Развитие творческого потенциала обучающихся и духовно-нравственное воспитание в учебной и внеурочной деятельности учителя-словесника
Шерендяк Ольга Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11»,
город Абакан, Республика Хакасия
Одной из главных задач современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Наиболее последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная и творческая жизнь школьника, где базовые общечеловеческие ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.
Ситуация нового времени в стремительно меняющемся мире, а также в условиях социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность с опорой на духовно-нравственные ценности. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией – т.е. творчески.
Развитие в наших детях творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Но, к сожалению, это трудоёмкий и не всегда благодарный процесс с трудно прогнозируемыми результатами.
Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждены, что обучить творчеству можно, необходимо дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Приверженцы теории одарённости каждого ребёнка призывают нас, педагогов, учить создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, потому что тогда формирование личности каждого ученика будет происходить в развитии и самосовершенствовании, а не в бессмысленном заучивании слов учителя и текста учебника.
Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
В творчестве в полной мере реализуется системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС нового поколения.
Один из возможных путей обеспечения процесса самореализации мы связываем с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель-тьютор не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
Большую роль в развитии креативности играет опыт, получаемый ребенком в семье. Существенную роль оказывает профессия родителей, их социальный статус и их позиции по отношению к детям. У детей-интеллектуалов родители в большем числе случаев имели высшее образование, чем у детей-креативов.
Родители креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности поступать и делать все правильно.
Родители интеллектуалов основное внимание обращают на внешние факторы, способствующие карьере ребенка, а родители креативов главное внимание уделяют внутренним качествам ребенка. Первенцы или те дети, которые по тем или иным причинам оказывались своеобразными лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями. Иными словами, предоставление относительной самостоятельности, свободы, выраженное уважение к ребенку и отсутствие излишней требовательности (не путать с попустительством и равнодушием) к нему способствуют формированию у него творческих способностей.
Чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Ребёнку надо предоставить выбор вида деятельности, способа работы. Здесь желание ученика, его интерес, эмоциональный подъём служат гарантией того, что даже большое умственное напряжение не утомит, а наоборот принесёт пользу.
Предоставленная ребенку свобода выбора не только не исключает, а, наоборот, предполагает доброжелательную помощь взрослых – тьюторство, сопровождение, сотрудничество.
К.Э. Циолковский писал [2]: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где ребят учат ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты. Это очень хорошо реализуется на уроках русского языка и литературы.
Ориентация на интеллектуальную инициативу. Интеллектуальная инициатива - это проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне либо по-другому подойти к ней. Поддержка и развитие этих способностей должны быть постоянной заботой педагога.
Доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний. Немецкий преподаватель и мыслитель и Адольф Дистервег говорил о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить» [1]. Важность этого требования может быть осознана на уровне формально-логических рассуждений. Однако реальная практика обучения в массовой школе строится таким образом, что обучение представлено как преимущественно репродуктивная деятельность, направленная на усвоение уже открытых законов, правил, положений, на восприятие и усвоение добытой кем-то информации.
Решающим фактором развития продуктивного мышления являются не сами знания (их объем, разнообразие и т.п.), а методы их усвоения (А.М. Матюшкин и др.). Этот подход в отечественных психолого-педагогических исследованиях разрабатывался в рамках идеи проблемного обучения. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны ориентировать их не на "игры в решение проблем", а на "реальное решение реальных проблем".
Сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с их коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только индивидуальной, но коллективной творческой деятельности, что позволит успешно решать значительную часть проблем, относящихся к сфере личностного развития.
Начинать надо с себя, потому что, постоянно видя перед собой пример творчески работающего учителя, ученик и сам учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности. Выполнению поставленных задач на развитие творчества во многом способствуют так называемые «нестандартные уроки».
Например, после изучения литературы 20-30-х годов в 11-м классе провожу урок-презентацию «Цветы любимому писателю», на котором учащиеся делают посвящения (кто прозой, а кто и стихами) и « дарят» цветы поэтам и писателям, чье творчество оставило у них наиболее яркое впечатление: Есенину - полевые цветы («сын русских полей»), Шолохову -- колосок пшеницы и василек («поднял» целину - заколосилась пшеница!), Маяковскому - гвоздики - символ революции («О, звериная! / О, детская! / О, копеечная! / О, великая!») и т.п.
В 10-м классе после изучения романа-эпопеи «Война и мир» провожу урок-концерт, на котором учащиеся показывают отдельные сцены из романа, «самые эмоциональные», по их мнению: юная Наташа Ростова и Борис Друбецкой в цветочной, ночной разговор Наташи и Сони в Отрадном, первый бал Наташи и другие.
Урок-сюрприз «Талант побуждает к творчеству!» В конце такого урока все вместе делаем вывод, что из всех способностей человека самая главная - это способность к творчеству. Она необходима в любой работе, в любой профессии, и, кем бы мы ни были, нужно относиться к своему делу творчески, а не как механические исполнители. Творчество - это великая сила, которая дает человеку возможность творить независимо от возраста.
Урок-суд над Чичиковым по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» позволяет не только детально изучить текст произведения, но и выработать собственное отношение к герою, которое должно быть аргументировано фактами из биографии Павла Ивановича. Урок-суд – ролевая игра, где ученики могут выступить как прокуроры, или адвокаты, или поучаствовать в обсуждении присяжных заседателей. Такая форма работы помогает совершенствовать умение публичного выступления, для которого необходимо написать монологическую речь обвинителя или защитника с опорой на текст произведения. Подобные уроки способны формировать собственные духовно-нравственные ориентиры у учащихся без нотаций и пустых нравоучений, в индивидуальной и совместной деятельности.
Помимо нестандартных уроков, которые, несомненно, способствуют подготовке ярко чувствующего и критически мыслящего человека, практически на каждом уроке использую задания, основывающиеся на воображении учеников (представьте себе, что... Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?) Еще Альберт Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции» [3], поэтому преподавание стараюсь выстраивать так, чтобы работа воображения моих учащихся была активной и плодотворной.
Урок ограничивает учителя содержанием, этапами, временем и количеством учащихся на нём. Конечно, групповое и коллективное творчество имеет право быть, но настоящий полёт мысли и фантазии иногда требует уединения, тишины и единомыслия, сотворчества ученика и учителя-тьютора. Здесь роль индивидуальных внеурочных занятий-встреч первостепенна. Из многочасовых диалогов рождаются исследовательские работы, первые детские стихи и рассказы, статьи в школьную газету, эссе на конкурсы, тексты ярких публичных выступлений и многое другое.
Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.
При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает, на их пути, к сожалению, встречаются равнодушные учителя-«урокодатели».
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то» [3], - эти пронизанные болью слова Актуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это неравнодушное и умелое руководство со стороны взрослых. У каждого гениального ученика был не менее гениальный Учитель, который из искорки одарённости через упорный, каждодневный труд зажёг в своём воспитаннике огонь гениальности!
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. - [Электронный ресурс]. - URL: https://si-sv.com/board/a_disterveg/9-1-0-12 (дата обращения: 05.03.2020).
Современные педагогические технологии в организации занятий по внеурочной деятельности. - [Электронный ресурс]. - URL: https://gym1563v.mskobr.ru/files/sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.pdf (дата обращения: 03.03.2020).
Цитаты известных личностей.
- [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.citaty.net/ (дата обращения: 03.03.2020).
5