СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом объединениии.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала школьников»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


МБОУ «Первомайская СШ»

Бердникова С.С.



Школа, если идти в глубь веков, например, от Платона, имела следующие значения: отдых, освобождение, праздность, занятие на досуге, а также учебная беседа, умственный труд.

Трудно, конечно, поставить в один ряд отдых и лекцию, праздность и учебные занятия, но помочь ребёнку открыть себя, познакомиться с самим собой, с тем, которого ты ещё не знал раньше – это-то возможно.

Одной из основных и , наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей.

Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Стремление развить эти качества и движет нами при работе с детьми.

Но также нельзя забывать, что слово «творчество» происходит от «творить», т.е. создавать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребёнка то, что у него никогда ёщё не получалось.

Что же можно предпринять для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала? В школе существуют следующие формы внеурочной работы: предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, кружки по интересам.

Остановимся подробнее на некоторых формах работы.

Предметная неделя – это комплекс мероприятий, связанных с определённым предметом или рядом предметов. Чем же привлекательна эта форма работы?

  1. Привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видах деятельности, нежели урок.

  2. С точки зрения технологии и педагогики, это перевод процесса познания в деятельность.

  3. В контексте реализации педагогических технологий, суть которых заключается в том, что ученик не пассивный слушатель, а активный участник, ученик должен получить конкретную задачу и решить её самостоятельно, поскольку при подготовке к какому-либо мероприятию (викторине, конкурсу, конференции) в рамках предметной недели учащийся выступает как партнёр учителя.

Т.о., ребёнок является активным участником педагогического процесса.

С точки зрения технологии, содержательная сторона мероприятий в рамках предметной недели играет положительную роль, т.к. хорошо усваивается и запоминается то, что воспринимается на положительном фоне, что потребовало приложения определённых усилий, что имеет нетрадиционную форму. Именно мероприятия предметных недель, даже если это просто соревнования, проходят на положительном эмоциональном фоне, иначе они не состоялись бы или прошли бы формально.

В этом учебном году в рамках недели предметов гуманитарного цикла были проведены следующие мероприятия:

  • Конкурсы стенных газет, кроссвордов, анекдотов с уроков

  • Викторина «Все сказки в гости к нам»

  • Игры-соревнования знатоков русского языка, истории, английского языка

  • Спектакль для учащихся начальной школы и детского сада по сказке «Теремок»

  • Путешествие в страну языкознания

  • Устный лингвистический журнал «Наш язык»

Следующая форма работы – организация праздничных мероприятий. Это совместная деятельность педагогов и учащихся, здесь они выступают на равных, что способствует развитию нормального общения между учителем и учеником, привлечению большего количества детей, выявлению их талантов и возможностей.

Ещё хотелось бы отметить следующее: подготовка действа способствует развитию оригинального мышления, ведь подготовка каждого номера – это творческий процесс, который помогает увидеть обычные вещи по-разному.

В любом мероприятии, будь то концерт, вечер, конкурс, мы стараемся представить все жанры: стихи, песни, танцы, театрализованные номера, пародии, игру на музыкальных инструментах. Конечно же, не забываем и о художественном оформлении зала (плакаты, рисунки, карикатуры и т.п.)

Большую роль в развитии творческих способностей играют различные кружки от Дома Творчества, которые ведут учителя школы, а также музыкальная и художестенная школы.

На протяжении нескольких лет я веду литературно-драматический кружок и могу с полной уверенностью сказать, что эта форма работы решает не только проблему развития творческих способностей, но и эффективно влияет на учебно-воспитательный процесс. Это сплочение коллектива класса, учеников и учителей, учителей и родителей, расширение культурного диапазона, повышение культуры поведения и т.п.

Методы, формы и содержание театральных занятий реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока; развивают полезные для учёбы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и весёлого труда.

За эти годы силами кружка были поставлены следующие спектакли:

  • По сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

  • По басням И.А.Крылова

  • Новогодние представления: «Волшебный посох», «Разыскивается Дед Мороз», «Новый год у царя Гороха»

  • «Сказочный калейдоскоп»

  • «Школьный ералаш»

  • По сказкам «Теремок», «Зайкина избушка», «Репка», «Золотая рыбка»

Кроме этого, на каждом праздничном мероприятии мы показываем сценки, пародии, пантомимы. Выступаем не только перед школьниками, но и перед родителями, в детском саду. Стало традицией проведение многих мероприятий вместе с родителями: дискуссия «Спасёт ли мир доброта», День именинников, конкурс «Мама, папа, я – дружная семья», родительские собрания – «Семья вместе – душа на месте», «В дружбе взрослых и детей сила школы и семей». На таких мероприятиях мы обязательно готовили выставки творческих работ учащихся: макраме, вышивки, рисунки, лепка и т.п. Каждый ребёнок старался принести хотя бы маленькую открытку, дощечку, сделанную своими руками, чтобы все видели, что он тоже что-то умеет делать сам.

В День театра мы были трижды на спектаклях в Смоленском драматическом и камерном театрах.

Если говорить о результатах работы по развитию творческого потенциала детей, то можно назвать следующие: (выпуск 2004 года – 19 учащихся):

  • Двое закончили музыкальную школу (пианино, баян)

  • Трое – художественную школу

  • Пятеро танцевали в ансамбле «Вдохновение», известном не только в посёлке, но и в районе и области

  • Пятеро были членами ансамбля балалаечников, который перерос затем в ВИА «Детство»

  • Шестеро писали стихи, некоторые из них вошли в альманах Шумячского района «Перекрёсток»

  • Во многих творческих конкурсах (районных, областных, всероссийских) работы моих учеников занимают призовые места

Одним из результатов работы по повышению творческого потенциала является и то, что учащиеся начинают заниматься самостоятельно режессурой. Так ,например, в 8 классе группа учащихся придумала и провела познавательно-развлекательную программу для детей и родителей «Времечко 8 а», в 9 классе – пародии на учителей, в 11 – выпускной вечер.

Всем ясно, что развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет её отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, что самое главное – это то, что у ребёнка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.