СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала личности на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование творческого потенциала школьников на уроках физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала личности на уроках физической культуры.»

Развитие творческого потенциала личности

на уроках физической культуры.

Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, т.е. радостною победой…

И учат этому не моральными наставлениями и нравоучительными заклинаниями, а трудом, настойчивыми навыками вдумчивого труда, а ведь труд – труден.

Г.А. Гуковский



В обществе назрела потребность в широко образованных людях, стремящихся к самосовершенствованию. Ребенок в процессе обучения должен приобрести не только фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в творческом саморазвитии. Как научить школьника «творить себя», помочь в раскрытии личностного потенциала? Какие условия для творческого саморазвития школьников необходимы в учебном процессе? Проблема творчества и развития творческого потенциала личности очень интересны, поэтому я выбрала данную тему. Решение этой проблемы позволит повысить эффективность всего учебно-воспитательного процесса в школе, а целенаправленная работа по развитию творчества способствует приобретению знаний, умений и навыков в двигательной сфере, повышает уровень развития физической культуры личности, формирует навыки и опыт самостоятельной работы.

Творчество - это индивидуальный процесс, направленный на решение поставленной задачи, решение новым, необычным способом. В творчестве проявляется то, что ранее было неизвестно, актуализируются собственные творческие способности, раскрывающиеся у каждого человека по-разному. Для того чтобы ученик активно участвовал в школьной жизни, творчески подходил к решению поставленных задач необходимо расширять средства, методы и приемы. А это предъявляет более высокие требования к профессиональной деятельности учителей школы.





Цель: сформировать творческий потенциал школьников на уроках физической культуры.

Задачи:

  1. Поддерживать и развивать интерес к предмету.

  2. Формировать эстетические и двигательные интересы детей в играх.

  3. Развивать в учащихся творческое воображение и мышление.

  4. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки и укрепления здоровья.

  5. Формирование жизненно необходимых умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

  6. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Практическая значимость этой работы состоит в том, что её результаты позволяют установить эффективность процесса формирования и развития творческой активности у учащихся на уроках физической культуры, использование которых значительно повышает интерес учащихся к урокам, улучшает посещаемость, создает реальные предпосылки для творческой работы по саморазвитию, физическому совершенствованию.

Работая в школе, применяя основные принципы технологии, мы достигаем положительных результатов в формировании творческой активности учащихся. Ребята неплохо выступают на олимпиаде по физической культуре, занимают призовые места, успешно сдают экзамены. Каждый учитель может разрабатывать задания исходя из своих условий и возможностей, давая простор воображению и фантазии. Правильно построенный урок физической культуры дает возможность развивать у детей мыслительные процессы и коммуникативные качества, позволяет учащимся приобретать теоретические знания не только по физической культуре, но и по другим предметам. В проведении внеклассных и оздоровительных мероприятиях я использую межпредметные связи. Например, «Веселые старты» из традиционных эстафет превращаются в спортивный праздник с привлечением материала из истории, музыки, географии, литературы, математики. В таких праздниках участвуют также педагоги школы и родители учащихся. Среди спортивных праздников и игр, организуемых в школе, наибольшей популярностью у учащихся пользуются: КВН «Азбука Олимпиады», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Богатыри России», «Военно – спортивный марафон», «День здоровья». Традиционными и любимыми стали городские соревнования «Лыжня России» и «Кросс наций». Эти мероприятия способствуют улучшению физической подготовленности учащихся, повышению спортивного мастерства, формированию коллективизма.

Я стала шире использовать разнообразные формы игровой мотивации. Посредством игры я выявляю, развиваю и усиливаю творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит «почву» для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа. Игры расширяют кругозор детей, наряду с физическими качествами, развивают у них творческое воображение, способствуют формированию более масштабного мышления. Кроме игр большое внимание в работе с детьми уделяю коррекционной гимнастике, развитию гибкости, укреплению голеностопов, обучению правильному дыханию. Сюжетные уроки провожу после освоения технических элементов для закрепления учебного материала: по лыжной подготовке, гимнастике. Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально – логические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и д.р. В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к физической культуре и возникновение, и формирование всесторонне развитой личности.

Творчество – это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы – способный вовлечь в процесс педагогов, детей и родителей. Вовлекаю родителей в работу по организации кружков, оформлению спортивного зала, изготовлению атрибутов для спортивных игр. И родители оказывают помощь. В результате выросла и двигательная активность детей. Дети пишут сценарии спортивных праздников, составляют кроссворды, викторины. Например: во 2 «А» классе проводила урок по теме: «Гимнастика, игра, цирк». Задачи учителя: ориентировать детей в предстоящей игре, вовлечь их в обсуждении замысла игры для её обогащения; ознакомить с основными упражнениями гимнастики; привлечь внимание детей к красоте и выразительности движений.

Игровое название урока «Тайны цирка».

Игровая цель детей: придумать содержание игры в цирк; определить с помощью игровых тестов свою гибкость, быстроту, ловкость, силу.

Содержание. Диалог с детьми о замысле, построение и цели игры. Просмотр альбомов, рисунков, фотографий о цирки. Обсуждение артистических номеров своей программы: «Канатоходцы», «Акробаты», «Силачи», «Воздушные гимнасты» и д.р. Беседа с детьми о развитие двигательных способностей. Музыкальная разминка.

