СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС ООО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС ООО»



МКОУ Сторожевская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области













ДОКЛАД НА ТЕМУ:



«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС ООО»





























Подготовила Маренкова Г. Г.,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория









Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живём в век научно-технической революции, и жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее: она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема моего доклада – «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС ООО».

Актуальность этой проблемы исходит из следующих проблем: снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; отсутствие нравственного ориентира. По словам В.А.Сухомлинского, «творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты».

Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.

Основной задачей на уроках русского языка я считаю – обучение умению целесообразно и правильно пользоваться средствами для выражении своих мыслей. В каждом ребёнке нужно развивать способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему.

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу – научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся – одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?

Основные приёмы развития творческих способностей: написание сочинений, изложений, игры на уроках, творческие словари, ребусы, кроссворды, творческие задания на дом.

Активность и самостоятельность учащихся – один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог К.Д.Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала.

Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Уроки развития речи

На своих уроках использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, составление письма другу или подруге, сочинение по началу. Описание выше упражнения выполняется под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают «техникой» выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. «Речевая деятельность» - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Можно применять следующие этапы подготовки к сочинению:

  1. Создание речевой ситуации. Цель – создание мотива, обеспечение эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;

  2. Предварительная подготовка. Цель – создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;

  3. Написание сочинения.

Особенностью ребёнка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса я предлагала написать свои книги, идея была встречена с оптимизмом. Убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Можно разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ:

  1. Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! (этот вид работы очень важен для развития речи).

  2. «Мой дневник» - пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

  3. «Фантазия-картинка» - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

  4. Музыкальное сочинение – опиши образы, которые возникают в твоём сознании под впечатление прослушанного музыкального произведения.

  5. Сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта.



В творческий процесс я включаю и этап обучению изложению на уроках русского языка. Изложение – работа творческая. В воспитательных целях можно использовать материал не только литературно-художественных произведений, но и материал публицистического характера – из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношениях с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка подчинён воспитанию культуры внимания. С достаточно развитой речью детям можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки-зарисовки). Этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству. Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам-зарисовкам, и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения.

Алгоритм обучения изложению:

начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;

слова памятки каждого предложения записывай;

между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;

окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникшие у тебя при чтении текста;

помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

из слов составь все предложения; активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;

закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, рассуждения.

Творческие словари

Творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию словарных слов.

Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. С проблемой запоминания слов я столкнулась с первых шагов работы в школе. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно – иллюстративный материал из школьного «картинного словаря» лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминание непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву интересно.

К.Д.Ушинский подметил: «Ребёнок мыслит образами». Можно «оживить» букву, создать её «образ» в конкретном слове:

В слове АВТОМОБИЛЬ буква О превратилась в колёса. В слове ШОССЕ – в дорожный знак. А в словарике появились слова из привычных букв в сочетании с рисунками-буквой: АВТОМОБИЛЬ ШОССЕ

А писать и одновременно рисовать – запоминать трудную букву интересно. Весело, легко, мы становимся волшебниками, ведь обычная буква О превращается то в циферблат часов. То в планету: ВОКЗАЛ КОРАБЛЬ КОСМОС

Из бананов очень легко выложить букву А, но невозможно выложить букву О: БАНАН

А какой барабан без палочек? БАРАБАН

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. Процесс этот сколь увлекателен, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивают воображение.

Творческие словарики дают возможность ускорить процесс запоминания детьми словарных слов, а также развивают творчество, умение выделять главное в определённом слове, сопоставлять его с другими явлениями и предметами.

Использование игр на уроках

Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры-соревнования. Нельзя забывать, что игра – естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей.

Я провожу некоторые виды творческих упражнений при обучении орфографии:

Диктанты творческого характера: зрительный, предупредительный, диктант по памяти, творческий, свободный, восстановительный, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и информационно-смысловым анализом текста.

Перед проведением традиционного зрительного диктанта ученики в течение ограниченного учителем времени (7 – 10 минут) знакомятся с текстом диктанта, читают его про себя, анализируют трудные написания или пытаются запомнить графический облик слова. Затем учитель диктует текст, ученики сами сверяют запись текста с оригиналом. Важно, чтобы учащиеся умели видеть собственные ошибки и реально оценивали уровень своей фактической грамотности.

Суть нетрадиционного зрительного диктанта заключается в том, что учащиеся в течение 3-5 минут прочитывают данные для диктанта текст, затем закрывают текст диктанта листом бумаги и записывают запомнившиеся им ключевые слова, потом открывают лист бумаги и сверяют орфографию этих слов. Затем учащиеся анализируют ключевые слова, объясняют учителю и всему классу, почему именно эти слова им запомнились. Учащиеся вновь просматривают текст диктанта в течение трёх минут. Далее текст диктанта изымается и записывается под диктовку учителя.

С помощью зрительного диктанта активизируется зрительная память учащихся.

Перед написанием предупредительного диктанта ученики изучают его текст дома, анализируют орфографию, пунктуацию.

Эффективным также является творческий диктант. Основные его виды:

  • составление текстов по отдельным словам (или словосочетаниям), которые диктует учитель: «Запишите под диктовку словосочетания и составьте с опорой на них небольшой рассказ» и т.п.;

  • запись под диктовку предложений с заменой определённых языковых конструкций (например, заменить однородные прилагательные в предложении одним сложным прилагательным) и т.п.

Свободный диктант – вид творческого упражнения, совмещающий вольный пересказ исходного текста с решением орфографических задач. Свободный диктант совмещает в себе достоинства диктанта и изложения. Подобный диктант развивает память учеников, способствует формированию умения слушать тексты разного стиля и типа речи. Он также служит образцом для подражания: ученик создаёт собственное высказывание по образцовому оригиналу. Обучающая сила свободного диктанта возрастает, когда он сопровождается заданиями, связанными с анализом содержания текста, например, учитель просит составить план текста диктанта и записать ключевые слова для каждого пункта плана; озаглавить текст, основываясь на его теме и т.д. Таким образом, при написании свободного диктанта правописная работа органически сочетается с речевой.

Восстановительный диктант ещё больше приближает ученика к формированию навыков письменного пересказа услышанного текста. Прослушав весь текст, ученики записывают под диктовку его начало, затем восстанавливают по памяти продолжение исходного текста, пытаясь создать на его основе письменное связное высказывание.

Диктант по аналогии сочетает в себе достоинства диктанта и сочинения. Ученики вначале слушают один текст, а затем записывают самостоятельно составленный другой текст, но сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре. Например, если исходный текст является описанием чего-либо, то ученики по аналогии создают свой текст-описание и т.п.

В процессе обучения огромное значение имеет активизация процессов мышления. Дети с большим желанием выполняют нестандартные задания. А если этот процесс сопровождается ещё и положительными эмоциями, то приобретаемые знания отличаются прочностью и глубиной. Таким образом, научить учащихся грамотности на уроках русского языка можно, если подходить к этому творчески, использовать различные методы в обучении, вызывать стойкий интерес у учащихся к русскому языку.

Заключение.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником – субъектом деятельности.