СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад для выступления на РМО или ШМО

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся начальных классов.»

Районное методическое объединение учителей начальных классов






ТЕМА ДОКЛАДА




«Развитие творческих способностей учащихся начальной школы.»






Выступление подготовила:

Гребенщикова Анна Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Старобурново











Бирск, август 2022 год

 

(Слайд 1)

 К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

      Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

           Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы встречаются редко. К счастью человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе люди, научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы - тайну возникновения развития творческих способностей люди научатся, и выращивать таланты

(Слайд 2) Ключевое слово- творческие способности. Что это такое?

  • индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность


    Оказывается,  природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки способностей. Задача учителя – развивать эти задатки, растить эти нежные ростки.

У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства. Значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.           

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки  должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

(Слайд 3)Каковы же условия эффективного развития творческих способностей младших школьников? Вы их можете видеть на экране.

- Создание положительного эмоционального настроя.

-Создание условий поощрения и поддержки.

- Создание условий уважения и принятия необычного творческого замысла ребёнка.

- Создание условий к самостоятельной деятельности.

- Создание условия «права на ошибку».

- Создание условий для развития интуиции.

- Создание условий потребности и удовлетворённости ребёнка в детском творчестве.


(Слайд 4) Способы стимулирования творческих способностей.

- обеспечение благоприятной атмосферы;

- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

- обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

- поощрение высказывания оригинальных идей;

-предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

     

Цель моей деятельности - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Какие же методы и приёмы необходимо использовать для развития творческой личности?

Я в своей работе использую следующие:

  1. Метод проектов. (Слайд 5)

Проектная деятельность не только учит ребенка самостоятельно добывать знания,  развивает навыки исследовательской работы, но и способствует развитию творческих способностей.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций,сказки.
(Слайд 6)- Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.

  1. Метод эвристического наблюдения. (Слайд 7)

Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие ребенком различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний.

  1. Метод образного видения. (Слайд 8)

Это эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы, т.е. то, на что она похожа. Ребята рисуют новогоднюю елку, шлем, церковь, нимб, меч, вулкан, землю и многое другое. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.

  1. Метод “Если бы…" (Слайд 9)

Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится - увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.

  1. Проблемные методы обучения. (Слайд 10) К ним можно отнести проблемное изложение, исследование, творческое обучение, метод программированных заданий и др.

Они стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов. Если деятельность ребёнка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связанна с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.

  1. Экскурсионная деятельность. (Слайд 11)

Экскурсионная деятельность является средством развития познавательной активности обучающихся. Вовлечение учащихся в экскурсионный процесс познания окружающей действительности способствует повышению уровня их познавательной активности, так как экскурсионная деятельность помогает осваивать и развивать интеллектуальные умения и навыки, а также снижает значимость внешних и внутренних барьеров познавательной деятельности.

Также можно использовать: Метод гиперболизации (Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец.), Метод агглютинации. (Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку, вылетающее из трубы дерево.), “Мозговой штурм" (Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке.)

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т.е создать ситуацию успеха. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

            Творческие способности своих учеников я развиваю не только во время учебной деятельности, но и во внеурочное время. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. На своих занятиях я использовала различные интеллектуальные игры. Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.         

Творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Результатом своей работы по развитию творческих способностей младших школьников  считаю работы своих учеников и участие в различных проектах, олимпиадах и конкурсах. (Слайд 12)

  • Республиканская олимпиада школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина по предметам математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение (4 победителя школьного этапа, 2 призёра муниципального этапа, 2 участника республиканского этапа)

  • Республиканская олимпиада школьников 2-11 класс по истории ВОВ 1941-1945гг «Я ПОМНЮ.Я ГОРЖУСЬ» (1 победителей, 3 призера).

  • Всероссийская онлайн- олимпиада "Безопасные дороги" в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" (6 похвальных грамот, 5 участников).

  • Всероссийская образовательная акция Урок цифры" Искусственный интеллект в образовании" весь класс- сертификат с отличием

  • Республиканская НПК " Совёнок- 2022", Исаметова К -2 место, призёр

  • Республиканский творческий конкурс поделок «Сундук Деда Мороза» ( 1 победитель, 1 призер,11 участников)

  • Открытый конкурс прикладного творчества" Профессия- Родину защищать" ( 1 призёр, 9 участников)

  • Открытый творческий конкурс поделок «8 марта.ру» ( 1 победитель, 1 призер,11 участников)

  • Большой этнографический диктант -2021. Весь класс 13 человек, сертификат

  • Муниципальный конкурс творческих работ "Бытовым отходам - вторую жизнь!" (3 призёра, 6 участников)

  • Муниципальный конкурс открыток "Тебе, Ветеран!" ( 3 участника).

Немного наших грамот (Слайд 13)

Следует признать, что в процессе претворения в жизнь различных форм, методов и технологий развития творческих способностей большая роль отводится педагогу, поскольку младшему школьному возрасту свойственно подражание. Творческий учитель не только использует различные методы, но и дает шанс ученикам наблюдать за персональным творческим процессом, тем временем сам демонстрируя пример творческого поведения. К тому же, педагогу необходимо поощрять самостоятельные мысли и действия младших школьников, поддерживая положительный настрой в классе.

Таким образом, обобщая все выше сказанное можно отметить, что эффективность реализации развития творческих способностей обеспечивается путем разнообразия методов, средств и форм организации учебного занятия.

(Слайд 14) При целенаправленной и системной работе по развитию творческих способностей у учащихся развиваются следующие умения:

1. Умение анализировать проблемные ситуации;

2. Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;

3. Умение разрешать противоречия;

4. Умения создавать творческие занятия;

5.Умения хорошо учиться.



В педагогическом и творческом контексте использование различных приемов основывается на самодеятельности младших школьников, поэтапном движении к цели, на определенном творческом деле, что дает возможности самостоятельного и самобытной разработки своего творческого сознания, всестороннего развития личности, которая необходима для предстоящей социализации в обществе и считается важнейшей составляющей гармоничного развития младшего школьника.

(Слайд 15)Ребенок - это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с внутренней звездой, холодный блеск, который разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.



(Слайд 16) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ





Литература

  1. Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991.- 155с.

  2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст] / Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: Академия, 1998.- 284с.

  3. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа - 2000. -№ 12. - С. 101-108.

  4. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. - М., 1998. № 4. - 81с.

  5. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. - М., 1994. - 189с.

  6. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами. Научно практический журнал. - М., 2002. № 1. - 42с.

  7. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - М., 2004. № 6. - 42с.

  8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль. 1997. - 138с.

  9. Шадриков В.Д. Развитие способностей. Начальная школа. - М., 2004. № 5. - 120с.

  10. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант//Развитие и одаренность. - М.: Наука. 1997. - 203с.

  11. Галич, А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды / А. Л. Галич. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1989

  12. Гнатко, Н. М. Проблема креативности и явление подражания / Н. М. Гнатко. — М., 1994.

  13.  Грузенберг, С. О. Гений и творчество / С. О. Грузен- берг. —Л., 1924.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!