Семинара учителей изобразительного искусства
общеобразовательных организаций
Шпаковского муниципального района
Развитие творческих способностей личности в условиях урочной и внеурочной деятельности.
Практические приёмы работы
Выступление Съединой Н.Н
Учитель ИЗО
МБОУ НОШ № 24
2019 год
Слайд 1
Развитие творческих способностей личности в условиях урочной и внеурочной деятельности.
Практические приёмы работы
Добрый день!
Своё выступление хочу начать с вопроса - Что такое «творчество»?
Слайд 2
Создание чего-то нового, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска. Значит, это новые знания – открытия, изобретения, конструирование, решение мудрёных задач, это искусство - стихи, рассказы, песни, музыка, театр, рисование и живопись, лепка, создание новых игр, новых слов и т. д.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Тема развития творческих способностей обучающихся представлена достаточно широко в педагогической литературе, но чаще всего акцент ставится на внеурочную деятельность по предмету и работу в рамках предметов эстетического цикла. Новизна данной работы состоит в ракурсе рассмотрения и понимания сути развития творческих способностей обучающихся: это процесс системный и непрерывный, направленный на ежедневное и ежеурочное формирование способностей каждого ученика.
Я представляю опыт своей работы в этом направлении .
Я думаю, что развитие ребенка и мотивация к познанию искусства начинается с того как ребенок научится видеть вокруг себя красоту. Красоту звука, красоту цвета и формы. Чтобы усилить воздействие изобразительного искусства на душу ребёнка я интегрирую различные виды искусства: музыку, литературу, театр. Сейчас я постараюсь раскрыть некоторые аспекты моей деятельности.
Целью использования музыкальных произведений на уроке является приобщение к культуре восприятия музыкального произведения, умение сопоставлять музыкальный образ с художественным.
Музыкальные произведения я использую на различных этапах урока. Музыка позволяет мне раскрыть образ изучаемой страны, характер народа, красоту природы, усиливает восприятие художественного образа при демонстрации репродукций с картин великих художников. Особенно ярко это просматривается на таких уроках как «Пейзаж родной земли», «Времена года», «Каждый народ художник» -4 класс
2 класс – «Осенний листопад», «Выражение разных состояний в природе»
3 класс – «Музеи мира»
Моим ученикам нравится слушать русские песни, они с удовольствием учатся их понимать. У них значительно возрастает интерес к изучению русского костюма, облика русской деревни и города, когда в классе звучат русские напевы. При изучении темы «Весна. Шум птиц» они с удовольствием запоминают и исполняют заклички.
Слайд 4
Использование произведений художественной литературы позволяет мне приобщить детей к её богатствам, обогащает словарный запас, усиливает воздействие на личность ребёнка.
Каждый свой урок стараюсь наполнить литературными образами, отрывками из художественных произведений, стихами. Мои ученики хотя и малыши, но они легко перевоплощаются в героев сказок и былин. Анализируя литературное произведение, дети отражают его эмоциональное восприятие в цвете и с интересом работают над образами героев литературных произведений. При этом я и мои ученики становимся равноправными собеседниками, наблюдая, сопоставляя, рассматривая различные объекты реального и волшебного мира. Такой подход к организации учебной деятельности позволяет мне решать не только проблему эстетического воспитания. Но и развивать творческие способности и творческую личность
Слайд 5
Одна из интереснейших тем которая помогает развивать способности – тема театра. Это нетрадиционные уроки: экскурсия в театр, и творческие импровизации на уроке. Они позволяют мне раскрыть творческие способности детей. На этих уроках дети выступают в роли художника, актёра, сценариста, режиссера. Таким образом, они погружаются в мир театра. Для меня важно сблизить ребят. Помогает мне в этом то, что они многие работы выполняют сообща, предлагая порой неожиданные решения. Таким образом, радость творчества усиливается общностью переживаний. Результатом этой работы являются мини-спектакли.
Пожалуй, эти уроки одни из самых эмоциональных уроков 3 класса, где учащиеся раскрывают своё «Я» и овладевают различными навыками которые пригодятся им в дальнейшей жизни ( шитьё, конструирование, украшение предмера бусами, бисером, нитками и т.д первые навыки выступления на сцене – коммуникабельность)
Слайд 6
Каждый человек должен знать обычаи и традиции своего народа, знать его историю.
