Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» п.г.т. Седкыркещ
Развитие творческих способностей учащихся как приоритетное направление образовательной деятельности
Жданова Наталья Оттовна
преподаватель МБУДО «ДМШ» п.г.т. Седкыркещ
Сыктывкар, 2019 год
“Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития”. (Б. В. Асафьев. )
Музыка играет важнейшую роль в жизни человека. О её воздействии на человека говорилось во все века. Существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности,обладает огромным воздействием на животных, растения и человека.
Сегодня обществу необходимы творческие личности, которые умеют планировать свои действия для достижения целей, которые понимают ценность образования и обучения, у которых развито творческое мышление. Для того, чтобы достичь желаемого результата необходимо создать условия для успешного развития творческих способностей учащихся во время уроков и во внеурочную деятельность.
В каждом ребенке сконцентрирован огромный эмоциональный опыт, который имеет генетическую природу. Наиболее сильно это выявляется через музыку. Занятия музыкой это абсолютно необходимый элемент образования.
Для того , чтобы развивать творческие способности, педагог ставит перед собой определённые задачи:
*Заинтересовать и увлечь детей музыкой, привить интерес и любовь к ней;
*Научить детей выражать свои эмоции, своё мнение и отклик на услышанное музыкальное произведение;
* Научить размышлять о музыке, связывая свои размышления с жизнью и другими видами искусства;
* Развить образное мышление;
* Заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения и слушания музыкальных произведений;
* Приучить к музыкальному самообразованию.
Сегодня невозможно проводить урок или внеклассное мероприятие без тесной связи с другими предметами и видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусств, применение компьютерных технологи, даёт преподавателям огромные возможности сделать урок или мероприятие увлекательным и интересным.
Работа над творческими способностиями учащихся включает в себя многие элементы и задачи: развитие познавательного интереса учащихся, развитие речевой деятельности, развитие мышления , памяти, наблюдательности, логики, фантазии и др.
Каждый ребёнок имеет те или иные способности и талант, который можно развить. Дети очень любознательный народ, который имеет большое желание учиться и познавать что-то новое. Творчество – это норма детского развития, которое проявляется с самого раннего детства. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Реализация творческих способностей учащегося делает его жизнь более интересной, содержательной и богатой.
Придерживаясь позиции ученых, наиболее удачной формой развития творческих способностей является обучение творческой деятельности младших школьников на уроке. Урок – остается основной формой учебного процесса. Именно в рамках учебной деятельности в первую очередь решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и обобщению, сведе́нию в единое целое полученных в результате анализа. Именно современные образовательные программы подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.
Детское творчество представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями применять свои знания и навыки в разных условиях и ситуациях. Умение вслушиваться в музыку, рассматривать картину, чувствовать смысл слова – это и есть творческая работа. Усвоенные знания становится прочным фундаментом, и сам процесс познания приобретает развивающий характер, и жизнь ребёнка обогащается новыми чувствами и впечатлениями. Задача педагога найти слова поддержки для новых творческих начинаний, избегать критики, стараться относиться к ученику с пониманием, ведь он стремится творить не только для себя, но и для окружающих его людей. Коллективное музицировании – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения. Участвуя в каком-либо виде деятельности, застенчивый ребенок может почувствовать себя в центре жизни, а творческий ребенок – проявит свою фантазию. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Одним из принципов построения урока в младших классах и одним из методов решения задачи активизации творческой деятельности является сюжетность. Сюжетный принцип построения урока позволяет учесть психологические особенности детей младшего возраста, у которых очень часто неустойчивое внимание. Им постоянно необходима смена эмоциональных состояний. Дети на уроках быстро утомляются, нарушается моторная активность. Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому позволяет каждому ребенку раскрыться в интересном сюжетном уроке. Появляется возможность разнообразить формы работы и виды музыкальной деятельности. Если часто переключать внимание с одного задания на другое, быстро менять сами задания, чередовать материал по уровню сложности, включать большое количество двигательных упражнений, дети, незаметно для себя, постоянно заняты музицированием и меньше устают.
