Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке.
Disclosure of creative abilities of preschool children in the process of learning modeling.
Яковлева Д.Ф., магистрант 2 курса направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»
ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», г. Мытищи, РФ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса обучения лепки, детей дошкольного возраста. Лепка, как один из видов детской изобразительной деятельности, имеет большое значение для воспитания и обучения дошкольников. Она благотворно влияет на общее развитие ребенка, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, формированию необходимых для ребенка мануальных навыков и способностей, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать красоту во всем ее многообразии. [4]
Ключевые слова. Воспитание, развитие, дети, игра, увлечения, мелкая моторика, навыки, хобби
Annotation. The article discusses the features of the process of teaching modeling, preschool children. Modeling, as one of the types of children's visual activities, is of great importance for the education and training of preschool children. It has a beneficial effect on the overall development of the child, contributes to the development of visual perception, memory, imaginative thinking, the formation of the necessary manual skills and abilities for the child, forms aesthetic taste, develops a sense of beauty, the ability to understand beauty in all its diversity. [4]
Keyword. Education, development, children, games, Hobbies, fine motor skills, Hobbies
Творчество в общем смысле — это процесс человеческой деятельности, создающий новое качество материальной и духовной ценности или результат нового творения. [1]
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период формируется характер, вкус и предпочтения ребенка. Главным событием в дошкольном возрасте является игра. Она оказывает важное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полностью общаться друг с другом. Только образование, которое вызывает процесс самообразования ребенка, является эффективным. [2]
Цель доклада - исследование теоретических и практических основ степени влияния скульптурной лепки на развитие и воспитание дошкольников.
Задачи работы:
Исследовать теоретические и практические основы степени влияния лепки на развитие и эстетическое воспитание детей, а также воздействие занятий скульптурной лепкой на творческую активность.
Проанализировать особенности построения занятий по скульптурной лепке в программах по изобразительному искусству.
Описать, систематизировать и усовершенствовать методические приемы обучения детей скульптурной лепке.
Изучая и познавая окружающий мир, вещи и явления, человек учится их восприятию, использованию, учится всему спектру их свойств, форм, цветов, размеров.
Детское восприятие гораздо ярче, чем у взрослых. Живое и эмоционально воспринимаемое в раннем возрасте оставляет след на всю жизнь. Созерцание и восприятие прекрасных предметов создает чувство прекрасного, восхищения и уважения к произведениям искусства и даже к самому акту творения. Произведения искусства также несут в себе разнообразную информацию о мире, сильно влияющую на расширение кругозора. Они также влияют на развитие нравственности и человечности.
В дошкольном образовании процесс лепки должен быть тесно связан с игровым процессом. Занятия, выполненные в игровой форме, повышают интерес детей к творческому процессу и не дают им скучать.
Эта тема очень важна в наше время, так как эстетическому воспитанию дошкольников явно не уделяется достаточного внимания. Дошкольные образовательные учреждения должны проходить в этом направлении, так как оно играет важную роль в развитии личности ребенка.
Приобщение детей к прикладному народному творчеству является одним из способов эстетического воспитания. В процессе обучения различным видам, в частности, мелкой декоративной пластике народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. [3]
Скульптурная лепка - вид художественного творчества осуществляет наблюдение, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях по лепке учащиеся формируют трехмерное видение объектов, понимают пластические формы и развивают чувство целостности композиции.
В процессе формирования методической основы обучения детей дошкольного возраста выполняются некоторые условия, которые должны быть выполнены: ребенок должен быть вовлечен в творческую деятельность не только в контексте упражнений учебной программы, но и в повседневной жизни, в семье; и необходимо построить программу таким образом, чтобы ребенку была предоставлена самостоятельная работа.;
Построение программной работы основывается на учебных целях и задачах. Основная задача обучения визуальным навыкам - раскрыть творческий потенциал ребенка. Когда ребенок занимается красивым искусством, у него формируются и закрепляются некоторые знания об окружающем мире, навыки работы с различными материалами.
Ребенку очень сложно владеть наглядными и техническими средствами моделирования, поэтому к выбору материала для лепки, содержания и методов обучения необходимо подходить с особой ответственностью.
На основе изученного материала сделан вывод о том, что лепка как вид зрительной деятельности развивает, совершенствует. Благодаря этому дети быстро осваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь приводит к интенсивному развитию творческих способностей.
Список литературы
Статья "творчество" http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
.Статья "Способности человека" http://www.grandars.ru/college/psihologiya/sposobnosti-cheloveka.html
Статья "Лепка в детском саду" http://www.best-mother.ru/694_lepka_v_detskom_sadu
Статья "Рабочая программа по ИЗО (В.С.Кузин) 1-4 кл" http://infourok.ru/rabochaya_programma_po_izo__v.s.kuzin_1-4_kl.-191352.htm