СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно-ориентированного обучения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире выпускникам приходится сталкиваться с непредсказуемостью событий, постоянными изменениями обстоятельств, с тем, что знания быстро устаревают. Поэтому они должны обладать различными компетенциями, которые позволяют оптимальными способами решать жизненные проблемы

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно-ориентированного обучения»

Фамилия И.О. автора:

Куюкова Светлана Степановна


E-mail: [email protected]



Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

на основе личностно-ориентированного обучения


Приоритетным направлением развития Российского образования в настоящее время является компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся ключевых компетенций.

Стандарты нового поколения направлены именно на реализацию компетентностного подхода.

В современном мире выпускникам приходится сталкиваться с непредсказуемостью событий, постоянными изменениями обстоятельств, с тем, что знания быстро устаревают. Поэтому они должны обладать различными компетенциями, которые позволяют оптимальными способами решать жизненные проблемы.

Ключевыми компетенциями ученика являются:

-интеллектуальная (умение решать реальные задачи различных ситуациях, способность к самообучению);

-социальная (умение налаживать общение, работать в группах, сотрудничать);

-коммуникативная (умение найти партнера, своё место в обществе);

-информационная (умение быстро находить и отбирать нужную информацию).

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Научить учащихся отыскивать и описывать закономерности.

  2. Сформировать умение решать реальные задачи в различных учебных и жизненных ситуациях.

  3. Развить творческие способности учащихся, способность к самообучению.

  4. Способствовать развитию у школьников умения ориентироваться в окружающем мире (социализация), найти своё место в своем обществе (коммуникация).

  5. Вооружить учащихся способами быстрого поиска и обработки нужной информации (информатизация).

  6. Способствовать формированию умения строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.

Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ.

Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, умеющий самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность, умеющий самостоятельно овладевать новыми знаниями, интеллектом и творчеством, владеющий информацией.

Однако наши ученики, приуроченные выполнять типовые задания, действовать по схемам и алгоритмам, показывают, что не все они умеют:

-проводить целостный, творческий анализ;

-привлекать свой опыт или другие учебные предметы;

-выдвигать гипотезы и проверять их;

-работать с информацией, т.е. у них не сформирована информационная компетенция;

-не умеют работать в группе, умело представлять себя в обществе, т.е. не сформирована коммуникативная компетенция;

-не умеют применять знания в жизненных ситуациях.

Поэтому современная школа в целом, и физическая дисциплина в частности, должна ориентироваться не столько на усвоение суммы физических знаний, сколько на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, на формирование успешного человека и гражданина.

Я считаю, что действующим средством формирования ключевых компетенций учащихся является личностно - ориентированное обучение.

Личностно-ориентированный подход в обучении физики дает возможность реализовать следующие принципы обучения:

- принцип природосообразности, в основе которого лежит индивидуальность ребенка;

- принцип направленности обучения на формирование личности;

- принцип успешности каждого ученика;

- принцип свободы выбора;

- принцип деятельности;

- принцип комфортности;

- принцип обратной связи.

Формирование ключевых компетенций на основе личностно – ориентированного обучения проходит через уроки и внеурочную деятельность. Основная цель использования личностно – ориентированного подхода на уроках физики является создание на уроке условий для саморазвития потенциальных возможностей учащихся, формирования ключевых компетенций. Чтобы реализовать данную цель, мною разработаны такие нетрадиционные уроки. Хотелось бы остановиться на некоторых из них: интегрированный урок, урок – конференция, урок театрализации.

В мире, где мы живем и трудимся, идет неизменный процесс интеграции знаний, охватывающий все науки о природе и человеке. Интегрированные уроки способствуют развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материла, формируют у учащихся целостное мировоззрение, умение применять полученные знания не только в различных образовательных областях, но и в нестандартных жизненных ситуациях. Мною совместно с учителями-предметниками разработана серия интегрированных уроков: физика-математика «Производная в физике, технике и природе» 10кл; физика-биология «Звуки в природе, музыке и технике» 8кл, «Биологические исследования глубоководных зон Мирового океана», физика-география «Мировой океан и его течения», физика-химия «Аномалии воды и их объяснения».

При использовании межпредметных связей учащиеся с удовольствием обосновывают физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.д. Например, при изучении простых механизмов и машин (7кл) показываю таблицу по истории с египетскими пирамидами и предлагаю ученикам рассказать об их строительстве. Перед изучением конвекции (8кл) я предлагаю вспомнить из курса географии, что представляют собой ветры, муссоны и пассаты, чем объясняется их возникновение.

