СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого и личностного потенциала детей дошкольного возраста через театрализованные игры с использованием ткани

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Театрализованные игры с использованием ткани,организованные совместно музыкальным руководителем и воспитателями – одна из эффективных форм повышения творческой активности. Занятия такой деятельностью развивают музыкальность, гибкость и пластику, у детей улучшается память, совершенствуется осознанная координация движений. Игры  с тканью формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность суставов, совершенствуют чувство равновесия. Приобретая опыт пластической интерпретации образов, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и опытом творческого осмысления и воплощения. Музыка, звучащая во время проведения театрализованных игр дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческое воображение. Взаимосвязь музыки, ритмических движений и ткани в совместной деятельности с воспитанниками обеспечивают формирование у детей, как музыкально – ритмических, так и двигательных навыков, способствует музыкальной выразительности, способности к импровизации, развивает уверенность и коммуникативные способности, обогащается эмоциональная сфера, ребенок психологически раскрепощается. Эмоциональное восприятие и отзывчивость, так необходимые для развития актёрского мастерства, можно усилить с помощью взаимосвязи различных видов искусств: музыки, живописи, танца.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого и личностного потенциала детей дошкольного возраста через театрализованные игры с использованием ткани»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТКАНИ

Ю.А. Пономарёва, И.В. Логинова

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» № 29

г. Краснотурьинск


Педагогическая деятельность педагога дошкольной организации сложная динамическая система, разноплановая по своему содержанию, подразумевает ряд функций, реализующихся в профессиональных компетенциях, от которых напрямую зависят результаты развития детей. В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.

Среди прочих компетенций педагога ДОО, в соответствии с профессиональным стандартом педагога указаны следующие: поддержание эмоционального благополучия ребенка, создание позитивного психологического климата и условий для доброжелательных отношений с детьми, организация различных видов деятельности (в том числе игровой), создание широких возможностей для развития свободной игры детей, поддержка детской инициативы и самостоятельности, а так же применение методов физического, познавательного и личностного развития детей.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, а так же охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия являются основными задачами ФГОС ДО [1]. Поиск инновационных, эффективных средств развития творческих способностей, потребности к самовыражению, совершенствования двигательной сферы детей дошкольного возраста, снижения эмоциональной тревожности способствовал внедрению в образовательную деятельность современных здоровьесберегающих технологий с применением арт-терапевтических приёмов.

Театрализованные игры с использованием ткани, организованные совместно музыкальным руководителем и воспитателями – одна из эффективных форм повышения творческой активности. Занятия такой деятельностью развивают музыкальность, гибкость и пластику, у детей улучшается память, совершенствуется осознанная координация движений. Игры с тканью формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность суставов, совершенствуют чувство равновесия. Приобретая опыт пластической интерпретации образов, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и опытом творческого осмысления и воплощения. Музыка, звучащая во время проведения театрализованных игр дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческое воображение. Взаимосвязь музыки, ритмических движений и ткани в совместной деятельности с воспитанниками обеспечивают формирование у детей, как музыкально – ритмических, так и двигательных навыков, способствует музыкальной выразительности, способности к импровизации, развивает уверенность и коммуникативные способности, обогащается эмоциональная сфера, ребенок психологически раскрепощается. Эмоциональное восприятие и отзывчивость, так необходимые для развития актёрского мастерства, можно усилить с помощью взаимосвязи различных видов искусств: музыки, живописи, танца.

Для детей шестидесятых – семидесятых годов прошлого века естественным и любопытным делом были игры в «Прятки», дети использовали платочки, накидки на подушки, бабушкины и мамины шарфики. «Игры с тканью» использовались в начале практической деятельности, как фрагмент коррекционной работы психолога. Методической основой «игр с тканью» являются народные подвижные игры, некоторые игры технологии Марии Монтессори, игры с предметами, элементы психотерапевтических игр, игры-театрализации, пальчиковые игры, коммуникативные игры, имитационные игры, дыхательные упражнения.

Игры с тканью, полупрозрачными цветными платками содержат в себе много возможностей для создания образов, эмоционального и двигательного раскрепощения. Ткань – это символ той невидимой связи, которая существует между людьми в жизни, как и музыка, она может передавать различный характер [2]. Развевающийся во время игры платок, кусок ткани может нести в себе много разных смыслов: это и образ крыльев, продолжающих руки, это и танец воды, воздуха, огня, образы любых персонажей. Например, с тканью можно просто покружиться, посмотреть сквозь ткань как изменяется мир, укрыться тканью, превратившись в тучку, кустик, дерево, птицу, бабочку.

Особенностями использования ткани в театрализованных играх являются:

  • Безоценочное восприятие всех детских работ: нет «правильного» или «неправильного», это нужно чётко понимать как педагогу, так и воспитанникам. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

  • Если ребенок не включается в игры с другими детьми, не настаивайте.

  • Упражнения созданы таким образом, что отправная точка – опыт каждого ребёнка. В этом смысле дети – «эксперты» в отношении своих работ.

  • Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от качества исполнения.

  • На первых этапах работы необходимо использовать прозрачные ткани, на последующих – матовые шелковистые. Цвет ткани должен быть, как ярких, так и пастельных оттенков. Размер ткани может быть различным, а так же могут использоваться широкие ленты, платочки, пелерины, большие бумажные салфетки, мягкие пледы. С детьми младшего возраста недопустимо использовать ткани черных, коричневых цветов и материалов тяжелых по фактуре.