Одним из главных средств познания для учащихся младших классов является игра. На уроках можно применять самые различные виды игр: развивающие, обучающие, закрепляющие определенные умения и навыки, сюжетно-ролевые и творческие. Именно эти игры включают ученика в активный процесс познания музыки, позволяют активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Именно через игру ребенок изучает, познает все изнутри, постигая и суть, и терминологию.
В основе построения сюжета урока часто лежит придуманная история. В ней могут жить и действовать музыкальные термины, сказочные герои, это могут быть путешествия во времени и пространстве. Донотный период обучения очень сложен для начинающего первоклассника. Дети не могут уяснить зачем им необходимо запомнить ноты, термины, размер, длительности. Совсем не интересные и не понятные термины. А преподавателю эти знания необходимы для работы. Ребёнок, включаясь в игру, легко и просто усваивает информацию и в дальнейшем свободно ориентируется по этой теме. Учимся играя. Дети не устают, с большим удовольствием приходят на занятия. Ещё одно наблюдение помогает сделать вывод, что дети лучше понимают, представляют то, что видят вокруг. Видят в повседневной жизни.
Примеры из практики:
Музыкальный город, в котором все дома пятиэтажные. На этажах, в квартирах живут люди, а между этажами на лестнице всегда что-то стоит или висит. (в обычной жизни так и происходит).
Далее мы придумываем, кто живёт на этажах, но чтобы эти имена начинались с определённой буквы. Например, на первом этаже живёт Ми-ша, значит нота, которая будет располагаться на первом этаже- нота «МИ» и т.д.
А между этажами люди не живут. Там всегда что-нибудь стоит или висит. Давай придумаем. Например, между первым и вторым этажом у нас раскиданы разные фантики от конфет. Фа-нтик. Значит запомним, что это нота «Фа»
История по целое царство-государство в котором живут Снежные королевы, Графини вишенки и простые Работяги. В целом царстве государстве считалось всё до 4-х. Когда царство разделили между собой Снежные королевы- в одном королевстве стали считать до 2-х и, во втором королевстве- до 2-х. и т.д.
Фантазии и воображение детей безграничны. Достаточно повернуть их в нужное направление и процесс обучения и развития запустится сам собой.
На последующих уроках мы закрытыми глазами смотрим воображаемый мультик про жителей государства или музыкального дома. И дети свободно ориентируются в нотах, длительностях и других темах, потому, что это им знакомо, потому, что они сталкиваются с этим в повседневной жизни, потому, что у детей очень развито воображение.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности. Дети слушают музыку и с удовольствием придумывают воображаемые “музыкальные картинки”. Их зрительные ощущения реализуются в рисунках, которые отражают настроения, навеянные прослушанной музыкой.
Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.
“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. (Выготский Л. С. )
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором, исполнителем, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании. Под воздействием музыки у ребёнка включается собственное воображение.
Большое значение для развития творческих способностей имеет познавательная деятельность. Это потребность в новой информации, в новых впечатлениях, положительных эмоциях радости, интереса. Всё это подталкивает и способствует к самостоятельному овладению знаниями.
Результатом творческой игровой деятельности на уроке становятся различные виды элементарных форм импровизации. Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, позволяют практически решить один из важных вопросов музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество.
Импровизация – одно из любимых занятий учащихся. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь и играть на инструменте, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом, кто только начал заниматься. В импровизации ребенок раскрепощается, ему не надо подражать пению или игре других. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть или сыграть ее неверно , ведь он сам паридумал и исполнитл своё собственное произведение. Если у ребёнка достаточно развито воображение, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта, он свободно справится с заданием по импровизации.
Ценность таких занятий очевидна. Углубляются знания , развивается речь, совершенствуются исполнительские навыки, уроки проходят интереснее, воспитывается внимание, раскрывается личность ребёнка. Дети становятся свободнее, у них появляется вера в себя, уверенность в своих силах.
“Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)
Некоторые примеры импровизации на уроке:
Задание “Сочиняю музыку”
Проводится с каждым ребенком индивидуально и помогает выявить степень развития образных представлений, фантазии, воображения, образного мышления, видения. Детям предлагается закончить (досочинить) отрывок музыкальной фразы.