Игровые тесты: «Пропуск в цирк» :Ловкий – стойка на одной ноге после поворота на 360 градусов («Аист»); гибкий – наклон с касанием ладонью пола («Складной ножичек»); сильный – в упоре лежа пройти на руках 5 метров («Крокодильчик»); Быстрый – положить свои ладони на ладони товарища, который, выбрав момент, пытается осалить руку партнера, тот стремиться не допустить осаливания и убирает руки, после промаха поменяться ролями («Хлопушка»)

Игра «На арене циркачи» - имитация движений артистов в цирка. Дети выбирают, наиболее удачные движения, повторяют их и придумывают для них названия.

Домашнее задание. Нарисовать для выставки любимый цирковой номер. Провести в семье игру «Пропуск в цирк». Подобрать для чтения книжки о цирке, спорте, здоровом образе жизни.

Цирковую программу разрабатывали в творческом диалоге: учитель - учащиеся – родители. Гимнастические упражнения школьники осваивали как номера цирковой программы. Игровая атмосфера урока, двигательное творчество, выдумка и инициатива детей, взаимодействие, общение и дружба с взрослыми, перспектива предстоящего представления поддерживали интерес детей и их семей к физическим упражнениям, вызывали эмоциональный и нравственный подъем у детей и взрослых, способствовали овладению учениками базой двигательных навыков.

Игровой цирковой сюжет задает целенаправленную динамику уроков, вносит смысловую перспективу в овладение разнообразными гимнастическими упражнениями школьной программы, служит предпосылкой эстетического восприятия движения, веселого творчества и сотрудничества детей и взрослых в сфере физической культуры. Завершается игра цирковым представлением.

Чтобы узнать, какой интерес проявляют учащиеся к уроку физической культуры, провожу анкетирование и анализирую. Таким образом, анализ результатов исследования показал, что учащиеся имеют высокий уровень интереса к урокам физической культуры. Обобщая результаты можно заключить, что необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции организации и проведения урока физической культуры и продолжить поиск новых, высокоэффективных технологий обучения, направленных на повышение уровня интересов школьников к урокам физической культуры с учетом дифференцированного подхода в каждом классе.

Анкета мотивации

1.Тебе нравится на уроках физкультуры?

- нравится-2б

-не очень-1б

-не нравится-0б

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки физкультуры?

-не нравится-2б

-бывает по-разному-1б

-нравится-0б

6. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель по физкультуре?

-нет, не хотел бы-2б

-мне все равно-1б

-хотел бы-0б

2.Если у тебя сегодня первый урок-физкультура, ты всегда с радостью идешь в школу?

-иду с радостью-2б

-бывает по-разному-1б

-чаще нет-0б

5.Ты часто рассказываешь родителям про уроки физкультуры?

-часто-2б

-редко-1б

-не рассказываю-0б

7.У тебя в классе много друзей?

-много-2б

-мало-1б

-нет друзей-0б

3.Если бы учитель сказал, что завтра можешь не приходить на уроки физкультуры, ты согласился бы?

-все равно пришел бы-2б

-не знаю-1б

-не пошел бы-0б


8.Тебе нравятся твои одноклассники?

-нравятся-2б

-не очень-1б

-не нравятся-0б



Анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры

Баллы

Варианты ответов

20

Совсем не доволен.

30

Не доволен

40

Скорее не доволен, чем  доволен

50

Не знаю

60

Скорее доволен, чем не доволен

70

Доволен

80

Очень доволен





Результаты исследования и их анализ позволяют сделать следующие рекомендации, повышающие эффективность формирования творческих способностей у школьников:

  1. В уроки физической культуры следует включать специально разработанные задания и упражнения, способствующие формированию у занимающихся моторного и мыслительного творчества.

  2. Повышению двигательного потенциала школьников способствует частая смена общеразвивающих упражнений, применение в них различных предметов, а также использование музыкального сопровождения, соответствующего возрасту и интересам занимающихся.

  3. На уроках физической культуры следует выделять время для свободной двигательной импровизации, составления комплексов физических упражнений под музыку и без неё.

  4. Для стимулирования двигательной активности детей и развития у них творчества рекомендуется проводить конкурсы – соревнования на создание самого оригинального элемента, связки элементов с использованием предметов и без них.

  5. В уроки физической культуры целесообразно включать упражнения под музыкальное сопровождение, что способствует повышению двигательной активности учащихся, развивает чувство ритма и положительно влияет на эмоциональную сферу личности.

  6. Для формирования тактического мышления школьников на уроках физической культуры, при освоении спортивных игр, полезно предлагать учащимся самостоятельно решать задачи – ситуации, искусственно созданные учителем, прогнозировать дальнейшее развитие последующих тактических моментов.

  7. При решении поставленных учителем задач – ситуаций формировать у школьников поиск нескольких правильных ответов.

  8. На уроках физической культуры использовать приемы обучения школьников разбору и решению тактических комбинаций в спортивных играх, способствующих формированию мыслительного творчества.

  9. Формирование творчества учащихся необходимо осуществлять последовательно в целостной системе учебно-воспитательного процесса.