СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих спсобностей учащихся. Самооценка презентаций.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из способов поддержания творчества учащихся- это разработка ими презентаций. В 6,7  классах как правило учитель формулирует тему презентаций. В 8-11 классах учащиеся самостоятельно формулируют темы презентаций. Но при защите своих разработок у учащихся возникают трудности в оценке своей работы и работы одноклассников. Предлагаю критерии оценивания презентаций, которую   разработали совместно с учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих спсобностей учащихся. Самооценка презентаций.»


Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках географии. Самооценка презентаций учащихся.

Обучение детей в школе - это постоянный поиск истины. Наша действительность такова, что, поток информации, получаемый учениками, становится всё больше и больше. Современные дети являются активными пользователями информационных ресурсов и технического оснащения. В наше время у подрастающего поколения всё труднее вызвать удивление, изумление, которые помогают формировать познавательный интерес к географии. Поэтому я как учитель должна искать методы, приёмы, способы, которые позволили бы моим ученикам быть заинтересованными, любознательными и думающими людьми.

Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебной деятельности школьника, отражение его потребностей, интересов, способностей, волевых усилий и эмоционального отношения.

Основные компоненты творческой активности учащихся

  • Потребности, интересы, способности к творческой деятельности;

  • Склонность учащихся к новаторству и креативу;

  • Готовность к выполнению дополнительной деятельности

Уровни творческих способностей личности

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

  1. беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

  2. гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

  3. оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

  4. любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

  5. способность к разработке гипотезы;

  6. ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

  7. фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

  8. способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

  9. способность усовершенствовать объект, добавляя детали.


Основные параметры творческой активности

Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

  • легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

  • гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

  • оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

  • точность выполнения заданий.


Действия учителя по развитию творческой активности учащихся на уроке географии

1. Проведение педагогической диагностики учащихся, их знаний, навыков, умений (тесты, анкеты, упражнения на выявление уровня логического мышления, диалоги, беседы на предмет представлений и понятий в предмете география).

2. Постановка цели. В цели необходимо учитывать совместную деятельность учителя и учащихся. Чтобы ученики смогли понять цель необходимости проявления творчества на уроке, их нужно столкнуть с проблемной ситуацией, в которой они обнаружат недостаток своих знаний и способностей. В этом случае цель ими будет восприниматься как задача, требующая решения. И хотя цель носит объектив­ный характер, для учащихся на уроке географии она уже станет субъективной.

3. Мотивирование ребенка на формирование творческого навыка. Говоря о мотивационной готовности детей к творчеству, следует учитывать потребность каждого ребёнка в достижении им успехов, ожидание похвалы, стимулирование процесса повышения самооценки, и минимизирование чувства тревоги и страха.  

4. Организация и проведение общего дела (проведение внеклассных мероприятий с элементами самостоятельной подготовки отдельных блоков сценария).

5. Анализ и оценка результатов (система оценивания и анализа должны быть выстроены таким образом, чтобы как можно бережнее отнестись к психике учащихся, поощряйте даже самые незначительные успехи своих учеников, чтобы у них не возникло понимание, что творческая активность на уроке географии должна проявляться как можно меньше).


Принципы развития творческих навыков на уроках географии

В процессе обучения предмету географии я как учитель опираюсь на развитие творческой активности ребенка в различных видах учебной деятельности, при этом ищу наиболее интересные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы, придерживаясь следующих принципов:

- Принцип рассуждения (умение аргументировано доказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, решать проблемные вопросы, требующие нескольких вариантов решения).

- Принцип импровизации (например, продолжить начатое учителем предложение, высказывание, сделать вывод по изученной теме, перечислить основные отличительные особенности).

- Принцип эмоционального выражения (работа с проектами, создание буклетов, фотосъёмка, снятие видеороликов по экологическому состоянию Волгоградской области).

- Принцип интеграции (проведение совместных уроков географии и биологии). Дети закрепляют навыки обучения предметов в таких видах деятельности, как подготовка рефератов, сообщений, театральные постановки. Эти уроки являются стимулом для активной совместной творческой деятельности.

 Творчество — это на самом деле естественная потребность человека. Если эту потребность не поддерживать, а подавлять, то может возникнуть опасность, что творческие способности учащихся так и останутся нераскрытыми, что приведёт к уменьшению творческой энергии и в итоге к снижению познавательного интереса. Именно поэтому так важно дать возможность нашим школьникам помочь найти их собственный, успешный путь творческого самовыражения. Творить должен каждый. И я не сомневаюсь в том, что наши ученики способны это делать. Но от педагога зависит, насколько будут развиты творчески, активны, изобретательны ребята, научатся ли они самостоятельно пополнять свои знания, сформируется ли у них навык творческой ориентировки в потоке получаемой информации.

Одним из способов поддержания творчества учащихся это разработка ими презентаций. В 6,7 классах как правило учитель формулирует тему презентаций. В 8-11 классах учащиеся самостоятельно формулируют темы презентаций. Но при защите своих разработок у учащихся возникают трудности в оценке своей работы и работы одноклассников. Предлагаю критерии оценивания презентаций, которую необходимо разработали совместно с учащимися.



Критерии оценки мультимедийных презентаций


Фамилия ___________________________________________

Выбранная тематика__________________________________


Содержание (25 баллов).

Формулировка темы


Краткость и ясность информации


Полнота изложения основных аспектов темы.


Исследовательская работа


Элементы творчества и оригинальности


Общая оценка



Оформление (15 баллов).

Красота оформления презентации


Эффекты, фоны, звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации


Использование графиков и таблиц


Общая оценка



Организация (20 баллов).

Тексты хорошо написаны, идеи ясно изложены


Слайды представлены в логической последовательности


Сохранение единого стиля


Доступность материала


Общая оценка



Оценка отдельных параметров: Оценка презентации:


5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

средне

2 балла

доработать

1 балл

плохо

60-50 баллов

отлично

49-39баллов

хорошо

38-28 баллов

средне

27-17 баллов

доработать

16 и ниже

плохо