Задание «Играем родственников» - необходимо сыграть на инструменте имена друзей, имена и отчества родственников (мамы, папы, дедушки, бабушки и т. д). Играть нужно в разных регистрах, в разном темпе, разными штрихами, динамикой.
Задание - «Играем то, что видим вокруг»- ребятам очень нравится это задание. А педагог решает свои задачи и дополнительно, небольшая физминутка, отдых, переключение внимания.
Задание - «Рисуем музыку»
Учащимся во время прослушивания музыкального произведения предлагается сосредоточиться и попробовать увидеть музыку, увидеть некую кртинку, которую изображает музыка. Это задание возможно проводить не только на уроках слушания музыки и музыкальной литературы, но и на уроках по специальности. Дети рисуют «своё произведение» как представляют, а в дальнейшем просто играют по этому рисунку, передавая характер произведения.
Развитие творческих способностей учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Формы работы внеурочной деятельности очень разнообразны: фестивали, конкурсы, музыкальные путешествия, квесты. утренники, викторины, музыкально- интеллектуальные игры, концерты, различные творческие проекты.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в мероприятиях, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности имеет большой воспитательный эффект.
Одним из видов внеурочной деятельности является проектная деятельность.
Творческие проекты очень популярны в последнее время.
Требования к созданию проектов самые простые. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть понятныи доступны детям. Чем меньше ребенок - тем проще проект.
В нашей школе реализуется ежегодно 6-7 проектов. Есть проекты долгосрочные, которые реализуются более пяти лет и не теряют своей значимости, привлекательности и актуальности. Продуктом проектной деятельности являются выставки, концерты, костюмы, праздники.
Творческий проект «Я талантлив» ежегодное мероприятие,в котором участвуют все учащиеся и могут продемонстрировать свои творческие и физические возможности.
Творческий проект, посвящённый Всемирному Дню ребёнка. Этот проект один из самых любимых проектов. Всегда проходит познавательно и весело. В спокойной, дружелюбной обстановке ребятам в доступной форме очередной раз напоминаются их права и обязанности.
Творческий проект «Моя любимая Республика Коми»- проект, с реализацией которого пополняются знания о родном крае, о людях, которые живут и трудятся на территори родной Республики, о коми музыке и музыкантах, о художниках и других деятелях науки, культуры и искусства.
Творческий проект «Лучшая песня года» - проект, на котором учащиеся демонстрируют свои вокальные возможности и способности. Это возможность выступить на большой сцене Дома культуры. Это возможность показать результат детского хорового и вокального творчества.
Творческий проект «Необыкновенные превращения песенки». Этот проект подготовлен для детей дошкольного возраста как профориентационный.
Творческий проект «Весенняя капель». Реализуется проект для образовательных учреждений . Это целая серия концертов-лекций, концертов с комменариями, на которых выступают учащиеся детской музыкальной школы перед своими сверстниками.
Ребята с удовольствием принимают участие во всех проектах.
В нашей школе обучается всего 35 учащихся. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися. Существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В поселковой школе имеются благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов , детей и их родителей, независимо от их возраста. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формулируется атмосфера хорошей многодетной семьи.
По мнению В.А.Сухомлинского, творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить. Большую роль в развитии творческой личности Сухомлинский отводил педагогу. «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, - считает выдающийся педагог, - перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, - ничего не получится» [202, с. 158].
Вывод:
В детском возрасте, когда ребенок открывает для себя мир: переживает, радуется, общается, ищет пути решения различных проблем, необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей. Через творчество ребёнок нацчится по- другому мыслить, найдёт новое решение своих проблем. Взрослые (родители и преподаватели) должны сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира осталось с ребенком и развивалось дальше. Благодаря творчеству эмоциональная жизнь людей становится богаче и интереснее, раскрываются задатки, способности, наклонности личности.
Использованная литература:
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
Выготский, Л. С. Психология развития человека. (Библиотека всемирной психологии) / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994
Сысун О.И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству // Пачатковая школа. – 2006. - № 11. – С.12-15.
https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3881/ (дата обращения: 23.11.2018).
Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.
Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.
(1) http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostei-shkolnikov-v-protses#ixzz5WoazLhLf
(2) http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostei-shkolnikov-v-protses#ixzz5WobUNplL