) на развитие воображения.

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упражнение №1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упражнение №2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упражнение №3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упражнение №4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

1. Упражнения на нахождение изображения в пятнах.

а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.

б) На чистый лист наносят рисунок кистью, смоченный чистой водой, на воду посыпают марганцовку. Вступая в реакцию, марганец травит бумагу – получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой.

в) Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его.

г) Упражнение с ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец спускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находят образы и дописывают по воображению.

д) На стекло или полиэтиленовую пленку наносят произвольно световые пятна, затем делают оттиск на чистый лист, полученный образ дописывают по воображению.

Упражнение №5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упражнение №6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Упражнение №7

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

Упражнение №8

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

Выполняя простые упражнения, ученик приобретает способность к творческому воображению, у него появляется способность относиться к жизни, природе, другому человеку, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий художник.

Я считаю, что самым важным в работе с младшими школьниками является всеми доступными мне способами сформировать их позитивное отношение к школе, к учёбе, закрепить это отношение, чтобы это стало устойчивой платформой для их дальнейшего развития в учебном процессе, профессиональной деятельности и вообще в жизни.

Я думаю, что мне удалось показать вам, как я работаю в этом направлении над развитием творческих способностей. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Литература

  1. Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000. – 320 с.

  2. Святкова О. Развиваем творческие способности/ [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с.

  3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.






8