СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллективно-творческая деятельность, как важный способ развития творческого потенциала учащихся. Из личного опыта.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».»

«Развитие творческих способностей обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».


В современное время развитие педагогической деятельности в школе требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Ведь, наша задача - воспитать всесторонне-гармонично- развитого человека, готового творчески и активно решать представленные перед ним задачи. Способного приносить пользу на благо общества, и при этом не теряя свою индивидуальность. Такое воспитание ребенок должен получать с детства. И школьный коллектив во многом способствует ему в этом.

Наша школа-интернат для детей, больных сколиозом имеет специфические особенности, характерные только для этого учреждения. Работа воспитателя также уникальна. Воспитатель должен учитывать не только степень и тяжесть заболевания, а все компенсаторные возможности, знать, какие обходные пути, дополнительные силы и способности ребенка можно развить, чтобы привести организм ребенка к победе.

На современном этапе, когда здоровому человеку нелегко реализовать себя в нашем обществе, юношам и девушкам, имеющим деформацию позвоночника, это сделать во много раз сложнее.

Известно, что легче адаптируется в любом обществе человек гармонично развитый. Немаловажной чертой гармонично развитой личности считаю творческую активность.

Исходя из вышесказанного, целью своей работы я определила: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях санаторной школы - интернат через КТД».

Цель реализую через следующие задачи:


1.Побуждать учащихся к исследовательской и творческой деятельности.

2.Использовать новые технологии в процессе формирования творческой личности

3.Развивать индивидуальные способности, таланты.

4.Передавать учащимся социальный опыт, богатство духовной культуры народа, своеобразные черты гражданина.

5.Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Так как у наших детей не всегда есть возможность посещать дополнительные кружки вне стен нашей школы-интерната, то коллективно-творческая деятельность активно внедрена в воспитательную работу нашего учреждения.

Работа ведется в разных направлениях, но, учитывая тот факт, что из учащихся нашего класса сформирована дружина юных пожарных, то чаще всего мы выступаем в гражданско-патриотическом направлении и безопасности жизнедеятельности.

Ребята активно включаются в эту деятельность, мы проводим в нашей школе: выставки рисунков и поделок, викторины, литературные конкурсы, игры- квесты, выступления агитбригад с противопожарной тематикой, проведение классных и школьных праздников.

Организация коллективной деятельности школьников выполняет очень важную функцию – сближает учебную и внеучебную работу. Характер общения учащихся на уроках и во внеурочное время весьма различен. В результате остаются нереализованными все возможности формирования познавательной, творческой и общественной активности школьников.

Так что же такое КТД? 

КТД – это коллективные творческие дела, направленные на сплочение класса, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.

КТД – форма работы, которая направлена на:

  • развитие творческой деятельности;

  • развитие интеллектуальных способностей;

  • реализацию коммуникационных потребностей;

  • обучение правилам и формам совместной работы.

Существуют три основных типа КТД:

  • представление;

  • малое творческое дело (МТД);

  • большое творческое дело (БТД)

БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

МТД не требует предварительной подготовки от участников – все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильно называть зрителями.

Алгоритм организации КТД:

  1. Определение педагогической цели КТД. То есть определить, какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения.

  2. Определение контекста данного дела. Какие дела проходили до дела, и какие будут проходить после.

  3. Определение содержания дела. Если дело большое (состоящее из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание - это та деятельность, которая будет проходить в течение КТД. То есть, содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.

  4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факта проведения КТД.

  5. Определение типа и формы дела.

  6. Решение организационных проблем. Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т.д.

  7. Проведение КТД.

  8. Подведение итогов КТД. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка, фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела. Обработка – это подсчет ребят, которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов.

После этого происходит анализ дела с точки зрения организации – что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.

Для развития творческих способностей ребенка необходимо знать его увлечения и предпочтения, уровень мотивации к данной деятельности. Для этого использую педагогические наблюдения, беседы с детьми и их родителями, тестирование и анкетирование, опросы и т.д.

Очень часто в нашем классе проходят беседы- размышления, беседы- проблемные ситуации, где у учащихся формируются и закрепляются представления о дружбе, честности, ответственности, т.е. принятие нравственно- этических норм. Проигрываем жизненные ситуации и совместно ищем выход, обосновывая решение, прогнозируем последствия своих поступков и учимся предупреждать их.

Также, интересно происходят КТД, посвященные психологическим аспектам поведения, где дети ищут выходы из проблемных ситуаций с точки зрения пессимиста и оптимиста. Эта работа приучает детей, и в дальнейшем, искать и видеть позитивные стороны в любой ситуации.

Детям очень нравится готовиться и проводить внутриклассные и праздничные мероприятия, это снимает эмоциональную усталость, переключает их с учебной деятельности на творческую. Повышается значимость ученика в собственном мнении и в глазах одноклассников, способствует расширению способностей и возможностей.

В общешкольных праздниках развивается коллективная деятельность, которая развивает чувство ответственности: не подвести класс! Это обеспечивает формирование осознанной внутренней мотивации к творческому самовыражению.

Через КТД отлично реализуется трудовое воспитание: совместная генеральная уборка в классе, в раздевалке. В спальне - смена постельного белья, влажная уборка. Формируется ответственное, положительное отношение к труду и поддержанию здорового образа жизни.

Продолжать можно бесконечно, ведь коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни, основой которых является создание внешних условий, заменяющих методы воздействия, предусматривает новый, ненасильственный способ организации воспитания.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты. Здесь важен замысел коллективного творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят.

        И подвести итог хотелось бы следующим высказыванием Джефа Раскина:

        « Даже самый слабый из нас обладает присущим только ему талантом, который при своей кажущейся незначительности станет настоящим подарком для всего человечества, если им умело распорядиться».

И в этом мы призваны помочь нашим ученикам!




Литература



  1. Иванова Н.В. Возможные приёмы сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.// Нач. школа. - 2006. - № 3. – С. 16 – 20.

  2. Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.

  3. Шараборова Ю.Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности.// Классный руководитель. – 2002. - № 6. – С. 111 – 113.

  4. Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис – пресс, 2007.

  5. Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.

  6. Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. С. 148.

  7. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.