Одним из направлений моей работы является знакомство с национальными промыслами.
Слайд7
Это выражается в проектной деятельности, изготовлении творческих работ по мотивам русских народных промыслов.
В ходе работы над проектом мои ученики изучают культуру народов мира. Создавая образы дымковских и филимоновских игрушек, изучают историю своей родины. Результатом изучения гжели, хохломы, жостово становятся проекты «Моё ремесло». Познавая народные промыслы дети познают культуру страны ее историю, получают первоначальные навыки в росписи предмета.
Я стремлюсь, чтобы мои ученики на уроках делали открытия из увиденного и услышанного. Это позволяет ребятам раскрепоститься, учит их общаться друг с другом стать духовно богаче, раскрыть способности и показать свои знания. В этом мне помогает интеграция с другими предметами.
С целью развития творческих способностей к изучению своего предмета регулярно знакомлю учеников с различными экспозициями и выставками музеев, дети интересуются историей их создания, биографией художников, дают свою оценку произведениям, рассказывают о своих впечатлениях. Результатом посещения музеев, стали рисунки и сочинения об увиденном в музее.
Глубже чувствовать красоту природы и архитектуры дети учатся чувствовать во время экскурсий, которые мы совершаем по нашему городу. Они развивают наблюдательность, вызывают у детей чувство любви к родному городу и гордость за свою малую родину.
Слайд 12
Важное место в развитии школьника занимают творческие игры на уроках. Я представлю вам те игры и упражнения, которые применяю на своих уроках.
Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.
Для тех же, кто с трудом справляется с простыми заданиями, предлагаю таблицы, схемы пошагового выполнения рисунка, карточки- задания.
Например: Задание по теме «Праздничный народный костюм», 4 класс будут выглядеть так:
Обведи фигуру человека по шаблону, нарисуй и распиши национальный костюм по образцу.
Нарисуй людей в национальной одежде, наклей рисунки на картон и вместе с группой составьте панно.
Нарисуй людей в национальных костюмах, танцующих народный танец.
Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получают различные тесты
Предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, я попыталась предать тестам-заданиям по возможности игровую форму.
Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий "Чудесная линия"
Время исполнения заданий – 10 минут:
1. Тест-игра "Закорючка"
.
2. Тест-задание "Что попало в сеть?"
3. Тест-игра "Геометрический человек"
Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии».
Следующую серию заданий я объединила названием "Волшебная клякса"
1. Тест-задание "Дорисуй"
2. Тест "Игра в прятки"
Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной . Бесконечное разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов.
По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая.
1. Тест-задание "Отыщи картинку"
Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки – уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.
Упражнения (тесты) на развитие воображения.
Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.
Упражнение №1
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
Упражнение №2
Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
Упражнение №3
Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.
Упражнение №4
Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.
1. Упражнения на нахождение изображения в пятнах.
а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.
б) На чистый лист наносят рисунок кистью, смоченный чистой водой, на воду посыпают марганцовку. Вступая в реакцию, марганец травит бумагу – получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой.
в) Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его.
г) Упражнение с ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец спускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находят образы и дописывают по воображению.
д) На стекло или полиэтиленовую пленку наносят произвольно световые пятна, затем делают оттиск на чистый лист, полученный образ дописывают по воображению.
Упражнение №5
Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.
Упражнение №6
Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.
Упражнение №7
На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.
Упражнение №8
Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.
Выполняя простые упражнения, ученик приобретает способность к творческому воображению, у него появляется способность относиться к жизни, природе, другому человеку, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий художник.
Я считаю, что самым важным в работе с младшими школьниками является всеми доступными мне способами сформировать их позитивное отношение к школе, к учёбе, закрепить это отношение, чтобы это стало устойчивой платформой для их дальнейшего развития в учебном процессе, профессиональной деятельности и вообще в жизни.
Я думаю, что мне удалось показать вам, как я работаю в этом направлении над развитием творческих способностей. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Литература
Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000. – 320 с.
Святкова О. Развиваем творческие способности/ [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.
8