Урок – конференция на тему «Звуки в природе, музыки и техники» в 8кл.

В содержание урока включено большое количество демонстрационных опытов, иллюстрирующих различные звуковые явления, и интересные мини – проектные задания для учащихся. Конференция рассматривает вопросы физики звуковых явлений, принципы звучания различных музыкальных инструментов, особенности звуков, издаваемых насекомыми, применение ультра звука в различных областях деятельности и необходимость защиты от акустического загрязнения.

Театрализованный урок «Суд над статистическим электричеством» проводила как заключительный в 8 классе по теме «Электрические явления», был разыгран спектакль в форме судебного заседания. Как в обычном суде, в нем участвовали судья, обвиняемый, свидетели, адвокаты, обвинитель; все выясняли истину. Заранее определили действующих лиц, каждый выбрал себе ту роль и тот материал, которые ему больше были по душе. Одни свидетели подчёркивали положительные проявления характера статического электричества: использование метода электроокраски при покрытии изделия лаком, нанесение эмали на металл; помощью статического электричества на хлебозаводе введена новая технология приготовления теста, она заменила ручную работу и облегчила труд людей.

Другие свидетели приводили примеры отрицательного проявления статического электричества: взрывается от электрической искры пыль на бумагоделательных предприятиях, возникают пожары при заправке самолётов горючем, опасны электрические заряды при переливания бензина и какие необходимые меры предосторожности нужно принимать в таких случаях.

Именно на таких уроках учащиеся выходят за рамки своего предмета физики и видят, как знания по физике применяются в различных областях.

Задачами формирования ключевых компетенций во внеурочной деятельности являются:

- развивать устойчивый интерес учащихся к физике;

- расширять и углублять знания по предмету;

- развивать умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно – популярной литературой;

- расширять и углублять представления учащихся о практическом значении физики в других научных областях (математики, химии, биологии, литературе);

- расширять и углублять представления учащихся о культурно-исторических ценностях физики, о роли ведущих ученых-физиков в развитии мировой науки.

Формы внеклассной работы:

1) Индивидуальная (руководство подготовкой докладов, рефератов проектов, физических соединений, научно – исследовательских работ);

2) Групповая (факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы, научно – исследовательские работы);

3) Массовая (интеллектуальные марафоны, исследовательские недели творчества, физические вечера, соревнования, игры).

Для осуществления научно-исследовательской деятельности учащимся предлагаются темы, охватывающие знания не только по физике, но и других областей науки. Например, «Гармония, музыка и классическая механика», «Резонансные явления в Солнечной системе», «Тайны кварков» и другие.

Таким образом, учащиеся сталкиваются с необходимостью интеграции знаний из различных областей, учатся рассматривать одно и тоже явление с разных точек зрения, у них формируется понятие о единстве окружающего мира.

Занимаясь научными исследованиями, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно-мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера), ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера), соотнесение результатов своей работы с результатами других учащихся, понимание ответственности за результаты собственной деятельности формирует сферу социальных навыков.

Среди массовых форм работы с учащимися прежде всего следует выделить интеллектуальный физический марафон. Интеллектуальный марафон дает возможность каждому ученику:

- продемонстрировать приобретенные им общенаучные умения и навыки;

- проявить интеллектуальные способности;

- раскрыть многогранность своих интересов.

Самым распространенным внеклассным мероприятием был и остается физический вечер, который ежегодно проводится в раках школьной недели физики.

Главной на данном вечере является царица наук-Физики. Она приглашает ребят продемонстрировать свои достижения. Учащиеся читают стихи собственного сочинения, сказки, которые сами придумали (см.прил. №), загадки, логические ряды собственного сочинения и т.д.

Массовые внеклассные мероприятия формируют у учащихся коммуникативную и социальную компетенции, умение выступать перед аудиторией, аргументировать.

Для получения желаемого результата я использую такие системы методов. Все методы подразделены на 5 групп.

Данные группы методов позволяют охватить всю сферу деятельности: учитель-учениу, ученик-учитель, учитель-класс. Сформировать положительную мотивацию, получить обратную связь.

Для учащихся созданы условия их социального развития, накопление социального опыта, развития творческих способностей и личностных качеств учащихся.

