М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Гимназия №11» 143980, Россия, Московская область, город Балашиха, микрорайон Железнодорожный, улица Колхозная, дом 9 Телефон / Факс: +7 (495) 527 75 13 Электронная почта: [email protected] Официальный сайт: http://www.mboug.ru/ |
«Развитие творческого потенциала педагога»
Составила учитель высшей квалификационной категории
Устинова Елена Юрьевна
"Тот, кто мало знает, малому может и научить".
Я.А.Коменский
Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. "Новая школа". И в этой школе - учитель XXI века: человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений - без этого будущее немыслимо.
В современных условиях перед образованием остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма и компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и дальнейшая успешность учеников в жизни.
Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность».
Современный учитель - учитель-исследователь, научный руководитель учащихся. Учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в Учителе человека, живущего их временем, их интересами.
Учитель должен быть Личностью. "Только личность может воспитать личность" (Ушинский). А для этого нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем. И мне близка и интересна эта позиция.
Каждый мыслящий человек задумывается: «Кто я такой?», «Для чего пришел в этот мир?», «Что я должен полезного сделать, чтобы отблагодарить Бога за Его великий дар - ЖИЗНЬ?!».
И приходит осознание того, что научить предмету - это безумно мало. Учитель приходит к детям для чего-то еще.
Нельзя замыкаться в рамках предмета, жизнь гораздо шире, и нужно суметь показать ребятам как можно больше ее граней.
Да, педагогом быть почётно, даже прекрасно, но при условии, если учитель сможет создать такую жизнь, в которой будет комфортно и ученикам, и родителям; поэтому одна из основных идей моей педагогической философии - это стремление постичь необъятные горизонты науки и способность к самосовершенствованию, постоянное познание детей и самого себя.
Моя педагогическая психология - научить детей верить в себя! А добиться этого можно только благодаря совместному творчеству учителя и ученика.
Деятельность педагога многогранна, в ней всегда есть место творчеству.
Всем известно, что наша профессия учителя является одной из наиболее творческих видов деятельности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой.
Каждый человек в течении своей жизни должен стремиться сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей.
Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Современный учитель действительно творческий человек. К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению профессионального мастерства путём самообразования.
Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация.
С другой стороны, опыт работы в школе убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремиться к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Только эрудированный педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента.
Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Хочется отметить, что учитель работает на будущее, он воспитывает и развивает тех, кто сменит наше поколение. Способность найти свою личную грань, определить собственную оптимальную дистанцию между собой и своими учениками – одно из необходимых профессиональных качеств учителя. Вместе с тем и развивается личность самого педагога.
Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методических объединений учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участие в экспертных комиссиях, рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд.
Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования, однако только самые творческие педагоги способны создать новизну глобального характера.
Творческий потенциал учителя — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества.
Много зависит и от личности учителя: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации педагогической деятельности. Замкнутость, недостаток передовой информации, отсутствие заинтересованности в получении новых знаний, умений и навыков губительны для творческого потенциала и ведут к его деградации.
С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, изменения и перехода на новый уровень.
Однако творчество - это не только знания, это и богатый духовный мир человека. Когда человек умеет отличать добро от зла, важное от второстепенного, находить в себе силы для решения поставленных задач. Это и есть выражение нашей духовности. Это дело каждого человека, думаю, это и есть важнейшее творчество. Каждый человек творит свою личность. Но создает ее не в одиночестве, не в пустоте, а общаясь с другими людьми. Богатство творческого учителя в его учениках.
Нередко люди удивляются, когда я говорю, что работаю учителем. К сожалению, распространено мнение, что эта профессия далеко не самая престижная в нашем современном обществе. Конечно, для такого мнения есть свои объективные причины, например, низкий уровень доходности.
Но меня это не остановило.
Я поняла, что хочу и могу быть учителем музыки.
Кто я? Я – учитель! Вроде бы обыкновенное слово, но многие, когда узнают, кто я по профессии, ухмыляются, за глаза называют «училкой». Да, я – учитель! До ночи готовлюсь к урокам, трачу деньги на методическую литературу и овладеваю новыми технологиями.
Для меня слово «учитель» значит, как музыка, сразу начинает работать воображение, и мысли уже не остановить, мечты не унять. Работа учителя многогранна. В каком бы настроении ты не пришла в класс, всегда можно сделать что-то полезное. Мало ли дел у учителя. Главное - трудись, пробуй, не останавливайся на полдороги – и всё получится.
6.00. Звенит будильник. Встаёшь с постели.
В 7.10 выходишь из дома и вот уже бежишь, порхаешь по знакомой дороге, ведущей в школу. Как один день пролетели годы. Мой кабинет… Всё здесь радует, уют создан моими руками. В шкафах привычные книги, ноты, музыкальные диски, в кашпо на стенах комнатные цветы.
Да, это важно. Но важнее всего - это детские улыбки, встречающие тебя у порога школы, задорный смех. Такое тепло разливается в душе и понимаешь, что ты нужен им.
И всякий раз, приходя в класс, ощущаешь – ты – учитель, ты должен быть на высоте, добрым, и в то же время строгим и требовательным. Но, смотря на своих учеников, понимаешь – это не так просто, ведь дети чувствуют любую фальшь. Постоянно приходится преодолевать различные трудности. И в такие моменты чувствуешь внутреннее удовлетворение от того, что души учеников откликаются и становятся созвучны твоей душе, и понимаешь, что главное сейчас - сделать всё, чтобы этот огонёк не погас. Наверное, это и есть главное - разбудить живую душу детей, а не просто сообщить им какие-то сведения.
Обыкновенный рабочий день в школе.
Тишина и покой – идут уроки…
Цель работы каждого педагога - воспитание личности в лучших идеалах общественной жизни. Я думаю, именно поэтому с давних пор учитель, воспитатель, педагог считается «сеятелем» - человеком, который сеет «разумное, доброе, вечное». Но для того, чтобы воспитать такую личность, педагог сам должен быть личностью духовно-нравственной, творческой; для этого необходимо постоянно развиваться, совершенствовать свои знания и умения, любить то дело, которому отдаешь себя.
Проработав в школе 35 лет, я поняла, что уроки могут по-настоящему увлечь, что общение с детьми приносит огромное удовольствие, что при всей сложности работа учителя способна волновать, приносить удовлетворение. Поэтому я думаю, что те сложности, которые приходится преодолевать - это временно, а радость от того, что на твоих глазах формируется новая личность, что ты сам вложил частичку своей души в становление этой личности - это навсегда.
Литература.
1.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва “Просвещение”, 2009 г.
2.Журнал “ Завуч управление современной школы”. Центр “Педагогический поиск”, № 6 2010 г.
3.Лучшие страницы педагогической прессы № 4. 2007.т
4.Н.В. Мартишина, «Становление творческого потенциала личности будущего педагога», «Известия Российской Академии образования», 2006 год.
5.Н.В. Мартишина, «Сущность и основные характеристики творческого потенциала педагога», «Педагогическое образование и наука», 2007 год.
4