«Развитие творческих способностей обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».
В современное время развитие педагогической деятельности в школе требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Ведь, наша задача - воспитать всесторонне-гармонично- развитого человека, готового творчески и активно решать представленные перед ним задачи. Способного приносить пользу на благо общества, и при этом не теряя свою индивидуальность. Такое воспитание ребенок должен получать с детства. И школьный коллектив во многом способствует ему в этом.
Наша школа-интернат для детей, больных сколиозом имеет специфические особенности, характерные только для этого учреждения. Работа воспитателя также уникальна. Воспитатель должен учитывать не только степень и тяжесть заболевания, а все компенсаторные возможности, знать, какие обходные пути, дополнительные силы и способности ребенка можно развить, чтобы привести организм ребенка к победе.
На современном этапе, когда здоровому человеку нелегко реализовать себя в нашем обществе, юношам и девушкам, имеющим деформацию позвоночника, это сделать во много раз сложнее.
Известно, что легче адаптируется в любом обществе человек гармонично развитый. Немаловажной чертой гармонично развитой личности считаю творческую активность.
Исходя из вышесказанного, целью своей работы я определила: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».
Цель реализую через следующие задачи:
1.Побуждать учащихся к исследовательской и творческой деятельности.
2.Использовать новые технологии в процессе формирования творческой личности
3.Развивать индивидуальные способности, таланты.
4.Передавать учащимся социальный опыт, богатство духовной культуры народа, своеобразные черты гражданина.
5.Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Так как у наших детей не всегда есть возможность посещать дополнительные кружки вне стен нашей школы-интерната, то коллективно-творческая деятельность активно внедрена в воспитательную работу нашего учреждения.
Работа ведется в разных направлениях, но, учитывая тот факт, что из учащихся нашего класса сформирована дружина юных пожарных, то чаще всего мы выступаем в гражданско-патриотическом направлении и безопасности жизнедеятельности.
Ребята активно включаются в эту деятельность, мы проводим в нашей школе: выставки рисунков и поделок, викторины, литературные конкурсы, игры- квесты, выступления агитбригад с противопожарной тематикой, проведение классных и школьных праздников.
Организация коллективной деятельности школьников выполняет очень важную функцию – сближает учебную и внеучебную работу. Характер общения учащихся на уроках и во внеурочное время весьма различен. В результате остаются нереализованными все возможности формирования познавательной, творческой и общественной активности школьников.
Так что же такое КТД?
КТД – это коллективные творческие дела, направленные на сплочение класса, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.
КТД – форма работы, которая направлена на:
развитие творческой деятельности;
развитие интеллектуальных способностей;
реализацию коммуникационных потребностей;
обучение правилам и формам совместной работы.
Существуют три основных типа КТД:
представление;
малое творческое дело (МТД);
большое творческое дело (БТД)
БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.
МТД не требует предварительной подготовки от участников – все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильно называть зрителями.
Алгоритм организации КТД:
Определение педагогической цели КТД. То есть определить, какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения.
Определение контекста данного дела. Какие дела проходили до дела, и какие будут проходить после.
Определение содержания дела. Если дело большое (состоящее из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание - это та деятельность, которая будет проходить в течение КТД. То есть, содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.
Определение возраста и количества участников и согласование с ними факта проведения КТД.
Определение типа и формы дела.
Решение организационных проблем. Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т.д.
Проведение КТД.
Подведение итогов КТД. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка, фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела. Обработка – это подсчет ребят, которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов.
После этого происходит анализ дела с точки зрения организации – что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.
Для развития творческих способностей ребенка необходимо знать его увлечения и предпочтения, уровень мотивации к данной деятельности. Для этого использую педагогические наблюдения, беседы с детьми и их родителями, тестирование и анкетирование, опросы и т.д.
Очень часто в нашем классе проходят беседы- размышления, беседы- проблемные ситуации, где у учащихся формируются и закрепляются представления о дружбе, честности, ответственности, т.е. принятие нравственно- этических норм. Проигрываем жизненные ситуации и совместно ищем выход, обосновывая решение, прогнозируем последствия своих поступков и учимся предупреждать их.
Также, интересно происходят КТД, посвященные психологическим аспектам поведения, где дети ищут выходы из проблемных ситуаций с точки зрения пессимиста и оптимиста. Эта работа приучает детей, и в дальнейшем, искать и видеть позитивные стороны в любой ситуации.
Детям очень нравится готовиться и проводить внутриклассные и праздничные мероприятия, это снимает эмоциональную усталость, переключает их с учебной деятельности на творческую. Повышается значимость ученика в собственном мнении и в глазах одноклассников, способствует расширению способностей и возможностей.
В общешкольных праздниках развивается коллективная деятельность, которая развивает чувство ответственности: не подвести класс! Это обеспечивает формирование осознанной внутренней мотивации к творческому самовыражению.
Через КТД отлично реализуется трудовое воспитание: совместная генеральная уборка в классе, в раздевалке. В спальне - смена постельного белья, влажная уборка. Формируется ответственное, положительное отношение к труду и поддержанию здорового образа жизни.
Продолжать можно бесконечно, ведь коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни, основой которых является создание внешних условий, заменяющих методы воздействия, предусматривает новый, ненасильственный способ организации воспитания.
Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты. Здесь важен замысел коллективного творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят.
И подвести итог хотелось бы следующим высказыванием Джефа Раскина:
« Даже самый слабый из нас обладает присущим только ему талантом, который при своей кажущейся незначительности станет настоящим подарком для всего человечества, если им умело распорядиться».
И в этом мы призваны помочь нашим ученикам!
Литература
Иванова Н.В. Возможные приёмы сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.// Нач. школа. - 2006. - № 3. – С. 16 – 20.
Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.
Шараборова Ю.Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности.// Классный руководитель. – 2002. - № 6. – С. 111 – 113.
Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис – пресс, 2007.
Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.
Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. С. 148.
Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.