Мною разработана система заданий направленных на формирования ключевых компетенций учащихся.

На этапе проверки знаний использую различные тестовые задания: как на бумажном носителе, так и на компьютере.

Предлагаемые тесты ставят ребенка в ситуацию выбора такого задания, с которым ребенок обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех.

Тестовые задания с применением компьютера дает возможность сделать процесс обучения более активным, придает ему характер исследования и поиска.

Итак, в процессе игры незаметно для учащихся обучение происходит в процессе его собственной деятельности, направленной для «открытие» им нового знания. Кроме того, в игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего познания. В процессе игры реализуются принципы психологической комфортности (снятие по возможности всех стресообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома»), вариативности (развитие вариативного мышления), креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности . Физические игры, применявшиеся на уроке, с одной стороны, являются решением различных дидактических задач - обучающий характер, а с другой стороны – активным средством пробуждения творческого потенциала.

Для развития творческих способностей я предлагаю систему качественных задач исследовательского типа. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление и ответить на вопрос: почему так произошло?

Решения таких задач развивает смекалку и сообразительность ребят. В основе таких заданий лежит метод научного прогнозирования. В процессе прогнозирования совершенствуются умения наблюдать и сравнивать, анализировать и синтезировать, оперировать усвоенными знаниями в измененных не стандартных ситуациях, доказывать, логически рассуждать, делать обобщения и выводы практического и теоретического характера.

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Такие качества, как интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, интеллектуальная мобильность, т.е. подвижность, гибкость мышления, являются существенной адаптацией человека к быстро меняющимся условиям реальной жизни.

Основоположник отечественной науки М.В.Ломоносов отмечал: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением», поэтому я широко использую экспериментальные задания в своей практике.

В 8 классе при изучении темы «Способы теплопередачи» учащиеся с интересом решают задачи типа:

- как в жаркий летний день в полевых условиях сохранить холодной воду в сосуде?

- как поступить, чтобы быстрее охладить молоко: поставить кастрюлю с молоком на лед или положить лед на крышку кастрюли?

Домашние опыты и наблюдения, приводимые учащимися:

- дают возможность расширить область связи теории с практикой;

- развивают интерес к физике и технике;

- рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству;

- приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе;

- вырабатывают у них наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность;

- приучают учащихся к сознательному труду.

Например, в 7 классе я предлагаю выполнить дома следующие экспериментальные задания:

1). Воспользовавшись клетчатой бумагой, определите площадь своей ладони.

2). Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки.

Один из видов заданий по развитию творческих способностей и поддержанию активности учащихся заключается в том, что я предлагаю ребятам войти в образ изучаемого объекта или явления и написать небольшую сказку, так как при сочинении происходит развитие творческого воображения. Сказку рекомендую проиллюстрировать, так как это позволяет ребятам объективно отразить написанное и тем самым развивает образное мышление, создает у ребят положительный эмоциональный фон. Например, вот несколько фрагментов из работ:

а) учащиеся 8кл по теме «Агрегатные составные вещества», «Гром гремит, молния сверкает, а ветер несет по небу большое серое облако» (описывается процесс конденсации);

б) или ученики 7кл пишут об Архимедовой силе так: «Закружило, завертело все вокруг и появилась сила неведомая, которая начала поднимать пузырьки вверх».

Вот такие выполненные задания, не только обладают большим воспитательным потенциалом, неся в себе мудрость, доброту и красоту, но и способствуют ребенку анализировать и синтезировать знания по физике, накопленные им ранее и в результате возникают образы, отображающие физические явления эмоционально - ярким литературным языком.

Изучение уровня сформированности ключевых компетенций проводилось следующими методами:

- наблюдение во время учебного процесса;

- анкетирование;

- беседы;

- организация специальных заданий, направленных на исследование ключевых компетенций.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: у учащихся наблюдается становление ключевых компетенций: интеллектуальная, социальная, информационная, коммуникативная.

Литература

1. Белл Э.Т. Творцы математики. М., Просвещение. 1975 г.

2.Бутонаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996 г.

3. Вальдт Т.А. Моя педагогическая философия. Журнал «Поиск» №1, 2003 г.

4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Школьные технологии №1,2, 1980 г.

5. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока, Ростов-на-Дону. Издательство «Учитель», 2003 г.

6. Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность. Библиотека «Первого сентября», серия «управление школой» №3. М. «Чистые пруды», 2006 г.