СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей студентов на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наше время – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива обучающихся.

Развитие обучающихся с помощью работы на компьютерах является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения. Задача современного учебного заведения: разработка и применение специальных методик направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей студентов на уроках информатики»

УДК 004

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ



Надежда Анатольевна Федоренко

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И.Бачурина»



Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее.

А. Франс



Аннотация. Наше время – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива обучающихся.

Развитие обучающихся с помощью работы на компьютерах является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения. Задача современного учебного заведения: разработка и применение специальных методик направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.


Ключевые слова: Компьютер; проект; метод проектов; творчество; информатика; мышление.


Компьютер как новое средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Перед каждым преподавателем информатики стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать студентов, сделать так, чтобы им нравилось то, что они делают. Только тогда студент с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу.  Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.

Важно, чтобы студенты были раскрепощены, вместе с преподавателем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и владение студентами компьютером определяет эффективность процесса обучения информатики, сколько готовность и желание обучающихся участвовать в общении. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение студенты знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их. [3]

Владение компьютером – важный инструмент познания мира. Познавая компьютер, познаем себя, познаем окружающий нас мир. Студенты должны осознать, что компьютер – это прежде всего инструмент, позволяющий эффективно решать многие задачи, регулярно возникающие в производственной и бытовой деятельности человека.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей студента дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у них формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы.

Введение творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Мы воспитываем личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности. [4]

На уроках информатики изучается много тем, на которых ученик может проявить свое творчество при изучении материала.

Возникает вопрос: «Каким из методов воспользоваться, чтобы заинтересовать студентов, и в тоже время развить их творческие способности?». В поисках ответа на данный вопрос, предлагаю метод проектов, который применяю на своих уроках. Данный метод предоставляет широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках информатики. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности студентов и основываться на их личном опыте.

Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает студента в процесс решения сложных проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. При выполнении каждого нового проекта студенты сталкиваются с различными задачами, которые нужно решить. От студента требуется умение систематизировать свои знания. Чтобы добиться успеха, ему необходимо добывать знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки студента, приобретенные на уроках информатики.

В проектной деятельности студент наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает свое мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяет подходить к работе творчески и нестандартно. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [2]

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на её разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, проявляется возможность на уроках информатики углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у обучающихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности. Работа над проектом:

- развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;

- прививает общую информационную культуру обучающегося;

- реализует индивидуальный подход в обучении;

- является платформой для реализации межпредметных связей.

На этапе изучения электронного процессора MS EXCEL студенты занимаются проектной деятельностью – это проект «Семейный бюджет», проект «Бизнес-план центра». С выполнением заданий на данной программе справляются и студенты, не имеющие навыков программирования. А в программе MS Access студенты создают проект «Библиотека».

При изучении темы «Основы сайтостроения» студенты изучают редакторы, с помощью которых создают собственные Web-сайты. Данная работа требует кропотливого труда, поэтому мы со студентами готовимся к ней на протяжении всего учебного года, так как эта работа совмещает в себе почти все темы рабочей программы. В конце года они защищают свои готовые проекты, рассказывают, какие задачи ставили перед собой во время создания работы, а также с какими проблемами столкнулись в ходе ее выполнения.

В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую обучающемуся как можно более полно раскрыть свои способности.

Воспитывая личность, которая может жить и совершенствоваться в постоянно меняющемся мире, личность не может существовать отдельно от общества, поэтому должна уметь общаться. Творчество - это мощный фактор развития личности, творческий человек более успешен в профессиональной деятельности и более привлекателен в общении. [1]

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей обучающихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Сейчас нашей республике нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.



Список использованных источников

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань, 1988. - 267с.

  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 2002.

  3. Давыдова Е.В. Развитие исследовательского творчества учащихся 10-11 классов// Информатика и образование – 2003 - №7. с.9-13.

  4. Дубов В.М. Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках информатики // Профильная школа. 2006. №6.