  • Помещение должно быть достаточно просторным для двигательной и творческой активности детей.

Применяя игры с тканью в театрализованной деятельности, педагоги предлагают детям задания и упражнения разной сложности в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников. Они проводятся как часть занятия или как отдельная самостоятельная игра.

Примеры заданий:

    1. Упражнение: «Ручеёк», с помощью которого воспитанники могут почувствовать движение воды, увидеть разнообразие её оттенков.

Детям младшего возраста предлагается выбрать ткань, которая соответствует цвету воды и изобразить ручеек (упражнение можно делать как одному ребенку, так и в паре). С детьми старшего возраста можно использовать понятие «ткани холодных цветов».

    1. Этюд «Бабочки» помогает развивать артистические способности детей, умение воплощать образ, основываясь на собственной опыте.

П осле предварительной работы (наблюдения за бабочками, гусеницами, чтения литературы и т.д.) детям предлагается представить себя гусеничками, куколками в коконе (ткани), а затем под музыку освободиться от кокона и превратиться в бабочку, полетать, потанцевать, покружиться. Когда музыка закончится дети (бабочки) должны присесть на цветы в соответствии с цветом ткани.

    1. Упражнение «Море» расширяет представления воспитанников об окружающей действительности через переживание и воплощение образа.

Детям младшего возраста предлагается большой кусок ткани, на поверхности которой находятся предметы. В данной игре дети представляют, что это рыбки. Придерживая ткань со всех сторон, под музыку различного характера и темпа, дети пытаются изобразить движение волн, в которых плавают рыбки.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить тему театрального этюда, где они придумывают различные образы (рыбки, кораллы, волны, осьминоги и др.).

    1. Этюд «Огонь» формирует у воспитанников умение работать в группе, развивает координацию, эмоциональность. Помогает представить детям образ огня и творчески изобразить его подвижность с помощью ткани.

После того как дети рассмотрели огонь (иллюстрации огня, приносящего пользу и вред), им предлагают взять ткань соответствующую цветам огня (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий). Под звуки музыки они ритмично взмахивают тканями, пытаясь изобразить пламя огня. Темп музыки меняется (пламя то разгорается, то затихает).

    1. Платочный театр стал настоящим открытием для педагогов, который они используют при организации различных видов деятельности. Ребёнок, одновременно являясь и куклой и актёром, её управляющей, должен научиться взаимодействовать не только с другими актёрами, но и с собственным персонажем. У платковой куклы вместо ее рук и ног работают руки и ноги кукловода. Основой имитации платья такой куклы является платок или косынка, а её голова, крепится к одежде в районе шеи или грудины. Эмоции персонажа такой куклы маленький актёр должен научиться выражать интонационно, используя всю экспрессивность речи и средства её выразительности.

    2. Этюд «Волшебный цветок» помогает ребенку не только развить творческие задатки, связанные с театральной деятельностью, но и ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, он сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга.

Н еобходима прозрачная ткань различных цветов, размером не менее 1,5 на 1,5 метра. Дети встают вокруг ткани, берут её двумя руками за края и туго натягивают. Ткань поднимается и опускается над полом. Кто-то из детей оказывается в центре ковра, садится на него и превращается в фею цветка. Дети изображают открытие и закрытие лепестков цветка, используя ткань. Девочка в центре по собственному замыслу танцует импровизированный танец цветочной феи. Ткань может туго или плотно прилегать к ребёнку или по его желанию может находиться над ним, не касаясь его.

    1. Этюд «Осень» из цикла «Живые картины» может помочь детям увидеть и прочувствовать целостность и подвижность мира. Помогает развить внимание, умение передать увиденное на картине в движении при помощи тканей, умение договариваться, действовать в группе.

Дети берут ткань различных цветов и, ориентируясь на картину, изображают её сюжет. Голубая ткань напоминает небо. Жёлтые, красные, оранжевые лоскуты ткани, поднятые вверх детьми изображают осенние деревья.

Образы, предлагаемые для игр с тканью могут представлять широкий круг интересов человека и окружающей его деятельности. Использование в образовательной деятельности театрализованных игр с тканью развивают у ребенка чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую активность, помогают формировать у ребенка представление о цвете, музыке, пространстве. Снимает эмоциональное напряжение, помогает осмыслить услышанное, увиденное, и артистически передать в движении, развивая творческую свободу, пробуждая полёт фантазии.


Литература


  1. Бобрышова Е.И. «Психопрофилактика: "Игры в прятки", "Игры с тканью" в психолого-педагогическом сопровождении детей раннего и дошкольного возраста» (методические материалы). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy.su/psyche/projects/763/, свободный (25.03.2019)

  2. Куприна Н.Г.: Полихудожественные технологии в развитии одаренности детей дошкольного возраста: монография/ ФГБОУ ВПО «УрГПУ» - Екатеринбург, 2014

  3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2011

  4. Митрофанова Е.А. Латышева И.Г. Технологические решения развития творческого и личностного потенциала детей дошкольного возраста с ОВЗ во взаимодействии педагога-психолога и музыкального руководителя. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017

  5. Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. - Луганск: Элтон-2, 2013

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Пр. Мин. образ. и науки РФ (Минобрнауки России) N 1155 от 17.10.2013