СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала и профессиональных достижений обучающихся СПО на основе компетентностного подхода

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из главных показа­телей качества образования сегодня являет­ся качество личности выпускников учебных заведений, подразумевая под этим термином их личную компетентность, социальную и профессиональную адаптивность. На профессиональное образование возлагается качественно новая функция – подготовка специалиста, способного принять активное участие во всех преобразованиях общества. Основная цель профессионального образования - под­готовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конку­рентоспособного на рынке труда, компетен­тного, ответственного, свободно владеюще­го своей профессией, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала и профессиональных достижений обучающихся СПО на основе компетентностного подхода»

Развитие творческого потенциала и профессиональных достижений

обучающихся СПО на основе компетентностного подхода

Е.Г. Сорокина ГБПОУ РО ПУ № 74 г. Шахты


«Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном

применении всего того, что знаешь».

Г. Гегель


Российская экономика, вставшая на путь динамичного инновационного

развития, требует специалистов нового поколения, способных быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях. Образование, доставшееся России от советских времен, созданное на знаниевой основе, не успевает реагировать на изменения требований современного рынка труда.

Одним из главных показа­телей качества образования сегодня являет­ся качество личности выпускников учебных заведений, подразумевая под этим термином их личную компетентность, социальную и профессиональную адаптивность. На профессиональное образование возлагается качественно новая функция – подготовка специалиста, способного принять активное участие во всех преобразованиях общества. Основная цель профессионального образования - под­готовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конку­рентоспособного на рынке труда, компетен­тного, ответственного, свободно владеюще­го своей профессией, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию.

Деятельность образовательных учреждений по подготовке обучающихся среднего профессионального образования, потребителями которого являются государство, общество, конкретные предприятия, организации и сам профессионал (выпускник), осуществляется в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

 Концепция модернизации российского образования до 2020 года;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

ФГОС 3 поколения предусматривают реализацию компетентностного подхода (ФГОС СПО 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец, контролёр-кассир, п.7.1. при формировании ППКРС образовательная организация должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся).

Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства обученных.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен характеризоваться:

1. Компетенциями социально-личностными:

- относящимися к человеку как индивиду, субъекту деятельности и личности;

- социальными, определяющими его взаимодействие с другими людьми;

- относящимися к умению учиться.

2. Компетенциями общепрофессиональными:

- информационными, связанными с получением и обработкой информации;

- расчетными, связанными с умением решать профессиональные задачи с использо­ванием адекватного математического аппарата;

- эксплуатационными;

- управленческими, организационными;

- конструкторскими;

- проектировочными;

- экономическими, включающими поведение на рынке труда.

Эти компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда.

3. Профессиональными компетенциями или профессионально-функ-циональными зна­ниями и умениями, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда. Они обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций.

4. Общекультурными компетенциями: ценностными и смысловыми отношениями к результату своей деятельности, ценностными отношениями к миру и окружающей дейст­вительности, трансляцией мировой культуры, знанием этикетных норм, этикета делового че­ловека, профессиональной культурой общения.

В предлагаемой модели акцент в подготовке специалиста смещается на социально-личностные и общепрофессиональные компетенции, которые служат фундаментом, позво­ляющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного образования. В то же время необходимо избегать ситуаций, когда выпуск­ник подготовлен ко всему и ни к чему конкретно. Задачи объектной и предметной подго­товки решает блок профессиональных компетенций, профессионально ориентированных знаний и навыков.

Совокупность образовательных достижений, обеспечивающих способность личности к осознанной преобразующей деятельности, имеющей общественное признание, это профессионально-творческие достижения обучающихся СПО. Формируются кластеры интегративных качеств личности:

  • личностные достижения (способность к личностному развитию);

  • социальные достижения (способность к взаимодействию);

  • профессиональные достижения (способность к продуктивной деятельности).

Педагогическими условиями, обеспечивающими ориентирование

обучающихся на профессионально-творческие достижения являются:

1. Создание творческой образовательной среды.

