«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» Д. Дьюи
Бастракова Елена Владиславовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №75»
Методическая тема
Развитие творческих способностей младших школьников через использование интерактивного обучения
Обращение к данной теме вызвано возрастающей потребностью в личностях творческих, профессионально компетентных, социально мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях. Только такие люди могут реализовывать себя в любой сфере деятельности. Развитие творческих способностей – одно из условий формирования такой личности. Потому, это и одна из целей развития личности, заявленная в ФГОС.
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учеников, учеников друг с другом.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский,
В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков,
З.И. Калмыкова и др.) подчеркивают значение учебной
деятельности для формирования творческого мышления,
познавательной активности, накопления субъективного
опыта творческой поисковой деятельности
учащихся.
Цель: повышение уровня сформированности творческого мышления, творческого воображения, как основных компонентов творческих способностей младшего школьника с помощью интерактивного комплекса.
Задачи:
- обобщить и систематизировать основные подходы к изучению и развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста;
- развивать самостоятельное мышление, воображение, речь;
- развивать коммуникативные умения и навыки, помогать установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- воспитывать толерантное отношение друг другу, умение слушать и принимать точку зрения детей, высказывать свою точку зрения.
Предполагаемый результат
Интерактивное обучение окажет влияние на развитие творческих способностей младших школьников при соблюдении условий:
- учитель владеет методическими приемами работы с использованием компьютерных технологий;
- учитывает возрастные особенности младших школьников;
- использование интерактивного обучения носит системообразующий характер.
Методики:
- Методика организации компьютерного практикума .
- Методика использования творческих заданий.
- Методика использования обучающее-
контролирующих программ .
Диагностические методики
-Методика «Вербальная фантазия» Р.С.Немова.
Цель - изучить творческое воображение.
-Методика «Фигуры из скрепок» О.И. Моткова.
Цель – определить уровень продуктивности, гибкости и оригинальности мышления.
-Методика «Незавершенные фигуры» О.И. Моткова. Цель – изучить творческое мышление младших школьников.
Рисунок 1 -Уровень развития творческого воображения по методике Р.С. Немова «Вербальная фантазия» на констатирующем этапе
Рисунок 5 - Уровень развития творческого воображения по методике Р.С. Немова «Вербальная фантазия» на контрольном этапе
Рисунок 2 - Уровень развития продуктивности, гибкости и оригинальности мышления по методике О.И. Моткова «Фигуры из скрепок» на констатирующем этапе
Рисунок 6 - Уровень развития продуктивности, гибкости и оригинальности мышления по методике О.И. Моткова «Фигуры из скрепок» на контрольном этапе
Рисунок 3 - Уровень развития творческого мышления по методике О.И. Моткова «Незавершенные фигуры» на констатирующем этапе
Рисунок 7 - Уровень развития творческого мышления по методике О.И. Моткова «Незавершенные фигуры» на контрольном этапе
Рисунок 9 - Сравнительная диаграмма уровней творческих способностей на констатирующем и контрольном этапах