Структурно-содержательными элементами среды являются гуманитарный - ориентирует личность на саморазвитие; практико-ориентированный  на овладение способами учебной практической деятельности и взаимодействия; профессиональный - на приобретение опыта профессиональной деятельности.

2. Использование деятельностных технологий.

Для управления процессом обучения и оценивания показателей профессионально-творческих достижений применяется методология В.П. Беспалько и технология портфолио. Обогащение образовательного процесса обеспечивается поэтапным введением технологий деятельностной направленности и технологиями, мотивирующими к деятельности.

3. Сотрудничество с социальными партнерами. Сотрудничество субъектов образовательного процесса училища с социальными партнерами обеспечивается механизмами взаимодействия: алгоритмом определения требований работодателей и участием социальных партнеров в оценивании профессионально-творческих достижений.

4. Мониторинг профессионально-творческих достижений. Мониторинг профессионально-творческих достижений обучающихся включает оценочно-диагности-ческий комплекс: портфолио достижений; банк оценочных средств, механизм оценивания. Портфолио достижений служит средством самооценки, обеспечивает приращение качественных и количественных результатов, если организовано с учетом оценки достижений «в сравнении с самим собой» и обеспечено конструктивной обратной связью для всех участников образовательного процесса.

Примером может служить проектная деятельность обучающихся, сутью которой является включение обучающихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации.

Выполняя проекты, обучающиеся осваивают алгоритм проектной деятельности (рис.1), учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по другим дисциплинам, приобретают новые знания и умения.

В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, обучающиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь к поставленной цели. Главной задачей образовательного процесса является овладение общими и профессиональными компетенциями, в соответствии с ФГОС СПО, которая реализуется при организации проектной деятельности (рис.2).

В рамках освоения общих и профессиональных компетенций, овладения знаниями, умениями и практическим опытом в соответствии с ФГОС СПО, предусмотрена самостоятельная работа обучающихся, ориентированная на реализацию проектной деятельности. Эффективно использование проектной деятельности при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по изучению ассортимента продовольственных товаров, в т.ч. и региональных производителей, исследование и сравнительная характеристика качества товаров, изучение пищевой ценности, торгово-технологического процесса в организациях торговли, в процессе изучения МДК.02.01 Розничная торговля продовольственными товарами. В результате выполняются требования ФГОС СПО 38.01.02 Продавец, контролёр-кассир к знаниям, умениям и практическому опыту, которые формируются в процессе проектной деятельности: идентификация товаров различных групп, умения оценивать качество продовольственных товаров по органолептическим показателям, распознавать дефекты пищевых продуктов.

Основным средством осуществления проектной деятельности являются информационные технологии. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности поиска, размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния. Поиск информации, оформление результатов проектной деятельности и презентация результатов работы потребует от обучающихся саморазвития в различных направлениях. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные особенности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

Учебные проекты обучающихся являются инструментом освоения ФГОС, и должны быть прообразами проектов в их будущей производственной деятельности, самостоятельной жизни. Выполняя их, обучающиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь к поставленной цели. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Важно показать обучающимся, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) – одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность. Возрастание роли информационных технологий в профессиональной подготовке современного специалиста, способствует росту интереса обучающихся к информационным технологиям и различным аспектам их применения (рис.3).

Появляется возможность использования средств ИТ для решения широкого круга исследовательских, учебных и вне учебных задач. Информационные технологии, используемые в проектной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Проектная деятельность обучающихся с использованием информационных технологий способствует не только более качественной подготовке выпускников к профессиональной деятельности в условиях интенсивно развивающейся информатизации общества, овладению общими и профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС СПО, но и формированию информационной культуры специалиста.

Основная цель проектной деятельности – развитие творческой, активно действующей личности и формирование у нее общекультурных и профессиональных компетенций, воплощенных в конечный конкурентоспособный продукт.

Работодатель, как основной заказчик качества профессионального образования и «потребитель» его результатов, требует от выпускников наличия профессиональной компетентности, мобильности, конкурентоспособности, личностных и профессиональных качеств, влияющих на производство качественного профессионального продукта, а также на успешность предприятия и коллектива, в котором он трудится.

7